Деньги и власть


Александр Бенько, /

Высокий уровень внешних заимствований не всегда является однозначным доказательством того, что в экономическом механизме страны есть проблемы

Выражение "государственный долг" начинает тяготить белорусов. Недавно Министерство финансов обнародовало сведения о состоянии финансовой системы страны: обязательства Беларуси по заимствованиям на 1 января 2011 года составили более $ 12,7 млрд., что на четверть выше показателей 2009 года. Ничего страшного в том, что страна взяла долг, нет, но такова уж природа граждан – не привыкли белорусы жить взаймы и перевоспитать их крайне сложно.

Различают два вида долгов государства. Первый так и называется "государственный". Он включает прямой госдолг и долги, гарантированные государством. Как правило, это результат финансовых заимствований страны, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Второй вид — валовой внешний долг, который включает в себя и государственный внешний долг правительства и Нацбанка, и негосударственный. В последнем случае подразумеваются долги банков, компаний и корпораций.

Как отмечают в Минфине, внешние заимствования Беларуси к началу нынешнего года доросли до $ 9687,2 млн., или 17,8 % ВВП, увеличившись за прошедший год на 22,8 %. При этом в составе внешнего госдолга, прямой долг правительства сформировался в размере $ 9486,2 млн., а долг субъектов хозяйствования — $ 201 млн. Следует отметить, что заимствования белорусских предприятий, осуществленные под гарантии правительства, увеличились за последний год в 1,8 раза. Объем внутреннего госдолга на 1 января 2011 года составил Br 9267,9 млрд., увеличившись за 2010 год на 17,5 %. Прямой внутренний долг правительства составил Br 261,1 млрд., сократившись за год на 16,7 %, а долг, гарантированный правительством, увеличился на 33,1 %, до Br 7202,7 млрд.

Прошлогодний рост внешних заимствований — не рекордный. Больше всего страна нуждалась в заемных деньгах в кризисных 2008-м и 2009 годах. Тогда нам пришлось обратиться к кредиторам, и госдолг Беларуси резко вырос на 50,2 % и на 81,6 % соответственно, дотянув к началу прошлого года до отметки Br 30449 млрд. (22,3% ВВП). В течение 2009 года наша страна привлекла кредиты от МВФ на $ 3,4 млрд., правительства России ($ 500 млн.), а также экспортные кредиты, в том числе под гарантию правительства, от банков Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях. Страна занимала не только напрямую, но и посредством общепринятых долговых финансовых инструментов — в минувшем году состоялся дебютный выпуск суверенных белорусских евробондов. В июле страна разместила еврооблигации на мировом рынке в объеме $ 600 млн. сроком на 5 лет, доходность по которым составила 8,75 %. Эксперимент удался, и уже в августе были доразмещены евробонды на $ 400 млн., а в конце года Беларусь заняла деньги и на российском фондовом рынке.

Чтобы понять, насколько велик национальный долг той или иной страны, необходимо выяснить, насколько стабильна ее экономика, сколь динамично она развивается и как влияет на нее бремя обслуживания государственного долга. Одним из методов такого "измерения" является соотношение величины национального долга к ВВП страны. Принято считать, что допустимым в пределах "комфортабельного" уровня для развитых стран является величина в пределах 50—60 %. Для развивающихся стран подобный показатель немного меньше – 30—50 %. По мнению экспертов, пока белорусский внешний долг не представляет серьезной проблемы для государства, он около 25 %, что, по международным стандартам, вообще-то считается "детским" уровнем. Для сравнения: в странах Евросоюза критический порог Международным валютным фондом (МВФ) определен в 60 %, и 20 государств его давно превысили. А мировой рекордсмен по долгам — США. По состоянию на 1 февраля дефицит госбюджета этой страны составил $ 1,3 трлн. при доходах в $ 2,16 трлн. По расчетам МВФ, уровень госдолга этого государства к 2015 году может достичь 100 % ВВП (в настоящее время он составляет чуть более 83 %).

Высокий уровень национального долга не всегда является однозначным доказательством того, что в экономическом механизме страны есть серьезные проблемы. Например, большинство инвесторов предрекают активное развитие Индии и Бразилии, а также ряда других стран, где уровень национального долга сравнительно высокий. В белорусском Министерстве финансов утверждают, что объем внешнего госдолга сохраняется на экономически безопасном для страны уровне, а долговой портфель в целом весьма выгодный. В частности, средняя процентная ставка по внешнему долгу составляет 3,74 % годовых, средний срок до погашения — чуть больше шести лет. Кстати, время для того, чтобы собраться с силами, еще есть – пока Беларусь будет заниматься выплатой процентов, а погашение основной части долгов наступит чуть позже. Поэтому Беларуси надо ускоренными темпами создавать конкурентоспособную экономику, приобретать новые технологии и оборудование, строить новые предприятия и повышать рентабельность производства. На обслуживание долга страна в нынешнем году потратит из бюджета Br 862 млн. Примерно 695 млн. – это выплаты по процентам, Br 167 млн. – вы-платы основного долга. В 2011 года Беларусь значительно сократит внешние заимствования. Страна планирует привлечь $ 1 млрд. в виде евробондов, RUR 8 млрд. через размещение облигаций в России, а также средства Евразийского фонда.

------------------------------------

Кстати

Отношение объема государственных долгов к общему валовому внутреннему продукту (ВВП) стран Евросоюза по итогам 2010 года составило около 79 %.Обобщенный показатель 2010 года примерно на 20 процентных пунктов выше, чем в предкризисный 2007 год (59 %), указывает Еврокомиссия.

По итогам 2009 года долг к ВВП Евросоюза составлял 74 %, а 2008-го – 61,8 %, свидетельствуют данные Евростата. Наибольшее соотношение долга к ВВП по итогам 2009 года было у Греции (126,8 %), Италии (116 %) и Бельгии (96,2 %), а наименьшее – у Эстонии (7,2 %).

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-30%
-80%
-10%
-15%
-10%
-10%
-40%
-50%