Рынок труда


Римма Авшалумова,

"В солидном дилерском центре, продававшем автомобили премиум-класса, я продержалась всего два месяца. Условия работы, соцпакет и коллектив меня устраивали полностью, но сама работа в итоге оказалась слишком примитивной, без драйва и перспектив самореализации, - рассказывает Алсу Антюхина, специалист по лизингу. - Мне было смертельно скучно. Я поняла, что деградирую и теряю наработанный прежде опыт и навыки".

"Сейчас среди офисных работников принято менять работу каждые 3-4 года, лет 10 назад этот срок был пять лет. Один-два года в компании для молодого специалиста - уже немало. За это время можно получить достаточно опыта, чтобы определиться с будущим, - считает Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. - Но то, что так много людей задумываются об увольнении, не проработав и года, объясняется скорее всего тем, что кандидаты мало интересуются будущим работодателем". В этом эксперт видит и упущение самих работодателей: немногие способны внятно и объективно рассказать соискателю о внутренних правилах жизни коллектива.

Из 4000 опрошенных компанией HeadHunter 8% задумались об увольнении сразу, а еще 17% - в первые полгода. То есть в первые полгода разочарование по поводу новой работы испытывают более 60% вновь трудоустроенных. Но увольняются "как только, так сразу" лишь 30% опрошенных. 70% продолжают надеяться на позитивные изменения.

Никакой не приговор

"Я сам два раза увольнялся из организаций через две недели работы, понимая, что и компания не моя, и коллектив не мой, - признается Александр Федоров, генеральный директор коллекторского агентства “Центр ЮСБ”. - И со всеми кандидатами при приеме на работу мы обязательно проговариваем этот момент: как будем действовать, если вы поймете, что работа вам не нравится. Мы оформляем сотрудников с испытательным сроком. И если человек уходит, для нас это не трагедия".

Кандидат, у которого в резюме несколько мест работы со скоропостижными увольнениями, Федорова тоже не пугает: "Может, на предыдущем месте работы были жесткие условия или странные руководители. Если объяснения работника совпадают с нашим представлением о компании, мы точно берем такого кандидата".

"Все незапланированные уходы - а их не более 1-2% - происходят в основном в процессе испытательного срока. Если человек проработал в компании три месяца, он остается в ней не менее года, - убежден Михаил Богданов, председатель правления Consort Group. - Успешная работа кандидата в компании главным образом зависит от качественной работы рекрутера. Ни в коем случае нельзя давить на кандидата или агитировать компанию-клиента при принятии решения, обе стороны должны идти на альянс сознательно".

Докопаться до причины

"Летунов работодатели не боятся, но по мере возможности стараются избегать", - признает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "Юнити".

Если говорить о репутации кандидата, допустимо ошибаться при выборе работы в начале карьеры, когда ты ищешь себя. Когда карьера уже сложилась, частые смены работы настораживают и хедхантеров, и работодателей, считает Богданов.

"Каждый такой случай нужно рассматривать индивидуально, - говорит Елена Петрова, директор по работе с персоналом DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы. - Если для кандидата увольнение с предыдущего места работы спустя пару месяцев - случай единичный и причина была существенной, то как негативный фактор это вряд ли будет рассматриваться". Компания DHL ведет мониторинг удержания персонала, в частности пристально следит за судьбой работников полгода с момента найма.

"Если быстрое увольнение лишь частный случай в карьере, а по другим параметрам резюме кандидат хорош, то я буду его рассматривать. Если же это система, то такой кандидат мне неинтересен, - говорит Ольга Уральская, управляющий директор по операциям и финансам “Allianz Росно управление активами”. - Из нашей компании в первые же месяцы увольняются крайне редко. Мы тщательно подходим к процессу интервью в момент найма на работу. Как правило, быстро из нашей компании уходят в тех случаях, когда ожидания компании не совпадают с результатом, который демонстрирует работник".

"Реальность такова, что частая смена работы, особенно увольнения в период испытательного срока, все же мотивирована работодателем, и это не может не настораживать", - говорит Татьяна Боулинг, директор по персоналу компании "Рено тракс Восток".

Выдавили старенькие

Анисцына составила своего рода рейтинг наиболее популярных причин быстрых увольнений: обманутые надежды, переезд компании в новый офис в неудобном для новичка районе Москвы, смена руководителя, невозможность сработаться с коллективом или начальством.

Нередко новичков фактически выдавливают из компании сотрудники. "Меня наняли вторым дизайнером, основной дизайнер не справлялся с объемами и нуждался в помощи - так работодатель объяснил Екатерине Филимоновой цель найма. - Но главный дизайнер был не в восторге от конкуренции и не понимал, зачем я ему нужна. Он не только не делился со мной работой, но и запирал от меня шкафы с бумагой и картриджами, игнорировал мои вопросы". Через месяц Филимонова уволилась: обстановка в офисе была слишком напряженной.

В похожей ситуации Михаил, специалист по логистике, продержался на новом месте всего четыре дня. "Сотрудник, к которому я пришел на подмогу, с решением руководства явно был не согласен, передавать мне дела отказывался под разными предлогами. Я обратился за советом к начальнику отдела, но и он не помог".

Уйти или остаться

"Новое место работы мне не понравилось практически сразу, - вспоминает Анна, сотрудница крупной торговой компании. - Но я все же решила не уходить сразу, присмотреться, привыкнуть". Спустя две недели Анну перевели в центральный офис, и сейчас она рада, что с увольнением не торопилась.

"Я на 100% уверен, что если человек обладает интуицией и умеет прислушиваться к себе, то ему надо искать новое место работы. А вот если у сотрудника часто меняется настроение, то, может, имеет смысл и подождать, - советует Федоров. - Но в любом случае такой работник не будет эффективным. Ведь он станет тратить уйму времени на самокопание".

Уральская считает, что если сотрудник четко понимает, что культура компании, система ценностей, требований ему не подходит, то ждать, как правило, не имеет смысла. И таких сотрудников никогда не удерживает.

"Компании не слишком держатся за сотрудников, а те, в свою очередь, почти не жалеют о своем уходе. Такие обоюдопрохладные отношения свидетельствуют о двух вещах. Во-первых, персонал достается компаниям слишком легко, они нанимают работников без труда и так же легко с ними расстаются. Во-вторых, людям тяжело уживаться в условиях высокой текучки и небрежного отношения руководства. В общем, бизнесу стоит серьезно задуматься об отношении к сотрудникам и о грамотном наполнении HR-бренда", - резюмирует Вировец.
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-10%
-20%
-70%
-10%
-20%
-99%
-40%
0058043