Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  2. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  3. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  4. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  5. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  6. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  7. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, отыграв у «Минска» два гола
  8. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  9. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  10. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  11. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  12. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  13. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  14. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  15. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  16. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  17. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  18. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  19. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  20. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  21. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  22. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  23. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  24. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  25. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  26. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  27. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  28. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  29. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  30. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
реклама


Вячеслав БЕЛУГА,

Февраль, похоже, последний спокойный месяц перед грядущим сезоном массовых автопокупок. Белорусы с тяжелым вздохом прощаются с возможностью приобретать дешевые, хотя и подержанные иномарки. Повышение пошлин для физических лиц, намеченное на июль, по мнению экспертов, на 90 % свершившийся факт, поэтому весна обещает быть жаркой. Большие надежды с наступившим годом связывают и автодилеры. Некоторые из них признают: такого сложного периода, как в минувший экономический кризис, не было за всю историю.

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в 2010 году в Беларуси продано 12 899 новых автомобилей, что на 31 % меньше, чем год назад. Как отмечают эксперты, характерной особенностью прошлого сезона стало смещение покупательского интереса в сторону российских автомобильных брендов. Белорусы предпочли (см. диаграмму)пополнить свои гаражи ВАЗами, ГАЗами и УАЗами, увеличив продажи российских авто на 81 % (продано 3813 машин). Между тем продажи импортных авто упали на 45 % (9086 машин). А ведь в 2009 году ситуация была противоположной – рынок российских автомобилей падал гораздо сильнее рынка импортных конкурентов.

Такое поведение потребителя объясняется просто: более доступная цена и отсутствие таможенных платежей делают российскую технику предпочтительней. Кроме того, курс госпредприятий на отказ от приобретения новой импортной техники и ориентация на покупку белорусских и российских авто также сыграли существенную роль. Возглавляют общий рейтинг ВАЗ и ГАЗ с уровнем продаж 1 531 (11,87 %) и 1 420 (11,01 %) автомобилей соответственно. В рейтинге по импортным автомобилям лидирует "Volkswagen" с рыночной долей 9,37 % (1 208 автомобилей). Четвертое место перешло к "Daewoo" (7,69 %). Пятую строчку занимает еще один "россиянин" — УАЗ (6,06 %).

Впрочем, в сегменте легковых автомобилей лидеры несколько иные. На первом месте по продажам по-прежнему ВАЗ с рыночной долей 16,68 % (продана 1531 машина). Второе место за "Daewoo" (10,81 %, или 992 машины). Следом идут "Skoda" (6,7 %, или 615), "Volkswagen" (5,7%, или 523) и "Chevrolet" (4,9 %, или 450). В БАА отмечают: продажи легковых автомобилей в 2010 году упали на 40,3 % (9 177) по сравнению с 2009 годом.

Компактные малыши – самые популярные машины прошлого сезона. Это единственный класс автомобилей, который продемонстрировал рост продаж, увеличившись на 28,18 %. Самые крупные новые автомобили классов "A" и "SUV" показали падение. Класс компактных автомобилей сократился на 38,78 %, до 2 908 единиц, а класс внедорожников упал на 29,38 %, до уровня продаж 2 589 автомобилей. Наибольшее падение зафиксировано в сегменте минивэнов "MPV" (226, или -77,31 %).

Самым популярным легковым авто стал "Daewoo Matiz" (706 машин). Далее следует ВАЗовская "семерка". На третью строчку взобрался белорусско-иранский "скакун" "Samand" (369 автомобилей). Четвертая позиция за "Renault Logan". Замыкает пятерку лидеров ВАЗ-2121 ("Нива").

В сегменте коммерческих авто сюрпризом стали положительные тенденции продаж. Это первый показатель роста (на 16 %) после 2008 года, и снова отличились россияне. Так, по итогам 2010 года первую строчку занимает ГАЗ с рыночной долей 37,88 % (1410 машин). На вторую переместился "Volkswagen" (18,4 %, или 685). Следом идет УАЗ (14,54 %, или 541), "Peugeot" (11,93 %, или 444) и "Citroen" (6,02 %, или 224).

Эксперты отмечают: класс легких коммерческих фургонов сократился на 22,25 % (734 автомобиля). Зато сегмент авто грузоподъемностью до 3,5 тонны вырос почти на треть (2979 новых авто).

Самым популярным коммерческим автомобилем у белорусов стала "газель" (1246 единиц), следом идет "УАЗ Farmer" (511). Третий по популярности – "Peugeot Partner" (298). Четвертое и пятое места за моделями "Volkswagen" – "Caddy" (268) и "Crafter" (160) соответственно.

Приходу в Беларусь серьезных автопроизводителей и организации здесь сборочных производств мешает ряд факторов. И основным, по мнению председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, остается различие в ставках для юридических и физических лиц. Если 1 июля 2011 года выравнивание пошлин все же произойдет, наша страна имеет весьма неплохие перспективы принять у себя ведущие автобренды. Беларусь как раз вписывается в тенденцию последних лет, характерную для организации сборочных производств: страна с развивающейся экономикой и вполне приемлемой по уровню зарплаты рабочей силой. Впрочем, инвестиционная привлекательность, которою так активно начала повышать Беларусь, зарабатывается годами. Кроме того, по мнению Сергея Михневича, у нашей страны больше шансов и перспектив развивать производство автокомпонентов, чем самих машин. Тем более что в соседней России поставлена задача вдвое увеличить объемы производства автомобилей, повышая степень локализации сборки. Все это говорит о том, что в ближайшие годы потребность в комплектующих вырастет в разы. Они могут поставляться как на конвейер, так и на центральные склады европейских автопроизводителей. Поэтому если Беларусь не сможет привлечь инвестора, мы потеряем время, считает эксперт.

Слухи о выравнивании пошлин звучат все более настойчиво, поэтому автодилеры с надеждой смотрят на грядущие перспективы. Эксперты утверждают, что, если все пойдет по задуманному сценарию, можно будет говорить о скором оживлении рынка и восстановлении докризисных объемов продаж. При этом относительно устойчивыми будут продажи именно тех брендов, которые обзавелись сборочными производствами в России. К примеру, из Калуги в феврале—марте 2011 года приедут в Беларусь "Polo", седаны "Volkswagen". Ожидается, что конкурентоспособные цены и отсутствие растаможки на новые автомобили импортных брендов из России укрепят позиции дилеров.

Кроме того, можно прогнозировать стабилизацию рынка автокредитования. Сегодня ставки почти достигли докризисных и держатся на уровне 15—17 % в белорусских рублях. Между тем каждый из дилеров активно ведет переговоры с банками, делая свои коммерческие предложения более привлекательными. Кроме того, Белорусская автомобильная ассоциация ведет активные переговоры о расширении возможностей схемы замены авто с пробегом на новые машины — так называемый Trade-In. Если проект будет одобрен, у официальных дилеров появится возможность устанавливать на автомобили вполне конкурентоспособные цены.

-25%
-10%
-10%
-10%
-50%
-12%
-10%
-50%
-20%
-44%