ЖКХ


Катерина Рощина, /

Случилась неприятность: вашу квартиру залило. Имущество испорчено. Неполадку ЖЭСовцы устранили, а вот о возмещении нанесенного вам ущерба и слышать не хотят. С помощью специалистов Белорусского общества защиты потребителей "НГ" разбирается, как добиться справедливости.

Сразу же оговоримся: речь идет о ЧП, связанных с ненадлежащим качеством ЖКХ-услуг. Например, вашу квартиру залило дождевой водой после некачественного ремонта крыши или из-за того, что коммунальники попросту недобросовестно выполнили свои обязанности.

— Чаще всего в спорных ситуациях жильцы начинают переписку с ЖЭСом, ЖРЭО, доходят до администрации района, исполкомов, — рассказывает юрист ОО “Белорусское общество защиты потребителей” Мария Шкаровская.

Но стоит взглянуть на горы писем, которые приносят и присылают в “НГ” измученные бумажными отсрочками жильцы, чтобы понять: не всегда привычный метод борьбы за справедливость приносит результат. “В организации нет средств”, “нужно провести дополнительную экспертизу для определения суммы ущерба” — по этим и еще сотням других причин решение проблемы откладывается на неопределенный срок.

— Законодательством предусмотрено: тот, кто причинил вред (если его вина будет доказана), обязан возместить потребителю компенсацию за материальный ущерб, — говорит Мария Шкаровская. — Сюда же входят расходы, понесенные потребителем на проведение необходимых экспертиз, дефектации (установление дефектов) и прочие. Кроме того, пострадавший, независимо от суммы, заявленной в качестве компенсации за материальный вред, может требовать компенсацию морального вреда. Это можно сделать как в досудебном, так и в судебном порядке.

Шагаем по закону, чтобы не шагать по залитой квартире:

Шаг первый. Звоним в ЖЭС. Специалисты должны отметить ваше обращение в своем журнале. Вы же записываете, кто (имя, фамилия, должность) принял вашу заявку, дату своего обращения. Неплохо бы зафиксировать и время обращения.

Шаг второй. Сотрудники ЖЭСа в трехдневный срок должны составить соответствующий акт. Через 10 дней — акт, в котором указывается, какой ущерб вам был нанесен (дефектный акт).

— Многие жильцы не читают эти документы, — Мария Сергеевна приводит примеры из практики. — Скажем, жильцы подписывают акт с такой формулировкой: “Срыв шланга гибкой проводки, из-за которого залита ниже расположенная квартира, произошел по вине потребителя, и возмещение всех убытков ниже расположенной квартире будет произведено за его счет”. Или в документах указаны не все понесенные вами убытки. Например, ваша залитая квартира была оклеена дорогими обоями, но в смете коммунальники указали обои, в разы дешевле “пострадавших”.

В ОО “БОЗП” обратили внимание: вы имеете полное право отказаться от подписания акта, если не согласны с его условиями.

Шаг третий. Если от воды пострадала бытовая техника, то скорее всего вам придется самостоятельно оценить сумму ущерба.

— В случае, если техника еще находится на гарантийном обслуживании, стоит обратиться в гарантийную организацию, если нет — в сервисный центр, — советует Мария Шкаровская.

У специалистов вы должны узнать: можно ли восстановить вещь, сколько будет стоить ремонт (это касается и испорченной одежды, обуви, мебели). Если имущество безнадежно испорчено, но у вас нет квитанции, чека, — обратитесь в магазин, где продаются аналогичные вещи: там можно получить справку о стоимости. Даже если вещь была снята с производства, сотрудники магазина могут поднять документы, где указано, сколько на момент продажи стоил данный товар.

Шаг четвёртый. Если дело не сдвигается с мертвой точки, составляем претензию. Недостатки должны быть устранены в течение 14 дней с момента получения данной претензии, возмещены (то есть вы получаете денежный эквивалент) — в течение 7 дней.

В ОО “БОЗП” поясняют: претензия составляется в произвольной форме. Ее лучше отправить заказным письмом с уведомлением, а копию оставить у себя. Если же вы относите претензию в ЖЭС самостоятельно, то и на оригинале, и на вашей копии должны сделать отметку, когда и кем получено заявление.

Шаг пятый. Если в течение 7 (14) дней вы не дождались от работников коммунальных служб ничего, кроме отговорок, обращайтесь с иском в суд.

Как показывает практика, спорные ситуации чаще всего связаны с невнимательностью потребителей. Мария Шкаровская дает совет: собирать все чеки, квитанции и т.п., внимательно читать документы, которые вы собираетесь подписать. Многие пренебрегают этим, что приводит к хлопотам, которых с легкостью можно было бы избежать.

Нужные услуги в нужный момент
-40%
-50%
-15%
-20%
-12%
-20%
-30%
0058415