Финансы компаний


9 августа 2011 года президент нашей страны подписал Указ № 349 "О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения", разработанный в целях реализации положений Директивы № 4. В чем заключаются преимущества и нововведения упрощенной системы налогообложения? Чем наша система налогообложения отличается от систем в странах-соседях? Где проще вести бизнес?

Разобраться в налогах и упрощенной системе налогообложения в эфире TUT.BY-ТВ нам помогали главный государственный налоговый инспектор МНС РБ Ольга Ефименко и главный государственный налоговый инспектор управления налогообложения индивидуальных предпринимателей главного управления налогообложения физических лиц МНС РБ Ольга Семашко.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (18.08 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео
 

Что такое упрощенная система налогообложения?
 
Ольга Ефименко: Упрощенная система налогообложения – это особый режим налогообложения, применяемый в Республике Беларусь. Название "особый режим налогообложения" присутствует в Налоговом кодексе. Суть этого режима заключается в том, что вместо ряда налогов, которые подлежат уплате при применении общего порядка налогообложения, уплачивается один налог – налог при упрощенной системе налогообложения. Это основное отличие "упрощенки" от других налогов. У нас в стране "упрощенка" впервые появилась в 1998 году. В нынешнем варианте она применяется с 1 июля 2007 года.
 
Все началось с Указа президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119. Потом положения Указа были включены в Налоговый кодекс, и в настоящее время "упрощенка" регулируется главой 34 этого кодекса. При упрощенной системе налог применяется в процентном отношении к выручке либо к валовому доходу. Его ставки зависят от направления реализации продукции, места расположения плательщика, а также от того, какую разновидность "упрощенки" он применяет: с уплатой налога на добавленную стоимость либо без уплаты.
 
Часто бухгалтеры говорят, что наша система налогообложения достаточно сложная. Мол, за границей все гораздо проще. Так ли это? Чем наша упрощенная система налогообложения отличается от тех, что существуют в соседних странах?
 
Ольга Ефименко: Я так понимаю, что, прежде всего, речь о Российской Федерации. Можно также упомянуть Казахстан как государство, входящее в Таможенный союз. И в России, и в Казахстане тоже есть упрощенные системы налогообложения. Так же как в Беларуси, они предназначены для субъектов малого предпринимательства, для так называемого малого бизнеса. Я бы не сказала, что наша "упрощенка" более сложная или проблематичная в сравнении с "упрощенками" Российской Федерации или Казахстана. У нас и в России исчисление налога производится в процентном отношении в зависимости от выручки либо от дохода – выручки минус расходы. В Казахстане - также в процентном отношении от выручки.
 
В Беларуси "упрощенка" заменяет собой большее количество налогов. Те, кто платят налоги по упрощенной системе, не уплачивают налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, арендную плату за землю, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов. Не производятся отчисления в инновационные фонды. В России "упрощенка" заменяет только уплату налога на прибыль и налога на имущество (это аналог нашего налога на недвижимость), и налог на добавленную стоимость, за исключением налога, взимаемого при ввозе. Наши "упрощенщики" тоже могут не выплачивать НДС. В Российской Федерации нет разновидности "упрощенки" с налога на добавленную стоимость или без него, а у нас такая возможность предоставлена плательщикам, численность штата которых до 15 человек и выручка до 3,4 млрд руб.
 
Можно сказать, что с этой системой работать гораздо проще.
 
Ольга Ефименко: Однозначно. Особенно предприятиям малого бизнеса. Это означает меньшее количество деклараций, гораздо проще производить исчисления налога, можно не вести бухгалтерский учет. Наша "упрощенка" не сложнее, чем в других государствах. В ней есть свои преимущества. "Упрощенку" могут применять бюджетные организации, а в России не могут. "Упрощенку" у нас применяют и филиалы, организации, имеющие филиалы, а в России и Казахстане – нет.
 
Все ли организации могут применять "упрощенку", или есть какие-то ограничения?
 
Ольга Ефименко: Есть – как у нас, так и в России и Казахстане. Ограничения распространяются на организации, осуществляющие банковскую деятельность, профессиональных участников рынка ценных бумаг, производителей подакцизных товаров, организации, которые осуществляют лотерейную деятельность, занимаются электронными интерактивными играми. Перечень достаточно узок.
 
Где его можно найти?
 
Ольга Ефименко: В статье 286 Налогового кодекса.
 
Организация, которая занимается определенным видом деятельности, может найти там всю информацию и выяснить, может ли она перейти на упрощенную систему налогообложения. Есть ли какая-то процедура перехода на упрощенную систему? Что нужно сделать, чтобы работать по этой системе?
 
Ольга Ефименко: Процедура не меняется с 2007 года. Перейти на "упрощенку" можно с 1 января.
 
То есть с самого начала года. С середины нельзя?
 
Ольга Ефименко: С середины можно только тем, кто организовался в середине года. Организации и индивидуальные предприниматели, которые хотят перейти на "упрощенку", с 1 октября по 30 ноября могут подать заявление в свой территориальный налоговый орган. Форма заявления утверждена Постановлением №82 Министерства по налогам и сборам. Она достаточно простая. Там указывается численность работающих за 9 месяцев, которая не должна превышать 100 человек. Также надо указать размер выручки за 9 месяцев, который не должен превышать 9 млрд руб.
 
И потом предприятие может заполнить все необходимые документы и подать заявление.
 
Ольга Ефименко: Налоговый орган вынесет решение, и с 1 января 2012 года плательщик сможет начинать применять "упрощенку". Если кто-то зарегистрировался в середине года, он может начать применять "упрощенку" с момента регистрации. Для этого ему надо подать заявление в той же самой форме. Но сроки немного другие: он должен уложиться в 20 рабочих дней со дня его регистрации. Конечно, у таких плательщиков не будет выручки, потому что они еще не работали. Указывается только численность работников.
 
По какой причине предприятие может отказаться от применения упрощенной системы налогообложения? Как это можно сделать?
 
Ольга Ефименко: Существует такое понятие, как добровольный отказ. Но отказ от "упрощенки" может быть и ввиду того, появилась деятельность, при которой нельзя применять "упрощенку" или превышены размеры выручки или численности. Добровольное прекращение "упрощенки" бывает из-за экономических расчетов, которые толкают на это плательщика. Упрощенная система проще с точки зрения предоставления декларации, расчета налогов, но это не значит, что она оптимальна для всех с точки зрения суммы уплаты налогов. Если у организаций довольно высокая затратная часть, то применение упрощенной системы может оказаться невыгодным. Тогда применяется общий порядок налогообложения и уплачивается налог на прибыль.
 
Как правило, применять "упрощенку" хотят все. Проблемы возникают у плательщиков, у которых были превышены критерии. Они вынуждены покинуть "упрощенку", а потом хотят вернуться к ее применению. Для таких субъектов в кодексе существуют ограничения: они не могут возобновить применение "упрощенки" в течение того календарного года, в котором они ее бросили, и в течение следующего года.
 
Для тех, кто хочет отказаться от нее, процедура тоже простая. Когда плательщик приносит декларацию за месяц или квартал, в декларации предусмотрено окошко. Можно поставить галочку, что со следующего отчетного периода он переходит на общий порядок налогообложения.
 
Все делается гораздо проще, и не нужно заполнять лишние бумажки.
 
Ольга Ефименко: В 2007-2088 годах надо было писать заявление, но сейчас мы упростили эту процедуру.
 
Когда общаешься с представителями бизнеса, особенно с индивидуальными предпринимателями, они говорят, что часто используют упрощенную систему налогообложения. Чем она привлекает индивидуальных предпринимателей?
 
Ольга Семашко: Есть ряд преимуществ. Для индивидуальных предпринимателей выгодна замена ряда налоговых платежей одним. При общем порядке налогообложения индивидуальным предпринимателям пришлось бы уплачивать подоходный налог, земельный налог или арендную плату за землю и налог на недвижимость. При применении упрощенной системы налогообложения они платят только один налог. Есть возможность уплаты налога на добавленную стоимость, но у нас немного предпринимателей, которые платят НДС.
 
Практически все индивидуальные предприниматели могут воспользоваться правом уплаты налога по УСН без уплаты НДС. Это удобно для индивидуальных предпринимателей, которые реализуют товары и услуги конечному потребителю, т.е. населению. Среди ИП таких большинство. В основном они находятся в сфере розничной торговли. Разумеется, им невыгодно уплачивать НДС, поскольку это ведет к увеличению стоимости товара на 20%. Применяя упрощенную систему налогообложения, они могут воспользоваться правом не платить НДС.
 
Также предусмотрены пониженные налоговые ставки при осуществлении производственной деятельности в малых населенных пунктах и в сельской местности. Эти ставки применяются при условии их проживания в сельской местности и малых населенных пунктах. Применение пониженной налоговой ставки предусмотрено и при экспорте товара в работу услуг имущественных прав.
 
Это так называемые налоговые льготы?
 
Ольга Семашко: Да. Льготы предусмотрены не только в виде освобождения каких-то объектов, но и в виде применения более низкой налоговой ставки. Общая ставка – 8% или 6% плюс НДС. Осуществляя деятельность в сельской местности при условии, что это производственная деятельность и он там же проживает, плательщик будет выплачивать пониженную ставку. Плательщики, которые зарегистрированы в Минске и выполняют услуги в сельской местности, не смогут применить пониженные ставки. Размер пониженной ставки относительно невелик, поэтому уровень налоговой нагрузки у таких плательщиков более низкий, чем при применении общего порядка налогообложения.
 
Есть возможность выбора налоговой базы для тех, кто осуществляет розничную торговлю и занимается общественным питанием. Там есть критерий по валовой выручке, но для индивидуальных предпринимателей это высокий критерий. Поэтому все, кто хотят перейти на применение в качестве налоговой базы валового дохода, могут это сделать.
 
Есть также возможность ведения упрощенного учета. Это особенно важно для индивидуальных предпринимателей. Зачастую они не располагают специальным образованием. Возможно, ранее они осуществляли деятельность, не связанную с экономикой. На сегодняшний день не каждый может позволить себе бухгалтера, поэтому вести упрощенный учет удобно. Это не составляет никакой сложности. Приходится заполнять больше регистров, если это осуществление розничной торговли. И уж совсем просто, если это какие-то услуги либо оптовая торговля, и налоги выплачиваются от валовой выручки.
 
Важна также простота исчисления. Как правило, ИП приходится делать это самому, без привлечения специалистов. Даже не обладая особыми знаниями, они легко могут посчитать свою выручку и умножить на ставку налога. Если это валовый доход, то надо уменьшить сумму на расходы. В этой ситуации плательщика греет, что если придет налоговая проверка, скорее всего, она не выявит нарушений. Чем проще исчисления налога, тем меньше вероятность допустить ошибку и тем проще пережить проверку.
 
Какая процедура вхождения в упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей? Особенности какие-то есть?
 
Ольга Семашко: Нет, особенностей нет. У индивидуальных предпринимателей общие правила. Хотелось бы обратить внимание индивидуальных предпринимателей, которые будут смотреть программу, на то, что если они регистрируются вновь, заявление надо подать в течение 20 рабочих дней. А если они уже действуют на сегодняшний момент, они не должны пропустить установленный срок с октября по ноябрь. Упрощенная система налогообложения может применяться только с начала календарного года. Если индивидуальный предприниматель пропускает срок подачи заявления, в течение всего года он не сможет перейти на упрощенную систему налогообложения. Ему придется пропустить весь год и по истечении следующего года перейти на "упрощенку". Здесь ничего нельзя поделать, потому что налоговые органы выносят решение на основании заявления, поэтому его надо подать в установленный срок.
 
Индивидуальный предприниматель открывает свое дело. У него и так дел невпроворот. Его как-то предупреждают об этом во время регистрации предприятия?
 
Ольга Семашко: Вы знаете, что сейчас процедура регистрации максимально упрощена, и плательщик не становится сам на учет в налоговом органе – все это делает регистрирующий орган.
 
В любом случае, прежде чем открывать свое дело, надо узнать все тонкости.
 
Ольга Семашко: Всегда можно подойти в налоговый орган по месту регистрации. Каждое физическое лицо знает, где оно зарегистрировано, где находится налоговая инспекция. Чтобы подойти в отдел консультации, вовсе не обязательно быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем. Можно обратиться с вопросом, как применяется упрощенная система налогообложения, что для этого надо сделать. Я думаю, во всех налоговых инспекциях в такой консультации не откажут и подскажут, как правильно подать заявление и не упустить положенные сроки.
 
Президентом подписан Указ от 9 августа 2011 года №349 "О вопросах применения упрощенной системы налогообложения". Что нового привнес данный Указ в налоговую систему?
 
Ольга Ефименко: Коренным образом изменились критерии валовой выручки. Они увеличены практически в три раза. Для "упрощенщиков" это важный параметр, потому что в течение года у многих наступает момент, когда валовая выручка превышает определенный критерий, и они видят, что надо переходить на общий порядок налогообложения. Они осознают, что если они переходят на общий порядок налогообложения, они смогут вернуться на "упрощенку" только через год. До вступления Указа в силу, согласно Кодексу, предельный уровень валовой выручки для применения "упрощенки" был установлен в размере 4 млрд 120 млн 200 тыс. руб.. Указом этот критерий расширен до 12 млрд руб.
 
Для "упрощенки" существует три параметра по выручке. Я назвала предельный уровень выручки для применения "упрощенки" с налогом на добавленную стоимость. Еще есть предельный размер валовой выручки для применения "упрощенки" без налога на добавленную стоимость или при желании с налогом на добавленную стоимость. Здесь тоже произошло увеличение практически в три раза. Был 1 млрд 177 млн 200 тыс. руб., сейчас стало 3 млрд 400 млн руб.
 
Критерий для валовой выручки для перехода на "упрощенку" действует для тех, кто захочет это сделать со следующего года. По кодексу было 3 млрд 90 млн руб., сейчас это 9 млрд руб. В связи с ростом цен у многих действительно выручка превысила 1 млрд 177 млн, у кого-то она превышала 4 млрд 120 млн. Нашлись такие плательщики, которые превысили размеры выручки за четыре месяца, за полугодие, и к моменту вступления Указа в силу они перешли на общий порядок налогообложения. Указ подписан 9 августа 2011 года, принят в развитие директивы №4 от 31 декабря 2010 года и распространяет свое действие на весь 2011 год. Новые критерии по выручке могут применяться и теми, кто уже ушел с "упрощенки".
 
Если я правильно понимаю, человек, который ушел с "упрощенки", после вступления в силу этих поправок может вернуться обратно.
 
Ольга Ефименко: Да, но здесь есть маленький, но очень важный момент: речь идет только о тех плательщиках, которые ушли с "упрощенки" в связи с превышением размера выручки и именно в этом году. Если кто-то ушел добровольно, он уже не может вернуться, пользуясь указом. Те плательщики, о которых я сказал, могут возобновить применение "упрощенки", пересчитать налоги. Все это предусмотрено Указом. Пересчитать налоги можно без уплаты пени, мер административной ответственности. Возможно, плательщики перешли на общий порядок, кто-то уже заплатил налог на прибыль, налог на недвижимость. Когда он возвращается на "упрощенку" эти платежи будут зачтены в установленном порядке. Тут у плательщиков не будет никаких трудностей.
 
Единственное – необходимо, чтобы они не пропустили срок, в течение которого они могут возобновить применение упрощенной системы. Все-таки существует Указом установленный срок. Плательщики могут это сделать до 20 сентября, если у них ежемесячная отчетность. Таких плательщиков очень мало. Эти плательщики ежемесячно уплачивают налог на добавленную стоимость. Они сами выбрали этот способ. Как правило, это связано с применением нулевой ставки, чтобы они могли быстрее произвести вычеты. Абсолютное большинство плательщиков отчитывается ежеквартально. Для таких плательщиков предельный срок – 20 октября. Это срок для представления налоговых деклараций. Они просто приносят налоговую декларацию по "упрощенке", и это знак того, что они вернулись на "упрощенку".
 
Если предприятие до вступления Указа в силу не использовало упрощенную систему налогообложения и захочет на нее перейти, надо ждать 1 января.
 
Ольга Ефименко: Для него действуют общие правила. Для такого предприятия Указ просто расширил размер валовой выручки, который позволит ему перейти на "упрощенку" с 1 января будущего года.
 
Предусмотрено ли стимулирование развития бизнеса на сельских территориях при применении упрощенной системы налогообложения?
 
Ольга Ефименко: Плательщики, которые зарегистрированы в сельских населенных пунктах, а также в населенных пунктах, которые относятся к малым городским поселениям и перечислены в Приложении 24 к Налоговому кодексу, и осуществляют там же деятельность, обязаны воспользоваться специальными ставками по упрощенной системе налогообложения. Там примерно 185 населенных пунктов. Обычная ставка для "упрощенки" без уплаты НДС – 8%, если это сельский плательщик, то это 5% от валовой выручки. Если платится НДС, то для обычного плательщика э то 6%, а для плательщика, расположенного в сельской местности, 3% от валовой выручки.
 
Условия те же: регистрация в этом населенном пункте и осуществление там же производства товаров, выполнение работ и оказание услуг.
 
Предусмотрено ли стимулирование экспорта?
 
Ольга Ефименко: Предусмотрено. По кодексу была установлена ставка налога в размере 3% от валовой выручки при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь. Недавно, 11 августа, был подписан Указ №358 о стимулировании реализации товаров, по которому ставка налога по упрощенной системе при экспорте снижена до 2%. Более того, раньше под эту ставку попадали только товары и услуги. Сейчас туда добавлены работы и имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Этот Указ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 года, и до конца 2013 года.

 

 
В связи с чем в упрощенной системе налогообложения были приняты такие поправки?
 
Ольга Ефименко: И при общей системе налогообложения происходит стимулирование экспорта. Взять хотя бы нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Плательщик имеет право в полном объеме принять к вычету сумму входного налога на добавленную стоимость. "Упрощенщики" не всегда работают с уплатой НДС. Если они применяют "упрощенку" без уплаты НДС, он не может принять к вычету входной НДС и относит его на увеличение стоимости товара. По сути, он не может воспользоваться нулевой ставкой. Специальная ставка при упрощенной системе налогообложения каким-то образом компенсирует различия при общей системе налогообложения.
 
Я так понимаю, к этому Указу шли давно, или приняли его специально для того, чтобы как-то поддержать производителей?
 
Ольга Ефименко: Указ просто снизил ставку, она уже была в размере 3%. Добавили также работы и имущественные права, потому что плательщикам обидно. Кто-то занимается реализацией товаров, а кто-то работами, и тот, у кого товар, имеет право на пониженную ставку, а если работы, то не имеет. И Указом эти диспропорции устранены.
 
В части экспорта снижена ставка до 2%. Какие еще виды деятельности попадут под действие этого Указа в части применения ставки 2%?
 
Ольга Ефименко: Можно даже говорить не о видах деятельности. Как я сказала, попадут работы и имущественные права. Самый яркий пример – строительные работы. Указ №358 добавил работы и имущественные права в перечень объектов, облагаемых по специальной ставке. В силу того, что редакция Указа отличается от редакции, приведенной в Кодексе, некоторые виды услуг, которые ранее не попадали под ставку 3%, попадут под ставку 2%. Скорее всего, это будут медицинские услуги, которые будут оказаны нерезидентам, в том числе физическим лицам. Также услуги в сфере туризма, отдыха, санаторные, транспортные услуги. Последние встречаются чаще всего. Раньше они не могли воспользоваться ставкой, а сейчас смогут.
 
Указ президента от 11 августа 2011 года 358 о стимулировании реализации товаров распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 года. Могут ли пересчитать сумму налога при упрощенной системе налогообложения в сторону уменьшения тем плательщикам, которые применяли ставку 3% в отношении экспорта товаров?
 
Ольга Ефименко: Могут.
 
Каким образом это сделать?
 
Ольга Ефименко: При применении ставки 2% и 3% в отношении экспорта товаров должны быть соблюдены определенные условия. Должен быть договор с нерезидентом и подтверждение факта вывоза товара за пределы Республики Беларусь. Как правило, у плательщиков все это имеется в наличии. И они имеют право пересчитать под ставку 2%. В налоговой декларации ставка 2% не была предусмотрена. Сейчас в нее внесены изменения. Министерством юстиции зарегистрировано постановление Министерства по налогам и сборам №40 от 29 августа 2011 года, которым налоговая декларация дополнена соответствующими строчками. Они отражают базу для налоговой ставки 2% и сумму налога. Это постановление должно быть опубликовано 12 сентября в НРПА, и оно официально вступит в силу.
 
Поскольку на носу 20 сентября, плательщики, которые отчитываются ежемесячно, могут принести декларацию по налогу по упрощенной системе и отрегулировать эту сумму, пересчитав налог по ставке 2%. У него будет переплата, возможно, за этот месяц не надо будет ничего доплачивать. Плательщики, которые отчитываются поквартально, принесут декларацию 20 октября. Но если им будет невтерпеж, они могут принести уточненную декларацию досрочно, и налог будет уменьшен. При желании они могут зачесть его в уплату других платежей. Могут и вернуть, а по сроку 20 октября опять заплатить.
 
Могут ли ставкой 2% воспользоваться организации, которые осуществляют международные транспортные перевозки?
 
Ольга Ефименко: Да, транспортников этот вопрос очень волнует. До вступления Указа в силу международные грузоперевозчики не попадали под действие ставки 3%, потому что была отсылочная норма к статье 33 Налогового кодекса. Местом реализации транспортных услуг признавалось местонахождение плательщика, оказывающего эти услуги. Местом реализации всегда признавалась Республика Беларусь.
 
Ольга Семашко: Несмотря на то, что заказчик – иностранная компания. В любом случае, он не мог воспользоваться ставкой.
 
Ольга Ефименко: Они платили налог 6% или 8% в зависимости от того, с НДС или без него. Сейчас они смогут пересчитаться, и пересчет получится значительный: с 6-8% до 2%. Им тоже надо внимательно посмотреть, чтобы были соблюдены условия Указа. Надо предъявить договор с нерезидентом. Представление услуг заказчику не должно быть связано с деятельностью этого заказчика на территории Республики Беларусь. Многие, действительно, смогут пересчитаться, потому что заказчики - нерезиденты. У нас много таких перевозок.
 
Куда предпринимателям, юридическим лицам можно обратиться в случае возникновения вопросов?
 
Ольга Семашко: Надо идти в налоговую инспекцию по месту регистрации. Во многих инспекции созданы отделы консультации, как правило, все вопросы снимаются там. В конце концов, можно обращаться на сайт МНС.
 
Я так понимаю, сначала надо посмотреть всю информацию на сайте, а потом обращаться в налоговую.
 
Ольга Семашко: Безусловно. На сайте размещаются типичные ответы на вопросы. Поэтому, возможно, не стоит посылать свой запрос. Если там нет такой ситуации, то можно обратиться с вопросом в налоговую.


Все сведения про налоговые инспекции Могилева представлены в Каталоге TUT.BY.
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-20%
-75%
-34%
-20%
-30%
-20%
-35%