Публичный счет


Александр Бенько, /

По итогам 2010 года Беларусь оказалась рекордсменом по величине розничного товарооборота. Если сравнить наших соотечественников с жителями других государств СНГ, то выяснится, что и в магазины они ходили чаще, и на покупки не скупились, и средние суммы чеков у них оказались больше. В нынешнем году эта тенденция продолжается.

Как подсчитали в Межгосударственном статистическом комитете СНГ, оборот розничной торговли в среднем по странам Содружества в январе 2011 года по сравнению с предновогодними распродажами снизился на 25,3 %, хотя в годовом исчислении немного подрос — на 2,6 %. Тем не менее торговля наших соседей далеко не всегда может похвастаться хорошими показателями.

В нынешнем году белорусы делают покупки с не меньшей интенсивностью и удовольствием, чем в прошлом. Как подсчитали в Национальном статистическом комитете, розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе— феврале составил Br 11173,5 млрд., или 22 % к уровню этого же периода минувшего года. В общей сложности предприятия торговли продали населению пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на Br 5833,5 млрд., непродовольственных товаров — на Br 5340 млрд., что составило 119,1 % и 125,1 % к уровню прошлого года. Как предполагают эксперты, в числе катализаторов спроса фигурирует растущая инфляция. По данным Белстата, только за февраль ее индекс вырос на 2,2 %, по сравнению с началом года — на 4,4 %. Такая бурная динамика обычно заставляет граждан запасаться. Поэтому не стоит удивляться, что белорусы продолжают активно ходить по магазинам, закупая продукты и товары впрок.

В Белстате заметили: среди продуктов питания в начале нынешнего года значительно увеличились продажи мяса и мясных продуктов (на 16,6 %), сыров (на 13,5 %), а также лапши и прочих макаронных изделий (на 15,7 %). На 30,9 % выросли продажи фруктовых и овощных соков.

Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в январе—феврале по сравнению с прошлогодними показателями выросла на треть. На 25,4 % увеличилась продажа верхней одежды, трикотажных изделий – на 26,8 %, обуви – на 21,1 %. Согласно статистике, белорусы стали активнее строиться и ремонтировать жилые помещения: продажи строительных материалов возросли на 49,2 %. Среди бытовой техники наибольшим спросом пользовались холодильники и морозильники – их было продано на 30,7 % больше, чем в начале прошлого года.

Как бы ни критиковались отечественные товары, именно на них сегодня приходится львиная доля продаж. По-прежнему не имеют в Беларуси импортных конкурентов мясо и птица, колбаса, сливочное масло, сахар, яйца. Среди продуктов питания серьезную конкуренцию белорусским товарам составляло импортное растительное масло – на его долю пришлось 68,3 % магазинных продаж. Кроме того, примерно 50 % продаваемой рыбы, моллюсков и ракообразных – импортные. Такая же ситуация и с крупой, только 48,3 % от реализации – отечественный продукт. Белорусские же соки сумели побороться за место на полках – их доля в торговле выросла до 70,5 %.

По непродовольственным товарам полного доминирования изделия белорусского производства не имеют, но стремления таковые наблюдаются. Серьезную конкуренцию завозные товары составляют только по некоторым позициям.

Верхняя одежда белорусских фабрик составила 68,4 % продаж, чулочно-носочные изделия — 86,1 %, обувь — 72,1 %. Строительные материалы и синтетические моющие средства большей частью реализовывались привозные – только 56,4 % и 33,8 % из них имели на этикетке надпись "Сделано в Беларуси".


Нужные услуги в нужный момент
-12%
-20%
-30%
-19%
-10%
-15%
-10%
-50%
-50%
-30%
0058774