Публичный счет


Михаил Ковалев, /

К концу 2010 года превышение импорта над экспортом товаров достигло 9,6 млрд долларов. Нужно было принимать меры. И это было сделано на самом высоком уровне — четвертое Всебелорусское собрание одобрило четвертым из 7 приоритетов следующей пятилетки — рост экспорта и сбалансированность внешней торговли. Предполагается "снизить уязвимость экономики к колебаниям внешней конъюнктуры, обеспечить необходимые объемы поступления валютных средств". Правительственный план по реализации решений в том числе данного приоритета четвертого Всебелорусского собрания был готов. Но валютный рынок определил реализацию планов. Точнее, информация о новых с 1 июля пошлинах на автомобили подстегнула сотни тысяч автолюбителей обновить свое средство передвижения. Для этого потребовалось более миллиарда евро — долларов.

Банки набег автолюбителей выдержали. Но и отчасти подогрели ситуацию, выдавая очередные кредиты населению. К концу февраля их общая сумма достигла 24 трлн рублей. Она практически сравнялась с депозитами. То есть все, что банки взяли у населения, ему же и отдали. Из этих кредитов половина — стимулирует жилье, половина — импорт. Потребительский импорт в 2010 г. достиг рекордной цифры — 5,6 млрд долларов. Возможно, правы были те, кто советовал ограничить розничное кредитование. Например, 70% привлеченных средств населения. А так получилось, что увеличенная декабрьским повышением зарплат денежная масса мультиплицировалась кредитами населению (за январь — февраль они приросли более чем на 1 трлн рублей).

В итоге импорт в январе 2010 г. за один месяц превысил экспорт почти на 1 млрд долларов. Только потребительских товаров за один месяц мы сумели завезти почти на 400 млн долларов. Такого еще не было. Кроме того, с января 2011 г. мы стали погашать кредиты. Выплаты неэкстремальны: наш госдолг — один из самых малых в Европе. Но создалось впечатление, что к погашению внешних долгов мы не очень подготовились. Как государство, так и субъекты хозяйствования, которые тоже охотно брали товарные кредиты за рубежом.

И именно в этот момент массмедиа растиражировали стандартный совет МВФ — девальвировать белорусский рубль. И тут же многие побежали в обменники...

Деньги любят тишину не потому, что они тихо лежат в сейфах. В сейфах лежит мелочь. Настоящие деньги работают — строят дома, заводы, модернизируют оборудование. В один день их не отзовешь даже из зарубежных резервов, не продашь мгновенно и тонны золота из запасников Нацбанка. Возник временный дефицит валюты. Ясно, что равновесие будет восстановлено. Нервничать не надо. Особенно главному банку страны — без постороннего вмешательства он спокойно стабилизирует ситуацию. Убежден, что можно вернуться и к единому старому курсу. Я никогда не поддерживал девальвацию. Считаю, что одна девальвация импорт не остановит. А наша экономика чрезмерно импортоемка (по прошлому году 25,5 млрд долларов — промежуточный импорт и 3,5 млрд — инвестиционный).

Быстро сбалансировать экспорт и импорт можно, только ограничив спрос на потребительский и частично инвестиционный импорт. Если потребуется — нужно принимать и непопулярные меры: например, годичный мораторий на покупку некритического импорта за бюджетные средства (так делали в Украине). Государство как собственник может пересмотреть импортоемкие инвестпроекты государственных предприятий. Нужно изменить и отношение к товарным связанным кредитам — увы, их надо отдавать, причем в валюте.

Одним словом — жить надо на заработанную валюту. А еще всерьез подумать о качестве менеджмента экспортеров. Ведь одна из главных причин превышения импорта над экспортом — более эффективная работа импортеров. Сегодня там сконцентрированы лучшие кадры менеджеров и специалистов.

Есть, наверное, только два экспортных сектора с таким же качеством персонала — это информационно–компьютерные услуги (у них превышение экспорта над импортом на 172 млн долларов) и транспортная логистика (экспорт —

3 млрд, импорт — 1,4 млрд, превышение на 1,6 млрд). Успехи автотранспортной логистики, кстати, впечатляют. Как они достигнуты? Только за счет того, что практически на 100% это предпринимательский сектор с жесткой конкуренцией. Вот и стараются зарабатывать на растущем транзите между ЕС, Россией и Азией. Если же в Беларуси возникнут современные таможенно–логистические центры, как только что выстроенный "Белтаможсервисом" на месте памятного всем минчанам мотеля, то только транспортно–логистический сектор может дать к концу пятилетки более 10 млрд долларов чистого экспорта.

И последнее. Скоро белорусы продадут свои старые авто в Россию и Казахстан, получат валюту, принесут ее на хранение в банки. Тем самым восстановят валютообменное равновесие. Так что лишние резкие движения тут не к месту.

Нужные услуги в нужный момент
-80%
-20%
-15%
-20%
-15%
-49%
-30%
-50%