1. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  2. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  3. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  4. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  5. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  6. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  7. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  8. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  9. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  10. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  11. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  12. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  13. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  14. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  15. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  16. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходит в Беларуси 14 апреля
  17. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  18. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  19. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  20. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  21. «Ливерпуль» пытается отыграться в матче с «Реалом». Онлайн
  22. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  23. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  24. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  25. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  26. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  27. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  28. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  29. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  30. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
реклама


Ирина Юзвак,

Автомобильный рынок закипел. Только за минувшую среду и только в Минске регистрацию/перерегистрацию прошли почти 2,5 тысячи легковых машин. На рынке в Ждановичах, где мы побывали, в зале оформления суета: люди бегают с новенькими госномерами и документами. Самое удивительное, что при такой толпе в несколько тысяч человек нет никакого напряжения и неразберихи. Секрет в электронной системе: пришел, нажал на кнопку, взял талончик с номером и ждешь, когда световое табло оповестит, к какому окну нужно подойти.

А ведь еще совсем недавно на рынке стоял сон... Продавцы и покупатели замерли в ожидании: а вдруг пошлины с 1 июля не поднимутся. Когда последние сомнения были развеяны, стагнация сменилась настоящим взрывом активности. "Знаете, какое самое распространенное имя покупателя на авторынке, особенно в выходные? — спросил меня один перегонщик, только что завершивший очередную сделку. — Серик. Ребята из Казахстана приезжают на автовозах и грузят туда все что попадается. Даже под капот не заглядывают. А про то, что такое торговаться, мы вообще забыли". Мои знакомые тоже рассказывали, что продали машину жителям Астаны при свете фонаря: покупатели лишь слегка окинули взглядом кузов. Совсем недавно видела статистику: на четверых жителей Беларуси приходится одна машина, еще полтора года назад была одна на семерых. Но автотранспорт в стране не задерживается, все со свистом уходит за восточную границу. Самые предприимчивые продавали квартиры, на все деньги закупали авто. Кто успел ввезти товар до 1 января 2010 года, смог неплохо заработать.

Продавец со стажем Игорь объяснил мне арифметику. Если, например, "Пежо–406" стоит в Минске 4.500, то сейчас ее можно продать покупателям из России за 5.500, а уже где–нибудь в Нижнем Новгороде она может стоить до 8.000 долларов, а в Караганде больше десяти... Поэтому зарубежные граждане массово посещают минские авторынки. Пристально следят они и за объявлениями в интернете. Стоит только вывесить в сети такое сообщение, как начинает поступать шквал звонков из России. В самом рунете появились даже схемы "Как купить дешевый автомобиль в Беларуси". При сравнительном анализе видно, что разница в цене на некоторые дорогие иномарки достигает 500.000 российских рублей. Атакуют покупатели с востока и минские автосалоны. Но не все гонятся за сиюминутной выгодой. В одном дилерском центре мне сказали, что принципиально не продают машины российским гражданам: "Мы держим цены 2008 года, нашли понимание с европейским заводом, чтобы шли продажи. И белорусы хорошо покупают, спрос активизировался. Да, наши цены ниже, чем у наших же коллег в Москве, но нам важно, во–первых, не терять клиентов для нашего сервисного центра, а во–вторых, завод будет не рад, если мы будем переманивать клиентов у российского дилера".

Немало среди покупателей и самих белорусов. Многие поняли, что на ажиотажном спросе со стороны России и Казахстана можно выгодно продать свой 6– или 10–летний автомобиль дороже примерно на 1.000 долларов. И за эти деньги купить неплохую уже пяти– и даже 3–летнюю машину. Поэтому, мягко говоря, за кордон уходит не самое лучшее. И как считают продавцы, до 1 июля статистика количества машин на человека в Беларуси вернется к прежнему уровню. Ввоз уже небольшой: из Литвы, Германии и США идут только те автомобили, которые белорусы покупают для себя. Заработать на том, что зарегистрировано после 1 января 2010 года, нереально.

Что же будет после 1 июля? Прежде всего вырастет "растаможка". Например, за иномарку, на которую сегодня таможенный платеж составит 700 евро, придется платить до 4.700 евро. Но продавцы на рынке практически единодушны: цены на автомобили в целом не поднимутся. Иначе кто их купит? Просто прекратится ввоз и белорусы будут ездить на том, что приобрели сейчас. А потом продавать друг другу. И, конечно, пойдут в салоны. "Мы привыкли к хорошим машинам, — говорит мне продавец Игорь. — Посмотрите, на чем мы все ездим. На плохие автомобили наших людей уже не пересадишь. Лучше задайтесь вопросом: что будут делать немцы и прежде всего литовцы? Вот у кого будут проблемы". А вот оправдаются ли ожидания некоторых экспертов в том, что увеличится спрос на российские "Лады" или "Форды" и БМВ российской сборки, посмотрим. В любом случае сейчас идет качественное обновление белорусского автопарка, что уже само по себе хорошо. А дальше жизнь покажет. Тем более, что Россия стремится в ВТО. Тогда ситуация с таможней кардинально изменится. Так что поживем — увидим...


-53%
-10%
-15%
-50%
-5%
-50%
-10%
-50%
-10%
-7%
-50%
-5%
0072984