108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  2. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  3. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  4. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  5. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  6. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  7. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  8. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  9. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  10. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  11. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  12. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  13. Минское «Динамо» проводит четвертый матч против СКА в Кубке Гагарина. Онлайн
  14. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  15. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  16. Акции в честь 8 Марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  17. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  18. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  19. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  20. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  21. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  22. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  23. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  24. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  25. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  26. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  27. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  28. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  29. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  30. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
реклама


Катерина Рощина,

Случилась неприятность: вашу квартиру залило. Имущество испорчено. Неполадку ЖЭСовцы устранили, а вот о возмещении нанесенного вам ущерба и слышать не хотят. С помощью специалистов Белорусского общества защиты потребителей "НГ" разбирается, как добиться справедливости.

Сразу же оговоримся: речь идет о ЧП, связанных с ненадлежащим качеством ЖКХ-услуг. Например, вашу квартиру залило дождевой водой после некачественного ремонта крыши или из-за того, что коммунальники попросту недобросовестно выполнили свои обязанности.

— Чаще всего в спорных ситуациях жильцы начинают переписку с ЖЭСом, ЖРЭО, доходят до администрации района, исполкомов, — рассказывает юрист ОО “Белорусское общество защиты потребителей” Мария Шкаровская.

Но стоит взглянуть на горы писем, которые приносят и присылают в “НГ” измученные бумажными отсрочками жильцы, чтобы понять: не всегда привычный метод борьбы за справедливость приносит результат. “В организации нет средств”, “нужно провести дополнительную экспертизу для определения суммы ущерба” — по этим и еще сотням других причин решение проблемы откладывается на неопределенный срок.

— Законодательством предусмотрено: тот, кто причинил вред (если его вина будет доказана), обязан возместить потребителю компенсацию за материальный ущерб, — говорит Мария Шкаровская. — Сюда же входят расходы, понесенные потребителем на проведение необходимых экспертиз, дефектации (установление дефектов) и прочие. Кроме того, пострадавший, независимо от суммы, заявленной в качестве компенсации за материальный вред, может требовать компенсацию морального вреда. Это можно сделать как в досудебном, так и в судебном порядке.

Шагаем по закону, чтобы не шагать по залитой квартире:

Шаг первый. Звоним в ЖЭС. Специалисты должны отметить ваше обращение в своем журнале. Вы же записываете, кто (имя, фамилия, должность) принял вашу заявку, дату своего обращения. Неплохо бы зафиксировать и время обращения.

Шаг второй. Сотрудники ЖЭСа в трехдневный срок должны составить соответствующий акт. Через 10 дней — акт, в котором указывается, какой ущерб вам был нанесен (дефектный акт).

— Многие жильцы не читают эти документы, — Мария Сергеевна приводит примеры из практики. — Скажем, жильцы подписывают акт с такой формулировкой: “Срыв шланга гибкой проводки, из-за которого залита ниже расположенная квартира, произошел по вине потребителя, и возмещение всех убытков ниже расположенной квартире будет произведено за его счет”. Или в документах указаны не все понесенные вами убытки. Например, ваша залитая квартира была оклеена дорогими обоями, но в смете коммунальники указали обои, в разы дешевле “пострадавших”.

В ОО “БОЗП” обратили внимание: вы имеете полное право отказаться от подписания акта, если не согласны с его условиями.

Шаг третий. Если от воды пострадала бытовая техника, то скорее всего вам придется самостоятельно оценить сумму ущерба.

— В случае, если техника еще находится на гарантийном обслуживании, стоит обратиться в гарантийную организацию, если нет — в сервисный центр, — советует Мария Шкаровская.

У специалистов вы должны узнать: можно ли восстановить вещь, сколько будет стоить ремонт (это касается и испорченной одежды, обуви, мебели). Если имущество безнадежно испорчено, но у вас нет квитанции, чека, — обратитесь в магазин, где продаются аналогичные вещи: там можно получить справку о стоимости. Даже если вещь была снята с производства, сотрудники магазина могут поднять документы, где указано, сколько на момент продажи стоил данный товар.

Шаг четвёртый. Если дело не сдвигается с мертвой точки, составляем претензию. Недостатки должны быть устранены в течение 14 дней с момента получения данной претензии, возмещены (то есть вы получаете денежный эквивалент) — в течение 7 дней.

В ОО “БОЗП” поясняют: претензия составляется в произвольной форме. Ее лучше отправить заказным письмом с уведомлением, а копию оставить у себя. Если же вы относите претензию в ЖЭС самостоятельно, то и на оригинале, и на вашей копии должны сделать отметку, когда и кем получено заявление.

Шаг пятый. Если в течение 7 (14) дней вы не дождались от работников коммунальных служб ничего, кроме отговорок, обращайтесь с иском в суд.

Как показывает практика, спорные ситуации чаще всего связаны с невнимательностью потребителей. Мария Шкаровская дает совет: собирать все чеки, квитанции и т.п., внимательно читать документы, которые вы собираетесь подписать. Многие пренебрегают этим, что приводит к хлопотам, которых с легкостью можно было бы избежать.

-23%
-5%
-10%
-10%
-25%
-20%
-50%
-20%