КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Публичный счет


Планы Беларуси уменьшить дефицит бюджета, повысить процентные ставки, ограничить предоставление кредитов в рамках госпрограмм и унифицировать множественные обменные курсы - это шаги в правильном направлении, но важно их твердо и последовательно осуществлять. Персонал МВФ также высказался за разработку комплексного пакета корректирующих мер. А для получения финансовой поддержки от МВФ "потребуется продемонстрировать приверженность сильной экономической политике и структурным реформам". Об этом говорится в опубликованном во вторник долгожданном сообщении МВФ по итогам прошедшего еще 29 августа обсуждения проведенного в июне постпрограммного мониторинга.

Исполнительные директора Фонда выразили сожаление, что слабая макроэкономическая политика привела к дальнейшему резкому ухудшению экономической ситуации и способствовала увеличению дефицита счета текущих внешних операций и кризису на валютном рынке. Директора подчеркнули, что комплексная макроэкономическая корректировка и структурные реформы, а также твердая политическая приверженность их проведению принципиально важны для устранения коренных причин уязвимости и восстановления внешней стабильности.
 
Директора приветствовали принятые властями обязательства по кредитному соглашению с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Они согласились с тем, что планы официальных органов уменьшить дефицит бюджета, повысить процентные ставки, ограничить предоставление кредитов в рамках государственных программ и унифицировать множественные обменные курсы являются шагами в правильном направлении, но подчеркнули важность их твердого и последовательного осуществления.

Персонал МВФ предостерег, что текущие меры политики чреваты серьезными рисками, и высказался за разработку комплексного пакета корректирующих мер, включающих ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и введение плавающего обменного курса. Власти считают, что меры, которые уже приняты или которые планируется осуществить в рамках соглашения с АКФ, должны уменьшить последствия кризиса, и что следует подождать их результатов, прежде чем разрабатывать дополнительные меры

Макроэкономические риски
 
Базисные прогнозы на основе представлений МВФ о наиболее вероятных мерах экономической политики показывают значительные разрывы в финансировании и свидетельствуют о значительных рисках. Персонал исходил из предположения, что меры политики будут соответствовать обязательствам, изложенным в пакете мер АКФ с некоторыми отклонениями, особенно в сфере денежно-кредитной политики (процентные ставки остаются отрицательными в реальном выражении, и финансирование госпрограмм превышает годовой лимит). Прогнозы также предполагают, что валютные интервенции для поддержки текущего официального курса возобновятся с получением доступа к исключительному финансированию.

Эксперты МВФ отмечают, что интервенции снижают уровень инфляции, но значительно увеличивают потребности в финансировании. В этом сценарии рост объема ВВП может достичь примерно 5,5% в 2011 году (поскольку за высокими темпами роста в первой половине года последует рецессия во втором полугодии), а инфляция превысит 55%. Эти прогнозы указывают на существенные дефициты счета текущих операций и большие разрывы в финансировании в среднесрочной перспективе. Реализация этого сценария также зависит от наличия значительного внешнего финансирования. В случае его отсутствия резервы истощатся, и официальным органам придется вновь отказаться от поддержки обменного курса. В этом случае может начаться инфляционно-девальвационная спираль.
 

Если официальные органы будут воздерживаться от интервенций, резервы удастся сохранить, но риски инфляционно-девальвационной спирали и сбоев производства не исчезнут. Власти могут принять решение не проводить интервенций и сохранять систему множественных обменных курсов. Однако в отсутствие комплексного плана стабилизации экономики инфляционное давление, вероятно, возрастет. Повышения зарплаты с целью компенсировать снижение реальных доходов будут усиливать инфляционное давление, подрывать достигнутые результаты в укреплении конкурентоспособности и способствовать сохранению ожиданий снижения обменного курса. Кроме того, в условиях, когда предприятия нередко не имеют возможности законным образом приобретать иностранную валюту, имеется риск того, что дефицит импорта будет вызывать сбои в производстве и вносить искажения в экономику.
 

При отсутствии четкой стратегии корректировки, отмечают в МВФ, имеются также серьезные риски для банковского сектора и риски ошибок в экономической политике. Банковский сектор может столкнуться с системным кризисом, если будет сохраняться неопределенность в экономике. Уровни изъятия вкладов пока остаются контролируемыми, но их дальнейшее сокращение может вызвать трудности в финансировании, особенно в госбанках, что связано с риском нестабильности в банковском секторе. Банковский сектор также подвержен значительному риску пролонгации внешнего долга: поскольку краткосрочный долг составляет более половины внешних обязательств банковской системы, снижение склонности иностранных кредиторов к рефинансированию краткосрочного долга приведет к снижению валютной ликвидности в белорусских банках. Ухудшение экономической ситуации и усиливающаяся социальная напряженность повышают риск ошибок в экономической политике, отмечают эксперты.

Инфляционное давление уже привело к использованию административных механизмов контроля над ценами, отмечают в МВФ. Эти механизмы вносят искажения в производство и ведут к нехватке товаров и со временем — к возникновению черного рынка.

Год непростой, но путь правильный

В опубликованном МВФ заявлении заместителя исполнительного директора от Беларуси Й.Прадера и советника исполнительного директора В.Мисюковца также признается, что в период после завершения программы Фонда внешняя и внутренняя обстановка для белорусской экономики оставалась сложной. Цена на импортируемый природный газ постоянно повышалась с 187 долларов за 1 000 кубометров в среднем за 2010 год до 223 долларов в 1 квартале 2011 года и 244,7 доллара во 2 квартале. К концу 2011 года прогнозируется возможное дальнейшее повышение цены на природный газ до уровня 300-305 долларов. Кроме того, механизмы поставок нефти продолжают оказывать негативное влияние на эффективность экспортно ориентированной нефтехимической отрасли. На экспортных рынках, отмечает МВФ, по-прежнему наблюдается низкая активность, а экономический эффект от создания Таможенного союза с Казахстаном и Россией еще предстоит оценить.

Когда в феврале 2011 года начали проявляться последствия решений, принятых в конце прошлого года для стимулирования роста и, по крайней мере, поддержания жизненного уровня населения в ожидании более благоприятных внешних условий, власти предприняли своевременные корректирующие меры, чтобы восстановить контроль над ситуацией, отмечается в заявлении. В результате ужесточения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики темпы роста промышленного производства, которые возросли до 15,4 процента в марте, замедлились начиная с апреля. В первом квартале 2011 года прирост ВВП составил 10,9% к аналогичному периоду 2010 года, за январь-июль ВВП вырос на 8,9%, прогноз на год - 5,5%.

В связи с усилением давления на международные резервы стала очевидна необходимость корректировки обменного курса. "Помня о сделанных в ходе Консультаций по Статье IV рекомендациях сотрудников Фонда проводить одномоментную девальвацию, власти осуществили девальвацию белорусского рубля по отношению к корзине валют, в состав которой входит доллар США, евро и российский рубль, на 65% в мае, или примерно на 73,5% за период с начала года. Тем не менее, материализовались связанные с одномоментной девальвацией риски", - признается в зявлении. Несмотря на резкое повышение конкурентоспособности, девальвация привела к высокой инфляции, росту долларизации и усилению спроса на иностранную валюту в условиях отсутствия ресурсов для смягчения таких последствий. Эксперты Фонда признают, что власти были вынуждены прибегнуть к временным мерам административного характера, чтобы не допустить неконтролируемых изменений на валютном рынке.

Помимо мер, предпринимаемых самими властями в ответ на эти вызовы, было согласовано привлечение внешнего финансирования в рамках программы стабилизации с Антикризисным фондом ЕврАзЭС в объеме 3 млрд долларов, из которых 800 млн было получено в июне, что также оценено положительно. 

Меры корректировки экономической политики и, в частности, непростой ситуации с платежным балансом начинают приносить первые плоды. В течение первого полугодия 2011 г. отрицательное сальдо внешней торговли достигло 3 млрд долларов (10,8% ВВП). Дефицит счета текущих операций за тот же период составил 5,4 млрд долларов (19,3% ВВП). В мае наблюдалось небольшое положительное значение сальдо внешней торговли. За первые шесть месяцев года темпы роста экспорта превысили темпы роста импорта практически на 5 процентных пунктов. Предполагается, что эта тенденция позволит добиться дальнейшего превышения этих темпов до 14 процентных пунктов к концу 2011 г.

"Несмотря на сохраняющиеся шоки и значительную корректировку обменного курса, ситуация в финансовой системе Беларуси остается стабильной", - признают эксперты. Удельный вес проблемных кредитов в совокупном объеме активов, подверженных кредитному риску, составил 3,5% в 2010 году и сократился до 3,2% по состоянию на 1 августа 2011 г., что, как отмечают эксперты фонда, представляет собой один из самых низких показателей в мире. Достаточность капитала банковской системы составила 20,5% в 2010 году, что значительно превышает минимальные нормативные требования (8%). Начиная с января 2011 г. показатель достаточности капитала снизился до 20%. Тем не менее, как отметили эксперты, может потребоваться рекапитализация некоторых банков. Ни один коммерческий банк не отказался исполнять свои обязательства и не обращался за их реструктуризацией. Похоже, что существенных проблем с пролонгацией внешних займов банков также не возникнет. Вслед за первоначальным оттоком депозитов (15,6% за январь-май) постепенно восстанавливается доверие к банковской системе, и за период с июля вклады населения в национальной валюте выросли на 8,3%, а вклады в иностранной валюте на 1,8%, отмечается в отчете.

При этом Нацбанк внял рекомендациям и не совершал новых сделок по "обмену депозитами" с коммерческими банками, и власти погашают свои обязательства в иностранной валюте перед банками, что снижает денежное предложение и ужесточает денежно-кредитную политику.

В части налогово-бюджетной политики, отмечено в заявлении, будет сохраняться высокий уровень дисциплины. Власти полагают, что профицит бюджета в размере 3,5% ВВП, сформировавшийся за январь-июль, позволит провести индексацию заработной платы в соответствии с требованиями законодательства. Заработная плата в реальном секторе будет зависеть исключительно от производительности труда. Власти также рассмотрят возможность рекапитализации госбанков, при этом надлежащим образом будет учитываться фактическая способность местных органов управления исполнять выданные банкам гарантии и тот факт, что кредитование в рамках госпрограмм будет переведено в Банк развития. К приоритетным мерам программы властей относятся отмена перекрестного субсидирования и переход к полноценно функционирующей системе адресной социальной защиты, и власти признательны и полагаются на предстоящую техническую помощь МВФ по этим вопросам.

Масштабы девальвации не берутся оценить

МВФ приветствует стремление властей к унификации обменного курса. "Власти полагают, что рост экспортной выручки и продажа некоторых государственных активов позволят в ближайшем будущем укрепить базу, обеспечивающую стабильные условия для курсовой политики. Власти согласны, что после унификации обменного курса крайне важно будет обеспечить его долгосрочную устойчивость. Присутствует понимание того, что для достижения этой цели следует отказаться от направленной на стимулирование экономического роста политики, сделать режим обменного курса достаточно гибким и далее проводить осмотрительную налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику", - отмечено в заявлении.

Тем не менее, эксперты видят "определенные сложности", связанные с предложением сотрудников Фонда незамедлительно сделать обменный курс свободно плавающим при отсутствии интервенций со стороны Нацбанка. Сотрудники признают, что установление свободно плавающего курса будет предполагать дальнейшую девальвацию, и озабочены тем, что с учетом значительного отложенного спроса на иностранную валюту ни власти, ни МВФ не в состоянии предложить обоснованные прогнозы масштабов такой девальвации.

"Очевидно, что в условиях совершенно свободно плавающего курса и при отсутствии достаточных ресурсов для сглаживания резких колебаний риск нарушения функционирования производства в связи с формированием инфляционно-девальвационной спирали может оказаться таким же, как и спрогнозированное сотрудниками Фонда нарушение в условиях действующего режима обменного курса", - признают авторы заявления. 

"По предварительным данным, в готовящемся докладе Всемирного банка "Ведение бизнеса - 2012" нашли отражение еще пять направленных на либерализацию экономики реформ, которые были реализованы в 2010 и 2011 годах, прежде всего в области налогообложения. Это позволяет властям ожидать дальнейшее повышение рейтинга Беларуси", - отмечено в заявлении.

Также обращается внимание на то, что приватизация набирает темп. "Для формирования должного потенциала Национального агентства по инвестициям и приватизации, возможно, потребовалось больше времени, чем предполагали власти страны, однако подход, опирающийся на формирование надежной институциональной базы и адекватное кадровое обеспечение, представляется обоснованным", - говорится в заявлении.

И хотя спрос со стороны инвесторов на выставляемые на аукционы начиная с июня средние предприятия республиканской формы собственности был невысок, в МВФ обратили внимание на прозрачность процедуры торгов и "ряд показательных сделок, хотя пока что преимущественно с участием отечественных предпринимателей".

Предполагается, что дальнейшее обсуждение возможной программы с Фондом возобновится во время Ежегодных совещаний.