ЖКХ


Катерина Рощина, /

Недавно к обсуждению повышения цен на тарифы услуг ЖКХ прибавился еще один повод для дискуссий. Вице-премьер Анатолий Калинин предложил начать пилотные проекты по привлечению частного партнерства в сферу коммунального хозяйства. Что это значит для жильцов? Вместе с заместителем председателя правления республиканского социально-просветительского общественного объединения “Совместное домовладение” Ириной ПЛАВСКОЙ “НГ” проанализировала самые распространенные опасения белорусов.

По словам вице-премьера Анатолия Калинина, уже в этом году в частные руки могут перейти бани, санитарная уборка, вывоз и сбор твердых бытовых отходов, предоставление ритуальных услуг и другое. Планируется провести эксперимент: “хотя бы на полгода, а может, на полтора года, посмотрим, на сколько хватит смелости органам местного управления”, отдать отдельные сферы коммунального хозяйства частникам. Анатолий Калинин подчеркнул: в этом случае появится возможность создавать конкурентную среду, что важно для развития государственно-частного партнерства в Беларуси. При этом государство оставит за собой контроль за ценообразованием и качеством услуг. Что в этом плане беспокоит жильцов и каково мнение специалистов?

Стереотип ПЕРВЫЙ

Тарифы взлетят

В тех сферах ЖКХ, куда придут частники, цены обязательно повысятся.

— Не стоит связывать повышение цен с приходом бизнеса, — поясняет наш эксперт Ирина Плавская. — Вполне возможно, что на некоторые виды услуг цены действительно подрастут. В то же время стоимость в других сферах может остаться прежней или, с развитием рынка, даже понизиться: чем выше конкуренция среди предприятий, тем ниже цена на их услуги.

Важно, что для собственников привлечение частных организаций прежде всего означает возможность выбора. Жильцы смогут сравнивать не только ценовые предложения предприятий, но и качество предоставляемых ими услуг. А чтобы не допустить завышения цен в сфере жилищно-коммунальных услуг, государство может установить верхнюю планку тарифов, за которую нельзя переступать. Для социально незащищенных слоев населения можно создать места общего пользования по сниженным тарифам, оказывать адресную помощь.

Считаю, что истоки ценовой проблемы в том, что жильцы не знают, за что конкретно они платят по графе “техническое обслуживание”. Если бы эта категория затрат была детально расписана и каждая из позиций была тарифицирована, тогда уже сегодня собственники определились бы, по каким позициям можно и нужно экономить. Вспомните, как было с водой. Жильцы установили индивидуальные счетчики на воду, оценили свои расходы, а буквально через несколько месяцев статистики констатировали: потребление воды уменьшилось на 30 процентов. Нет лучшего аргумента, чем оплата из собственного кармана. Почему по-другому с тепло-, электроэнергией? Сегодня в местах общего пользования ЖЭС установил в подъездах энергосберегающие светильники. Но как жилец может увидеть экономию или неэкономию по этому пункту в своей квитанции? А в товариществе собственников, где мы тщательно просчитываем каждую затрату, такие вещи хорошо видны и понятны людям.

Стереотип ВТОРОЙ

Специалисты исчезнут

Сейчас за техническое обслуживание жилых помещений, в состав которого входит и санитарная уборка, отвечает ЖЭС. В ситуации, когда часть услуг перейдет в частные руки, собственникам придется самим искать нужных специалистов. То есть тратить время, деньги на то, что сейчас решается звонком в ЖЭС.

— Ответственность бизнеса определяется нормами права, — разъясняет Ирина Плавская. — Во всем мире не жильцы дома занимаются поиском обслуживающих организаций и контролируют качество их работы. Для этого существует специальная профессия — управляющий. Единственное решение, которое принимают жильцы, это выбор управляющего и оценка его работы на общем собрании дома. И если возникают какие-либо претензии, то жилец знает, с кого спрашивать.

Опыт такого управления накоплен в рамках деятельности товариществ собственников, ЖСПК. Для тех домов, в которых собственники не стремятся объединяться в свою организацию, государство предполагает развивать институт уполномоченных, с которым собственники будут заключать договор на управление своим недвижимым имуществом. Это и есть тот специалист, который будет отслеживать состояние жилого фонда, находить необходимые службы и поручать им все необходимые работы. Сейчас порядок заключения договора на управление жилым имуществом и его условия — юридическая база деятельности уполномоченных — разрабатываются. Кроме того, в новой редакции Жилищного кодекса планируется ввести понятие “управление”.

Стереотип ТРЕТИЙ

Какие-то услуги пропадут


Бизнесу невыгодно работать с малыми объемами, поэтому жители небольших городов могут остаться без ряда коммунальных услуг.

— Опасения, что в каком-то городе собственники останутся без специалистов, необоснованны, — комментирует наш эксперт. — Действительно, по законам рынка частники раньше появятся в крупных городах. А потом их руки дотянутся и до малых, если там “не созреют” свои предприниматели. Например, в Беларуси сейчас есть такая практика в отношении обслуживания лифтов в многоэтажных домах: для отдельных небольших городов, в которых есть многоэтажки, сотрудники, занимающиеся обслуживанием лифтов, приезжают из более крупных городов. И давайте не забывать: государство наверняка сохранит одно-два муниципальных предприятия, чтобы работать не только с социально незащищенными, но и с теми объектами, куда бизнесу невыгодно приходить.

В целом передача в частные руки отдельных сфер коммунального хозяйства в длительное или постоянное пользование — необходимость, вызванная временем. Во многих европейских странах, в США этот опыт уже давно используется. Скажем, благоустройством занимаются только специализированные организации: клининговые компании, занимающиеся наведением порядка, сантехнические компании. К их услугам жильцы через управляющего прибегают по мере необходимости. Думаю, такая система более выгодна, чем содержание специалистов в штате на постоянной основе.

Вместе с тем стоит учитывать и определенные психологические трудности, с которыми могут столкнуться многие из жильцов при переходе к рыночной системе оказания жилищно-коммунальных услуг. Людям тяжело ломать стереотипы, ведь многие выросли при советской власти и привыкли, что за решение жилищных вопросов отвечает государство. Сегодня условия изменились, а собственникам предоставляется шанс стать полноправными хозяевами своего жилья.

Нужные услуги в нужный момент
-40%
-11%
-50%
-20%
-30%
-15%
0058043