Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Праздничный
Паритетбанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
15%
Сезон мини
Идея Банк
15%

Все кредиты

Деньги и власть


C 1 марта власти Беларуси объявили о либерализации ценообразования. С одной стороны, это долгожданное решение, о котором просили предприниматели. Но негативный фон этому решению создает массовый рост цен, который имел место быть в январе-феврале текущего года. Потребители опасаются, не стоит ли за принятием прогрессивного указа № 72 очередная волна подорожаний.

Напомним, что Александр Лукашенко подписанным 25 февраля указом № 72 расширил сферу применения свободного ценообразования в Беларуси. В соответствии с документом определен ограниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые будут регулироваться правительством и местными госорганами. Цены на товары, не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться производителями самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, то есть спроса и предложения. Указом также отменены предельные индексы изменения отпускных цен, которые могло устанавливать правительство. Соответственно отменяется регистрация этих цен (тарифов). Также исключена необходимость предоставления экономических расчетов при определении уровня применяемых цен, за исключением регулируемых. Отмена этих норм обусловила и необходимость изменения состава административных правонарушений в сфере ценообразования. В течение 6 месяцев будут внесены соответствующие изменения в законодательство.

Социальный перечень

Какие же ведомства будут регулировать ценообразование в стране? Какие группы товаров и услуг будут находиться под опекой государства? Ответ на это дает приложение 1 к указу № 72.

Совмин будет регулировать тарифы на нотариальные и риэлтерские услуги, а также на коммунальные услуги, оказываемые населению. Кроме того, правительство будет контролировать цены на продукцию (услуги) военного назначения и услуги по сопровождению товаров и транспортных средств.

В обязанности Минстройархитектуры будет входить контроль за стоимостью работ в строительстве, осуществляемом с привлечением средств госбюджета.

Минздрав будет регулировать платные медицинские услуги (по согласованию с Минэкономики) по перечню видов услуг, определяемому Совмином.

На совести Министерства образования останется платное обучение в госучреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования.

Минсельхозпрод будет регулировать цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (по согласованию с Минэкономики).

Минфин будет устанавливать цены на драгоценные металлы и драгоценные камни, кроме купли-продажи банками драгметаллов в виде мерных слитков и монет у физических лиц. Минпром - на лом и отходы черных и цветных металлов.

Самая большая нагрузка ляжет на Минэкономики, которое останется регулятором цен на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Экономическое ведомство будет устанавливать цены на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Совмином, а также на алкогольную продукцию (крепостью свыше 28%) и табачные изделия (по согласованию с Минторгом). Проще говоря, молоко, кефир, мясо, хлеб и другие продукты первой необходимости останутся под опекой государства.

Определение стоимости энергоресурсов (природный газ, электро- и теплоэнергия) для промышленников также будут находиться в компетенции Минэкономики.

Кроме того, за ведомством Николая Снопкова сохранена функция определения цены на транзит нефти и газа, а также на лекарства и экспортируемые товары по перечню, определяемому правительством.

На Минэкономики возложены обязанности регулировать тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом, на услуги электросвязи, почтовой связи общего пользования и транспортных терминалов, аэропортов. Совместно с Министерством внутренних дел будет контролироваться стоимость услуг, оказываемых Департаментом охраны и ГАИ МВД.

За концерном "Белнефтехим" оставлено право устанавливать цены на нефтепродукты (за исключением продукции, реализуемой Белорусской нефтяной компанией по перечню, определяемому Совмином).

Нацбанк будет устанавливать цены на драгоценные металлы и драгоценные камни при осуществлении банковских операций, Оперативно-аналитический центр при президенте - на услуги электросвязи по присоединению сетей передачи данных к единой республиканской сети передачи данных, создание которой запланировано к началу 2012 года.

Мингорисполкому и облисполкомам поручено регулировать цены на продукцию производителей, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, социально значимые товары (работы, услуги) (за исключением регулируемых Минэкономики) по перечню, определяемому Совмином. Также на местный уровень передается формирование тарифов на услуги, которые оказывают юрлицам предприятия ЖКХ. В ведении местных властей остается регулирование тарифов на проезд в городском транспорте, вывоз твердых бытовых отходов, продукцию общественного питания (цены и наценки), реализуемую в учреждениях образования.

Свободные цены – это подорожание?

Самый распространенный миф, который муссируют рядовые потребители, состоит о массовом подорожании после введения свободного ценообразования. Однако чиновники и предприниматели в унисон утверждают, что ничего подобного не произойдет. Директор департамента ценовой политики Минэкономики Беларуси Игорь Фомин заявил, что "не ожидает обвального роста цен". По его словам, либерализация ценообразования была предусмотрена директивой № 4. "Мы ожидаем, что принятие этого указа существенно упростит деятельность предпринимателей за счет сокращения непроизводственных расходов на составление экономического обоснования цен. Кроме того, значительно уменьшатся бюрократические процедуры для предпринимателей, связанные с регистрацией цен", - сказал И. Фомин.

Его поддерживает и руководитель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, который добавляет, что конкуренция на рынках очень приличная, поэтому говорить о каком-то резком росте цен неправильно. Вместе с тем есть ряд факторов, не связанных напрямую с указом № 72, которые вынуждают предпринимателей и правительство пойти на повышение цен, в том числе на социально значимые товары. Среди причин он называет рост цен на импортируемые Беларусью энергоресурсы, прошлогоднее необоснованное поднятие зарплат, конъюнктуру на глобальных сырьевых рынках (общемировой рост стоимости нефти, металлов, сахара-сырца).

По неофициальной информации, в последнее время в концерне "Белнефтехим", правительстве и Администрации президента ведется жаркая дискуссия на предмет повышения цен на бензин и дизельное топливо, которые оставались неизменными с мая прошлого года. В то же время белорусские НПЗ вынуждены работать в минус из-за некомфортных условий поставок российского "черного золота". Поэтому цены на дизельное топливо предлагалось повысить почти на 20%, на бензин - на 10-15%. Однако власти подобный скачок не решились делать. Было внесено предложение включить пошаговый механизм ценообразования. Сначала повысить цены на 5-10%, а через месяц еще на столько же. Какое окончательное решение будет принято, сможем узнать совсем скоро.

Впрочем, говорят эксперты, в ближайшие полгода какого-то глобального эффекта от указа № 72 не стоит ожидать и по причине того, что документ сам по себе непрямого действия, так как отсылает в правительство, "которое в шестимесячный срок должно обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с указом и принять меры по его реализации". В бизнес-ассоциациях надеются, что "несмотря на то что на ценообразовании завязано много нормативных документов, удастся получить высокую степень либерализации ценообразования. Хотя этот вопрос и остался в ведении министерств и местных органов власти, которые не очень заинтересованы в сокращении госрегулирования в этой сфере".