Публичный счет


Наталья ЖДАНОВИЧ,

Прошло чуть более месяца с ожидаемой около полутора лет всеми автомобилистами даты - 1 июля 2011 года, когда таможенные пошлины на ввоз автомобилей юридическими и физическими лицами были выравнены.

Граждане - физические лица определили для себя эту дату как последний срок, до которого можно успеть купить или поменять автомобиль по более-менее приемлемой цене. Дилеры - юридические лица ждали 1 июля как момента, когда все игроки на рынке окажутся хоть и в тяжелых, но равных условиях и их автосалоны, наконец, наполнятся покупателями.

Оправдались ли эти ожидания? Если говорить о физлицах, то положительный ответ практически очевиден: в Беларусь за первое полугодие было ввезено 250 тыс. новых автомобилей, большая часть которых - частными лицами. Конечно, основная их масса пополнила российский автопарк, но и по автомобильному потоку на отечественных дорогах видно, что его состав не только значительно пополнился, но и обновился.

Что же касается юрлиц, то здесь не все однозначно. Оценить сегодняшнюю ситуацию на белорусском авторынке по просьбе редакции "БР" согласились несколько экспертов, представляющих в Беларуси известные автомобильные бренды.

Сергей СКЛЯРОВ, руководитель отдела маркетинга компании "Атлант М Весть" (официальный импортер Ford в Республике Беларусь): "Прошло еще не так много времени, чтобы делать выводы или проводить статистический анализ. Важно сказать, что спрос на новые автомобили в Беларуси был и до кризиса: мы отмечали постоянный рост. Понятно, что подержанные авто люди покупали активнее, нежели новые. Однако автомобильный рынок Беларуси с каждым годом становился все более цивилизованным. Потребитель понимал, что новый автомобиль - это еще и серьезные гарантийные и сервисные обязательства, которые в случае с подержанным авто выливаются в дополнительные расходы едва ли не сразу после покупки. Сегодня мы пришли к тому, что старые автомобили ввозить невыгодно и люди через несколько месяцев начнут приходить в салоны. К этому времени (впрочем, эти процессы идут уже сейчас) дилеры подготовят предложения, которые сделают автомобильный рынок цивилизованным. Я говорю о том, что, по сути, цена нового автомобиля не такая астрономическая, как принято считать. Даже по сравнению с рынком машин, бывших в употреблении. Есть примеры, когда разница между старым и новым автомобилем была несущественной и было выгодно покупать машину на гарантии, нежели ремонтировать старую. Мы ожидаем увеличения спроса. В ближайшие 3-5 месяцев спрос на новые авто несомненно вырастет".

Александр ГАПОНЕНКО, начальник отдела маркетинга автохауса "Энергия Гмбх" (официальный дилер марки "Мерседес"): "После 1 июля ничего не изменилось, спрос не увеличился. Он остается на очень низком уровне - это вызвано огромным объемом импорта автомобилей, которые ввезли граждане. Согласно нашим ожиданиям, он останется на таком уровне еще несколько месяцев.

В стране нет отложенного спроса на автомобили уже несколько лет (после первых новостей о вводе новых таможенных пошлин в конце 2009 года он был почти полностью реализован). Рынок, скорее, чересчур перенасыщен легковыми автомобилями. 250 тысяч за полгода - это очень много. И в РФ их уже не увезут..."

На ввоз автомобилей после 1 июля продолжают оказывать влияние и проблемы с приобретением валюты. Сегодня перед автодилерами стоят, по сути, две задачи: первая - найти, на что купить, вторая - найти, кому продать.

Те, кто мог, уже купили автомобили и за новыми пойдут не очень скоро. Можно предположить, что потенциальными покупателями новых автомобилей окажутся юридические лица. Например, те, кто накопил свободные рублевые средства и, не имея возможности их конвертировать, решит потратить на обновление своего автопарка. Будут ли от дилеров предложения? Ведь валюта в свободной продаже не появилась, делать закупки за рубежом импортерам не на что.

Некоторые не теряют надежды и даже проявляют осторожный оптимизм.

Сергей СКЛЯРОВ: "Определенные трудности с приобретением валюты у нас были и есть. Но мы стараемся их решать. Марка Ford наращивает свое присутствие на белорусском рынке. Мы даже раньше других стран СНГ и России предоставили белорусам возможность приобрести новинку Ford Focus III. Автомобильный бизнес приспосабливается, и мы готовимся к тому, что спрос на автомобили вырастет. По сути, если сравнивать валютный кризис в Беларуси и Украине, то у нас он не настолько серьезный".

Но смогут ли автодилеры кардинально решить проблему сбыта за счет корпоративных покупателей? Специалисты компании "Автопромсервис" (официальный дилер Renault), например, отмечают общую тенденцию последних месяцев, а не только июля, на уменьшение доли юридических лиц среди потенциальных покупателей.

Да и можно ли рассматривать автомобиль как выгодную инвестицию?

Александр ГАПОНЕНКО
: "Вообще, странно рассматривать легковой автомобиль как объект для вложения средств. Получаете ключи и выезжаете за территорию автоцентра - это минус 10-15% от стоимости. Попали в ДТП - еще минус. И с каждым днем и пройденным километром автомобили становятся дешевле.

Другое дело - грузовые фургоны и тягачи. Это средства производства, и если бизнес клиента развивается, то это может стать эффективным вложением".

Сергей СКЛЯРОВ: "Юридические лица сейчас как раз выжидают, им трудно ориентироваться в текущей ситуации. Согласитесь, что обновление автомобильного парка для любой фирмы - это обдуманный, стратегический шаг. При этом бизнес оценивает не только объем инвестиций, но и скорость их возврата. Сегодня, когда нет равновесного курса, бизнес старается решать оперативные задачи, а технологическое обновление к таковым не относится. Хотя, не скрою, продажа техники юридическим лицам идет. Но ее нельзя связать с попыткой хоть как-то конвертировать средства. Автомобиль - это хороший способ вложить деньги. Но бизнес заинтересован в том, чтобы этот автомобиль работал, приносил доход, окупался. С этой точки зрения хранить деньги "в автомобилях" не имеет смысла".

Нужные услуги в нужный момент