Деньги и власть


Вячеслав БЕЛУГА, /

Февраль, похоже, последний спокойный месяц перед грядущим сезоном массовых автопокупок. Белорусы с тяжелым вздохом прощаются с возможностью приобретать дешевые, хотя и подержанные иномарки. Повышение пошлин для физических лиц, намеченное на июль, по мнению экспертов, на 90 % свершившийся факт, поэтому весна обещает быть жаркой. Большие надежды с наступившим годом связывают и автодилеры. Некоторые из них признают: такого сложного периода, как в минувший экономический кризис, не было за всю историю.

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в 2010 году в Беларуси продано 12 899 новых автомобилей, что на 31 % меньше, чем год назад. Как отмечают эксперты, характерной особенностью прошлого сезона стало смещение покупательского интереса в сторону российских автомобильных брендов. Белорусы предпочли (см. диаграмму)пополнить свои гаражи ВАЗами, ГАЗами и УАЗами, увеличив продажи российских авто на 81 % (продано 3813 машин). Между тем продажи импортных авто упали на 45 % (9086 машин). А ведь в 2009 году ситуация была противоположной – рынок российских автомобилей падал гораздо сильнее рынка импортных конкурентов.

Такое поведение потребителя объясняется просто: более доступная цена и отсутствие таможенных платежей делают российскую технику предпочтительней. Кроме того, курс госпредприятий на отказ от приобретения новой импортной техники и ориентация на покупку белорусских и российских авто также сыграли существенную роль. Возглавляют общий рейтинг ВАЗ и ГАЗ с уровнем продаж 1 531 (11,87 %) и 1 420 (11,01 %) автомобилей соответственно. В рейтинге по импортным автомобилям лидирует "Volkswagen" с рыночной долей 9,37 % (1 208 автомобилей). Четвертое место перешло к "Daewoo" (7,69 %). Пятую строчку занимает еще один "россиянин" — УАЗ (6,06 %).

Впрочем, в сегменте легковых автомобилей лидеры несколько иные. На первом месте по продажам по-прежнему ВАЗ с рыночной долей 16,68 % (продана 1531 машина). Второе место за "Daewoo" (10,81 %, или 992 машины). Следом идут "Skoda" (6,7 %, или 615), "Volkswagen" (5,7%, или 523) и "Chevrolet" (4,9 %, или 450). В БАА отмечают: продажи легковых автомобилей в 2010 году упали на 40,3 % (9 177) по сравнению с 2009 годом.

Компактные малыши – самые популярные машины прошлого сезона. Это единственный класс автомобилей, который продемонстрировал рост продаж, увеличившись на 28,18 %. Самые крупные новые автомобили классов "A" и "SUV" показали падение. Класс компактных автомобилей сократился на 38,78 %, до 2 908 единиц, а класс внедорожников упал на 29,38 %, до уровня продаж 2 589 автомобилей. Наибольшее падение зафиксировано в сегменте минивэнов "MPV" (226, или -77,31 %).

Самым популярным легковым авто стал "Daewoo Matiz" (706 машин). Далее следует ВАЗовская "семерка". На третью строчку взобрался белорусско-иранский "скакун" "Samand" (369 автомобилей). Четвертая позиция за "Renault Logan". Замыкает пятерку лидеров ВАЗ-2121 ("Нива").

В сегменте коммерческих авто сюрпризом стали положительные тенденции продаж. Это первый показатель роста (на 16 %) после 2008 года, и снова отличились россияне. Так, по итогам 2010 года первую строчку занимает ГАЗ с рыночной долей 37,88 % (1410 машин). На вторую переместился "Volkswagen" (18,4 %, или 685). Следом идет УАЗ (14,54 %, или 541), "Peugeot" (11,93 %, или 444) и "Citroen" (6,02 %, или 224).

Эксперты отмечают: класс легких коммерческих фургонов сократился на 22,25 % (734 автомобиля). Зато сегмент авто грузоподъемностью до 3,5 тонны вырос почти на треть (2979 новых авто).

Самым популярным коммерческим автомобилем у белорусов стала "газель" (1246 единиц), следом идет "УАЗ Farmer" (511). Третий по популярности – "Peugeot Partner" (298). Четвертое и пятое места за моделями "Volkswagen" – "Caddy" (268) и "Crafter" (160) соответственно.

Приходу в Беларусь серьезных автопроизводителей и организации здесь сборочных производств мешает ряд факторов. И основным, по мнению председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, остается различие в ставках для юридических и физических лиц. Если 1 июля 2011 года выравнивание пошлин все же произойдет, наша страна имеет весьма неплохие перспективы принять у себя ведущие автобренды. Беларусь как раз вписывается в тенденцию последних лет, характерную для организации сборочных производств: страна с развивающейся экономикой и вполне приемлемой по уровню зарплаты рабочей силой. Впрочем, инвестиционная привлекательность, которою так активно начала повышать Беларусь, зарабатывается годами. Кроме того, по мнению Сергея Михневича, у нашей страны больше шансов и перспектив развивать производство автокомпонентов, чем самих машин. Тем более что в соседней России поставлена задача вдвое увеличить объемы производства автомобилей, повышая степень локализации сборки. Все это говорит о том, что в ближайшие годы потребность в комплектующих вырастет в разы. Они могут поставляться как на конвейер, так и на центральные склады европейских автопроизводителей. Поэтому если Беларусь не сможет привлечь инвестора, мы потеряем время, считает эксперт.

Слухи о выравнивании пошлин звучат все более настойчиво, поэтому автодилеры с надеждой смотрят на грядущие перспективы. Эксперты утверждают, что, если все пойдет по задуманному сценарию, можно будет говорить о скором оживлении рынка и восстановлении докризисных объемов продаж. При этом относительно устойчивыми будут продажи именно тех брендов, которые обзавелись сборочными производствами в России. К примеру, из Калуги в феврале—марте 2011 года приедут в Беларусь "Polo", седаны "Volkswagen". Ожидается, что конкурентоспособные цены и отсутствие растаможки на новые автомобили импортных брендов из России укрепят позиции дилеров.

Кроме того, можно прогнозировать стабилизацию рынка автокредитования. Сегодня ставки почти достигли докризисных и держатся на уровне 15—17 % в белорусских рублях. Между тем каждый из дилеров активно ведет переговоры с банками, делая свои коммерческие предложения более привлекательными. Кроме того, Белорусская автомобильная ассоциация ведет активные переговоры о расширении возможностей схемы замены авто с пробегом на новые машины — так называемый Trade-In. Если проект будет одобрен, у официальных дилеров появится возможность устанавливать на автомобили вполне конкурентоспособные цены.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-50%
-10%
-30%
-70%
-30%
-40%
0058043