Налоги


С 14 октября 2011 года вступит в силу постановление Совета Министров и Национального Банка РБ №924/16, регулирующее использование кассового оборудования, платежных терминалов, прием наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства оплаты за товары и услуги. О том, какие изменения произойдут в применении кассового оборудования и в порядке приема наличных денежных средств в программе "Все о налогах TUT" рассказывали Сергей Колыкин, главный государственный налоговый инспектор управления электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, и Александр Ткачев, специалист Центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр".




Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (30.76 МБ)
 
6 июля 2011 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 №924/16. Какие вопросы регулирует этот документ? На кого он распространяется?

Сергей Колыкин: Исходя из названия документа видно, что он регулирует вопросы, связанные с наличным денежным оборотом либо с расчетом банковскими пластиковыми карточками в сфере торговли и услуг. Регулируя вопросы приема наличных денег, он регулирует вопросы использования того оборудования, которое применяется для этих целей. В первую очередь это кассовое оборудование, а также оборудование, которое может применяться без участия продавца, это торговые автоматы, автоматические электронные аппараты, которые оснащены специальными устройствами – купюроприемниками.
 
Этот документ распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе на банковскую сферу в части осуществления ими валютно-обменных операций, операций, связанных с продажей драгоценных камней, металлов, памятных банкнот, футляров к ним и иных ценностей. Он также регламентирует лотерейную деятельность: в нем все более четко прописано, чего ранее не было в постановлении 18/1. Постановление регламентирует и сферу игорного бизнеса, правила приема наличных денежных средств и применение кассового оборудования. Также он касается и проведения электронных интерактивных игр. Для этого есть специальная компьютерная система, с применением которой контролируется денежный оборот.
 
До этого существовала нормативная база, которая регулировала эту сферу деятельности. Почему сейчас принято это постановление?

Сергей Колыкин: Постановление было принято, чтобы с учетом новой терминологии, которая появилась в части оборудования, применяющегося для приема денежных наличных средств, нормативный правовой акт звучал конкретно. Кроме того, возникла необходимость систематизировать и сократить количество нормативных правовых актов, которые регулировали отношения в этой сфере. Данное постановление поглотило нормы действующего до 14 октября постановления Совмина и Нацбанка 18/1, а также постановление Министерства по налогам и сборам, которым 9 сентября 2004 года была утверждена инструкция №103 о порядке использования кассового оборудования. Это было сделано, чтобы нормы, которые регулируют эти отношения, были собраны в один нормативный правовой акт, читались, были понятны, доходчивы.
 
Этим постановлением также были отработан ряд возможных вопросов, которые было необходимо уточнить и отрегулировать. В республике сейчас активно развивается применение торговых автоматов, автоматических электронных аппаратов в сфере услуг, которые позволяют обслуживать покупателя без персонала. Они оснащены купюроприемником. Потребитель вкладывает купюру и получает товар или комплекс услуг, которые этот автомат может ему предоставить. В предыдущем постановлении было ограничение использование автоматов до 1 июля 2011 года, а в оборудование было необходимо ввести инструменты контроля. На сегодняшний день в том виде, в котором это оборудование применяется, фискальных механизмов учета денежных средств просто нет. Так как это оборудование получает широкое применение, возможно, в ближайшее время это будет широкая ниша в сфере услуг населению и продажи товаров, необходимо установить контроль за денежным оборотом в этой сфере.
 
Необходимость принятия этого постановления вызвало то, что у субъектов хозяйствования сложились определенные финансовые трудности. Это даст им возможность сэкономить денежные средства, направить их в первую очередь на сдерживание цен и позволит не менять исправное кассовое оборудование, которое у них есть, так как ранее действующим документом были ограничены сроки его применения до 6 лет с даты первой регистрации в налоговом органе. Новым постановлением это ограничение приостановлено до 1 июля 2013 года. А к тому времени будет понятно, как будет складываться ситуация и какие будут дальнейшие шаги правительства по регулированию этой проблемы.
 
Изменился ли с принятием данного документа порядок приема денежных средств и использования кассового оборудования для организаций сферы игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведение электронных интерактивных игр?

Александр Ткачев: Рассматриваемое нами постановление объединило нормы указов президента, и постановления Совмина и Нацбанка 18/1. По сути, в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведения электронных интерактивных игр изменений не произошло. Как и прежде, реализация лотерейных билетов происходит без применения кассового оборудования. Прием ставок в азартных играх происходит в порядке, установленном для приема выручки при реализации товаров, работ, услуг. Для проведения электронных интерактивных игр организаторы обязаны использовать специальную компьютерную систему, обеспечивающую контроль за принятие ставок и полнотой учета денежных сумм при проведении таких игр. Все требования остались без изменений.
 
Что вы понимаете под понятием "кассовое оборудование"? Какие модели существуют? Где можно с ними познакомиться?

Сергей Колыкин: Под кассовым оборудованием понимается оборудование, которое непосредственно предназначено для учета и приема денежных средств и выдачи платежного документа. Оно включает в себя кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометром, билетопечатающие машины и специальные компьютерные системы. Информация о моделях кассового оборудования находится в государственном реестре моделей и модификаций кассовых, суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. Данный Государственный реестр утверждается Государственным комитетом по стандартизации документов.
 
Информацию о моделях можно получить и в интернете. В настоящее время с учетом внесенных изменений в постановление Совета Министров № 738, которым определено положение о порядке ведения государственного реестра, предусмотрено, что в целях предоставления общедоступной информации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, информации по данному реестру размещается в интернете на официальном сайте Госстандарта. Кроме того, при необходимости субъекты предпринимательской деятельности, которые хотят зарегистрировать в налоговом органе кассовые аппараты и использовать их в своей деятельности, могут получить эту информацию в налоговом органе по месту регистрации. У нас ведется соответствующий АРМ-учет кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем. В этом АРМе есть справочник моделей и модификаций, которые включены в государственный реестр. Этот справочник актуален, потому что в рамках постановления 738 Госстандарт обязан в течение пяти дней информировать Министерство по налогам и сборам. А мы уже все изменения, которые касаются государственного реестра в части включения и исключения из него моделей, доводим до сведения всех налоговых органов.
 
Государственный реестр содержит набор определенной информации: прежде всего, это наименование модели модификации кассового суммирующего аппарата или билетопечатающей машины, или специальной компьютерной системы. Он состоит из ряда разделов: раздела, который касается кассовых суммирующих аппаратов, раздела, который касается КСА, совмещенных с таксометрами, и раздела, касающегося специальных компьютерных систем, которые могут применяться на территории Республики Беларусь. Там так же можно увидеть область применения кассового суммирующего аппарата. В рамках нового положения и ранее действующей нормы субъект обязан использовать кассовый суммирующий аппарат, специальную компьютерную систему или билетопечатающую машину в соответствии с той областью применения, которая определена Государственным реестром. Субъект хозяйствования также найдет там сроки, на которые данная модель включена в Государственный реестр.
 
Я так понимаю, на каждую модель там есть подробная информация.

Сергей Колыкин: Есть соответствующие графы, предусматривающие сведения о моделях, которые должны находиться в государственном реестре. Информация о них важна для субъектов хозяйствования, чтобы они могли знать, какой им использовать аппарат, в какой сфере его применять и на какие сроки он включен в Государственный реестр.
 
Что должен сделать предприниматель, которому необходимо поставить себе такой кассовый аппарат?

Сергей Колыкин: Прежде чем, начать использовать кассовый суммирующий аппарат, необходимо в соответствии с положением, утвержденным постановлением 924/16, субъекту необходимо зарегистрировать его в налоговом органе. При этом условием является то, что на кассовом оборудовании, которое он предполагает зарегистрировать в налоговом органе, должны быть установлены средства контроля. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями или импортерами кассового оборудования. Это узлы, которые находятся внутри кассового оборудования.
 
Одно средство контроля указывает на то, что модель этого кассового аппарата включена в Государственные реестр и что он легально ввезен или произведен на территории Беларуси. Средства контроля устанавливают и центры технического обслуживания и ремонта, с которыми заключаются договора. Это даст право на использование этого кассового оборудования.
В рамках административных процедур, совершаемых налоговыми органами, в налоговую инспекцию представляется пакет документов для регистрации этого кассового оборудования. Необходимо представить заявление, договор на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования, информацию о кассовом оборудовании, которое подлежит регистрации, эксплуатационные документы (паспорт или формуляр), в которых видно наименование модели, версии программного обеспечения, средства контроля. В течение пяти рабочих дней налоговый орган произведет регистрацию и вернет субъекту предпринимательской деятельности документы с отметкой о регистрации этого кассового оборудования.
 
То есть после того, как налоговый орган зарегистрирует КСА, можно начинать работать.

Сергей Колыкин: Да.
 
В течение какого срока можно использовать это кассовое оборудование?

Сергей Колыкин: Как я уже упоминал, приостановлен 6-летний срок ограничения с даты регистрации в налоговом органе. До 1 июля 2013 года иных ограничений, кроме как нахождение модели модификации в Государственном реестре, просто нет. В прошлом году были внесены изменения в 738 постановление Совмина, в рамках которых принята норма, что модели модификации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем и билетопечатающих машин, включаются в государственный реестр сроком на 11 лет. Причем это решение было принято и в отношении того парка кассового оборудования, модели которых находились в государственном реестре на момент принятия этого документа, 31 марта 2010 года.
 
Таким образом, на сегодняшний день получается, что все модели, которые включены в государственный реестр кассового оборудования, будут из него исключены не ранее 2014 года. С учетом требований по приостановлению ограничений до 1 июля 2013 года и изменений, которые были внесены в постановление №738 и государственный реестр, в ближайшие два года проблем и необходимости замены кассового оборудования возникать не будет. В первую очередь эта мера направлена на то, чтобы дать субъектам хозяйствования возможность не расходовать денежные средства, которые им и так нужны, чтобы обеспечить потребности покупателей и потребителей в товарах и услугах, в которых они нуждаются.
 
Кто должен осуществлять техническое обслуживание и ремонт кассовых аппаратов?

Сергей Колыкин: Техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования за исключением специальных компьютерных систем в рамках того же положения, которое мы рассматриваем, осуществляет центр технического обслуживания и ремонта. Это специальные организации, которые имеют документы на право проведения этих работ, выданные органами Госстандарта. Заключив договор с конкретным субъектом, в рамках этого договора они осуществляют техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования. При этом с учетом норм нового положения и ныне действующего законодательства использование кассового оборудования без такого договора запрещается.
 
В рамках нового положения, которое вступит в силу 14 октября 2011 года, техническое обслуживание и ремонт специальных компьютерных систем может проводить сама организация-производитель или пользователи этой системы. Данное решение было принято потому, что на сегодняшний день в государственном реестре таких специальных компьютерных систем ограниченное количество. Их порядка 8 видов. Специальные компьютерные системы предназначены для узкого круга лиц. Как правило, это одна государственная организация, допустим, "Белорусская железная дорога", которая использует систему "Экспресс" для реализации железнодорожных билетов.
 
Она сделана специально для них?

Сергей Колыкин: Да, это международная система, которая используется не только на территории республики, но и в Российской Федерации и в других странах, с которыми у Российской Федерации существуют договорные отношения по части перевозки пассажиров. Учитывая то, что механизм использования подобного рода специальных компьютерных систем достаточно узкий, прописана норма, которая позволит самой организации при возникновении сбоев оперативно устранить их. У нее есть штат специалистов, которые разбираются в этой системе. Например, у "Белтелеком" система по взиманию платы за телефонные разговоры. Эта система используется только одной организацией, организованы необходимые меры защиты информации, которая в ней содержится. Поэтому и было принято это решение.
 
В каком случае налагается запрет на использование кассового оборудования? Каким оборудованием пользоваться нельзя?

Александр Ткачев: Перечень таких случаев указан в пункте 24 положении , утвержденном постановлением 924/16. По сравнению с постановлением 18/1, действующим в данный момент, этот перечень несколько расширен. В постановлении 18/1 было всего 4 пункта - случая запрета, а сейчас их стало 9. В этих четырех пунктах запрещалось использование кассового оборудования, модели которых не включены в государственный реестр либо исключены из него, запрещалось использование оборудования, не зарегистрированного в налоговом органе, без средств контроля либо с поврежденными средствами контроля, без заключения договора на его техническое обслуживание и ремонт.
 
В нынешнем постановлении добавились пункты, касающиеся истечения 6 лет с даты первой регистрации кассового оборудования в налоговом органе. Также установлен запрет на использование кассового оборудования модели, которого используются не в соответствии со сферой применения, указанной в госреестре. Запрещается использование оборудования без заполнения книги кассира. Это немаловажно, потому что такие случаи зачастую встречались на практике. Аппараты работали, кассовая книга на заполнялась, и возникали спорные ситуации, как классифицировать такой случай. Также после 14 октября запрещается использование оборудования, не соответствующего технической документации и эталонному образцу, и использование оборудования не в фискальном режиме либо не обеспечивающего наличие на платежном документе предусмотренной информации. Этот перечень исчерпывающий, иных случаев не предусмотрено.
 
Должен ли человек, который работает на этом оборудовании, проходить специальное обучение?

Александр Ткачев: Разумеется, торговый работник должен уметь пользоваться кассовым оборудованием. Но действующими документами сегодня не предусмотрены квалификационные требования к кассиру. Раньше в системе Министерства торговли существовала система обучения кассиров. Сегодня субъекты хозяйствования могут воспользоваться услугами, которые предоставляют предприятия, занимающиеся реализацией кассового оборудования, либо услугами центров технической поддержки. Работников надо обучать, и для этого есть все возможности. Но требования сегодня никакими документами не установлены.
 
Сергей Колыкин: Субъект хозяйствования, как правило, приобретает новый кассовый суммирующий аппарат в центре технического обслуживания и ремонта. С ЦТО заключается договор. Если он субъект хозяйствования приобрел оборудование у предприятия изготовителя, то у него все равно налажены дилерские отношения с этими ЦТО. В рамках договора или достигнутой договоренности ЦТО проводит обучение новых людей, которых субъект хозяйствования посадит за кассовый аппарат. ЦТО проводит одно-двухдневные курсы, связанные с процессами обучения на конкретной модели кассового оборудования или ряде моделей, которые используются этим субъектом.
 
ВЫ перечислили пункты, по которым запрещается использование оборудование. Кто за этим следит?

Александр Ткачев: Для этого налоговые органы осуществляют соответствующие контрольные мероприятия.
 
Как часто проводятся проверки?

Александр Ткачев: Специальные поверки по такому вопросу, как я знаю, не планируются.
 
Сергей Колыкин: Они могут быть проведены и в ходе плановых проверок, если это предприятие торговли. Это будет один из вопросов, связанных с проведением этих проверок. Но в основном проводятся не плановые тематические оперативные проверки, направленные на проверку соблюдения субъектами хозяйствования порядка приема наличных денежных средств и использования кассового оборудования.
 
Где должна храниться документация на кассовый аппарат?

Сергей Колыкин: Постановлением №924/16 предусмотрен термин "эксплуатационная документация". Субъект обязан использовать кассовое оборудование так, как это предусмотрено эксплуатационной документацией. В этой эксплуатационной документации есть необходимые сведения, которые позволят определить, насколько правомерно субъект использует этот кассовый аппарат, потому что отметка о регистрации кассового оборудования содержится именно в эксплуатационной документации.
 
Кроме того, во время проверок мы обращаем внимание на наличие средств контроля. Для этого они и установлены на кассовом оборудовании. Так как кассовое оборудование – это все-таки достаточно сложное техническое устройство, оно имеет определенное программное обеспечение. Все это придумал человек, и могут найтись другие люди, которые попытаются придумать свои идеи, чтобы корректировать информацию в сторону уменьшения. Для того чтобы предупредить эту возможность, существуют средства контроля, которые устанавливаются на кассовое оборудование в виде голограмм. Они не дают вскрыть кожух верхней части кассового аппарата от поддона, чтобы влезть внутрь.
 
Информация о средствах контроля, которые должны быть установлены на кассовом оборудовании, указана в эксплуатационной документации. Там есть специальный раздел, где указано, какие номера и серии СК установлены на данном кассовом аппарате. Поэтому желательно, чтобы при проведении внеплановой оперативно-тематической проверки, которая ограничена по срокам, эта эксплуатационная документация была под рукой. Тогда не будет необходимости приостановить проверку или не возникнет споров между субъектом хозяйствования и проверяющими. Документы всегда можно будет открыть и проверить, насколько правомерно используется этот кассовый аппарат в объекте сферы услуг. В постановлении №103 МНС было написано, что эксплуатационная документация должна находиться в месте использования кассового оборудования. В новом положении такой прямой нормы уже нет.
 
Но эти документы нужны самому кассиру, чтобы правильно работать на кассовом аппарате. В этом положении есть норма, предусматривающая, что в соответствии с эксплуатационной документацией по окончании рабочего дня он должен снять отчет по кассовому суммирующему аппарату, отчет закрытия смены. Он должен также сформировать контрольные ленты по кассовому аппарату. Ему необходимо поступать так, как это предусмотрено в регламенте эксплуатационной документации. Поэтому желательно, чтобы она находилась недалеко от кассового аппарата и при проведении проверки или самому кассиру к ней нужно будет обратиться.
 
Что происходит с кассовым аппаратом, когда пропадает электричество?

Сергей Колыкин: Это возможно, потому что от всего не перестрахуешься. Специальная норма, которая регулирует этот вопрос, предусмотрена в самом положении о порядке применения кассовых аппаратов при приеме денежных средств. В рамках этой нормы предусмотрено, что в случае обнаружения неисправности кассового оборудования или повреждения средства контроля, лицо, которое работает на кассовом аппарате, должно прекратить работу, прием наличных денежных средств или пластиковых карточек. Кассир обязан оформить окончание работы на рабочем месте. При невозможности снятия суточного сменного отчета и закрытия кассового аппарата осуществляется запись в книге кассира о сумме денежных средств которые были приняты и проведены через кассовое оборудование до наступления форс-мажорных ситуаций. Он также записывает о неисправности этого оборудования в книге кассира.
 
И потом с учетом договора, заключенного с ЦТО, проводятся необходимые мероприятия. Приезжает работник ЦТО, осматривает кассовый аппарат и забирает его в ремонт или устраняет неисправность на месте. Это может определить только он, потому что он уполномоченное лицо. Если субъект будет использовать кассовый аппарат с поврежденным средством контроля, он нарушит запреты, которые указаны в соответствующем пункте данного положения.
 
Временное отсутствие электроэнергии касается небольших торговых объектов. Потому что торговые объекты уровня гастронома вряд ли окажутся в такой ситуации, потому что электроэнергия у них влияет не только на кассовый аппарат, но и холодильное оборудование. А никто не может допустить разморозку продуктов. В этих случаях они прекращают деятельность, обсуживают находящихся в зале покупателей.
 
Небольшие торговые объекты могут продолжить работу, если что-то произошло с энергией на 4-5 часов. На этот период они могут использовать для приема наличных денежных средств документы с определенной степенью защиты, информация о которых содержится в электронном банке данных бланков и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. На сегодняшний момент к таким документам можно отнести талоны формы 20-фс, которые можно доиспользовать. Вообще это форма квитанции для приема наличных денежных средств в случаях, когда можно не применять кассовые суммирующие аппараты. Их форма утверждена постановлением №34 Министерства торговли от 23 августа 2011 года. Сложностей с заполнением квитанции нет, но есть одна особенность: субъекту, который осуществляет реализацию товаров, необходимо оформить такой документ по каждому факту приема денежных средств.
 
В последнее время распространена торговля по образцам. Можно ли поставить кассовый аппарат в офисе, где будут оплачиваться товары, а сам товар получать на складе?

Александр Ткачев: Вопрос требует уточнения, потому что в соответствии с правилами розничной торговли по образцам , утвержденными постановлением Совета Министров № 31 от 15 января 2009 года, существует два способа торговли по образцам. Либо торговля осуществляется в торговом объекте, либо вне торгового объекта. Если торговля по образцам осуществляется в торговом объекте, то наличные денежные средства, которые поступают продавцу, должны быть пробиты через кассовое оборудование. Если торговля осуществляется вне торгового объекта, т.е. с доставкой товаров на дом или на иное оговоренное место вне постоянного места осуществления деятельности, то прием наличных денежных средств осуществляется без использования кассового оборудования. Это логично и целесообразно. Но при этом каждый факт приема наличных денежных средств должен быть оформлен документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных таких документов.
 
Когда покупаешь товар в интернете, курьер привозит его и дает квитанцию.

Александр Ткачев: Факт приема наличных денег должен быть оформлен соответствующей квитанцией. Кассовое оборудование в этом случае не требуется.
 
Я отдаю курьеру деньги, получаю квитанцию. Курьер приносит деньги в офис. Что с этими деньгами происходит дальше? Каким образом фиксируется, что деньги за товар получены?

Александр Ткачев: Приход денежных сумм фиксируется в кассе организации. В конце рабочего дня, рабочей смены сумма поступившей выручки оформляется приходным кассовым ордером в кассу организации.
 
Подсчет идет по этим квитанциям?

Александр Ткачев: Да, ведь бухгалтерский учет состоит из учета движения товара и движения денег. Они должны совпадать в стоимостном выражении. В конечном итоге стоимость реализованного товара должна совпадать с общей суммой выручки в кассе предприятия.
 
Какие организации обязаны установить у себя терминалы для приема пластиковых карточек?

Сергей Колыкин: Предприниматель, организация – это субъект торговли или сферы услуг. Но устанавливать терминал он будет на конкретном объекте, поэтому на уровне постановления №924/16 предусмотрен перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами. Этот перечень исчерпывающий. При необходимости, возможно, в него что-то будет включаться, но вряд ли будет исключаться, потому что такой механизм расчетов, как банковские пластиковые корточки, это прогрессивный шаг вперед. Для государства это выгодно тем, что наличный денежный оборот более сложен в контроле и менее прозрачен, чем расчет пластиковыми карточками, где идет транзакция, списание суммы со счета покупателей и зачисление на счет продавшей организации. Банковская система абсолютно прозрачна.
 
Да и с точки зрения пользователя это тоже удобно.

Сергей Колыкин: Ему не надо носить толстый кошелек. Эти деньги у него никто не украдет, и он их нигде случайно не рассыплет. Оплата пластиковыми карточками выгодна как для реализатора, так и для покупателя. Так как в основном это сфера, направленная на обслуживание покупателей и потребителей, то в перечень входят объекты сферы торговли и обслуживания людей. Это магазины любого формата и уровня, павильоны с торговым залом и магазины-склады. В отношении торговых объектов общественного питания перечислен практически весь спектр. Это рестораны, кафе, бары, столовые производственных организаций, столовые учреждения высшего образования.
 
В отношении бытового обслуживания населения это объекты бытового обслуживания за исключением объектов с количеством работающих до трех человек в одну смену.
 
Следующие объекты – это автомобильные стоянки, автозаправочные станции, кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, пункты взимания дорожных сборов, пункты подключения абонентов сотовой подвижной электросвязи и объекты почтовой связи, электросвязи, аптеки, гостиницы, игорные заведения (казино, залы игровых автоматов). Включены также организации, которые оказывают платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги.
 
Помимо этого есть критерии, которые определяют возникновение этой обязанности. Она появляется в случае если юридические лица или индивидуальные предприниматели в этих объектах за предыдущий календарный год получили выручку в размере более 15 тыс. базовых величин, кроме двух категорий. Для предприятий потребительской кооперации эта планка выше – 30 тыс. базовых величин. Учитывая, что сельское население имеет меньше денег на руках, чем городское, требования в отношении платежных терминалов в организации потребительской кооперации, которая в основном осуществляет снабжение сельского населения продуктами питания или товарами народного потребления, для них этот предел выше – 30 тыс. базовых величин.
 
Для сферы бытовых услуг этот критерий еще более жесткий – 7,5 тыс. базовых величин. При достижении этих критериев в первом календарном году после их наступления в этом объекте необходимо установить не менее 50% платежных терминалов от количества используемых единиц кассового оборудования. В следующем году сто процентов единиц кассового оборудования должны быть оснащены инструментами расчетов и позволять покупателю рассчитать банковской пластиковой карточкой. Кроме того, с учетом изменений, которые были внесены в прошлом году и вступили в силу с 31 марта 2010 года, в случае создания этих объектов в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и Минске с самого начала функционирования объектов они уже должны быть оснащены этими инструментами расчетов.
 
Сергей Колыкин: Здесь нужно исходить из того, что сам процесс установки платежного терминала в объекте, в котором осуществляется торговые услуги, занимает определенное время: надо поставить платежный терминал, подключить его, обеспечить функционирование, чтобы потребитель мог расплатиться карточкой. Чтобы обеспечить этот процесс, должен пройти какой-то отрезок времени. Как правило, платежные терминалы – это оборудование, которое предоставляет банковская система. Чтобы подключить его, нужно провести соответствующие работы по настройке, обеспечить инфраструктуру, связь с банком. Сам субъект должен задуматься, определить, что у него есть время ограничения. 31 декабря истекает первый календарный год, значит, если у него 5 кассовых аппаратов, он должен подключить платежный терминал к трем. Если истекает второй календарный год, он должен подключить все кассовые аппараты. Значит, с 1 января следующего года у него все уже должно функционировать. Он должен заранее все продумать. Иногда возникают вопросы, связанные с тем, что банку нужно какое-то время, чтобы ввести терминалы. Я думаю, что начинать эти работы надо заблаговременно, чтобы 1 января не возникла ситуация, что субъект предпринял попытку, но у него ничего не получилось.
 
Александр Ткачев: Т.е. это никем не координируется и лежит на совести субъекта хозяйствования.
 
Когда терминалы появятся в метро? Когда можно будет заплатить за проездной карточкой? Это же так удобно!

Сергей Колыкин: Пока перечне нет метро. Дело в том, что метро – городской общественный транспорт, поэтому вопросы, связанные с правом на проезд в этом транспорте, регулируются случаями, которые перечислены в постановлении, когда реализацию билетов можно осуществлять без кассового оборудования. Прямая норма запрет на то, чтобы метро установило у себя платежный терминал, законодательством не предусмотрено. Это может быть инициативой самого метрополитена, но обязанности такой нет, потому что к обязательной установке терминалов перечислено следующее: кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов. Речь идет только об этих объектах. Но это не значит, что если здесь не перечислены киоски или метро, то ему запрещено это делать. Если метрополитен видит, что это повысит поток пассажиров, будет для них удобно, почему не обеспечить такую возможность. Технически, думаю, это возможно.
 
Александр Ткачев: Нет инициативы со стороны метрополитена.
 
В некоторых случаях субъекты хозяйствования могут не использовать кассовый оборудование. Есть ли перечень этих случаев?

Александр Ткачев: Перечень таких случаев есть и довольно большой. Он был еще в постановлении №18/1 и перешел в новое постановление с некоторыми изменениями. Это разносная и развозная торговля, розничная торговля на торговых местах, рынках и ярмарках. Всего 25 пунктов, перечислять их не будем. Я хочу только отметить, что перечень пополнился двумя пунктами. Субъекты хозяйствования в праве принимать без использования кассового оборудования наличные денежные средства в кассу организации от реализации бывшего в употреблении имущества. Такие вопросы возникали у многих предприятий, которые обращались в связи с этим в Министерство по налогам и сборам, и в конце концов этот пункт появился. В этих случаях нет необходимости применения кассового оборудования. Это логично и целесообразно. Следующий пункт, который появился в перечне: при реализации лотерейных билетов также можно принимать наличные деньги без использования кассового оборудования. Хотя и ранее при реализации лотерейных билетов кассовое оборудование не использовалось, но при этом руководствовались соответствующим разъяснением Министерства по налогам и сборам. Сегодня этот пункт включили в положение 924/16.
 
Каким образом ведется учет денежных средств в таких случаях? Например, когда реализуются лотерейные билеты, их можно посчитать. Но как посчитать, сколько денег использовалось на сельской ярмарке?

Сергей Колыкин: В порядке приема денежных средств в случае, когда не применяется кассовое оборудование, есть три направления. Первое направление6 каждому покупателю субъект, осуществляющий торговлю либо оказывающий услуги, обязан выдать документ с определенной степенью защиты, информация о которых содержится в электронном банке данных.
 
Второй вариант: в конце дня можно выписать один приходный кассовый ордер на всю сумму выручки без оформления приходных ордеров по каждому факту продажи. Перечень таких случаев конкретизирован. В основном это касается розничной торговли, как на рынках продовольственных товаров. На каждый пакет молока или килограмм овощей, фруктов нецелесообразно выдавать такие документы. Хотя механизм контроля в этом случае понижается, потому что сам субъект по окончании рабочего дня определяет сумму выручки, которую он собрал в процессе рабочего дня за реализованный товар. Всю эту сумму он отражает в приходном кассовом ордере.
 
Третий вариант , например, касается лотерейных билетов, страховых свидетельств, реализации билетов на проезд в общественном городском транспорте. Эта услуга подтверждается выдачей потребителю документа на бланке строгой отчетности. Все они оформляются только бланками строгой отчетности, и тогда в конце рабочего дня не надо оформлять никакого документа из электронного банка данных. Но такой проблемы уже не существует, потому что все эти документы учтены. Все они имеют номинальную стоимость. Они учитываются у подотчетного лица по стоимости и количеству, поэтому отследить, сколько предприятие получило денежных средств не составляет труда. В отношении лотерейных билетов в действующем законодательстве, которое регулирует лотерейную деятельность, достаточно четко и жестко прописаны все инструменты контроля, связанные с движением билетов. Все это легко отслеживается.
 
С 14 октября вместо книги кассира-операциониста вводится книга кассира. В чем отличия, и что это такое?

Сергей Колыкин: Книга кассира – это регистр учета показаний непосредственной работы кассового оборудования. для этих целей эта книга и введена. В первую очередь она должна следить за денежным оборотом, который проведен через кассовое оборудование. На сегодняшний день для этих целей применяется книга кассира-операциониста. Как я уже говорил, мы сделали документ понятным. Было не понятно, что такое операционист, поэтому книгу назвали книгой кассира. К нам были обращения субъектов хозяйствования по поводу более четких и детальных уточнений в книге. В первую очередь изменения книги коснулись интересов самих субъектов хозяйствования. Эта книга предназначена для использования в области торговли либо в сфере бытовых услуг. Естественно, форма книги единая для всех, и должна применяться всеми, кто использует кассовое оборудование. Но есть ряд категорий, которых это не касается. Это банковская сфера, индивидуальными предпринимателями, плательщиками единого налога и при использовании специальных компьютерных систем.
 
В этой книге появилась новая графа – получено наличных денежных средств перед началом работы на кассовом суммирующем аппарате для расходных операций. Раньше этой графы не было, подразумевалось, что это остаток, который записывался в предпоследнюю графу книги. Но если деньги сдавались под ноль, то в месте использования кассового оборудования было необходимо обеспечить наличие документа, подтверждающего выдачу этих денег. Это было предусмотрено постановлением №103 МНС, в инструкции о порядке использования кассового оборудования. Но это было не совсем правильно: зачем создавать для субъекта проблемы, связанные с дополнительным документооборотом, когда все это можно отследить в рамках одного регистра. Как правило, в крупных торговых объектах есть ответственный администратор или центральная касса, куда все подотчетные кассиры в конце работы сдают все денежные средства, чтобы за подотчетными лицами ничего не числилось. Это деньги организации, и необходим механизм их учета. Но чтобы дать первому покупателю сдачу, нужны какие-то деньги. Своих денег кассир не имеет права использовать, поэтому в этой графе он указывает сумму, которую ему выдали, чтобы можно было рассчитаться с первым покупателем. Потом у него появится выручка, необходимые деньги, для сдачи покупателям.
 
Кроме того, в рамках приказов СПД определяют взаимоотношения, непосредственно связанные с вопросами наличного денежного обращения. Каждая организация в приказе определяет, когда, в каком порядке сдавать деньги в банк и определяет суммы, которые могут переходит на следующий рабочий день. Если помещение надежно охраняется и денежный ящик запирается, какую сумму можно оставлять там, и она будет переходить в эту графу, отражающую деньги, которые кассир имеет, чтобы рассчитываться с первыми покупателями.
 
Достаточно активно пошел процесс внедрения безналичных расчетов банковскими пластиковыми карточками. А так как книга отслеживает движение, денежный оборот по кассовому оборудованию, есть последующие графы, определяющие, что потом произошло с этими деньгами: сдано в кассу, банк либо в виде они оказались в виде остатков. Безналичные деньги не оседают в денежном ящике, и руками их не потрогаешь. Поэтому в этой книге есть две графы, где указано, сколько денег получено наличными денежными средствами и сколько – при расчетах банковскими пластиковыми карточками. Кассовый аппарат считает всю выручку, которая прошла по этому рабочему месту.
 
Есть две графы, определяющие форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть у торгового объекта. Деньги могут быть проведены по кассовому аппарату, но каким-то образом туда не попали либо возвращены покупателю. Это графа "возвращено сумм наличных денежных средств". В случае если покупатель в рамках закона о защите прав потребителей, обратился в торговый объект потому, что ему продали товар не надлежащего качества, он вправе потребовать возместить расход, который он понес. Ему обязаны выдать сумму, которую он заплатил за товар. И эта сумма указывается в этой графе. По кассовому аппарату эта сумма была проведена, попала в выручку, но у предприятия ее нет, потому что она возвращена покупателю. Новая графа позволяет определить, какую реальную выручку получил торговый объект.
 
Вторая графа – когда кассир случайно нажала вместо одного ноля два, вместо 150 тыс. пробила 1 млн. 500 тыс.. Естественно, этот платежный документ не выдается покупателю. В рамках положения, которое мы сегодня рассматривает, составляется реестр ошибочно сформированных платежных документов. К нему прилагается этот документ, а информация о том, какая сумма была проведена по кассовому аппарату, заносится в эту графу. Методика заполнения этой книги позволяет определиться, что по кассовому аппарату была принята определенная сумма, определенную сумму составили наличные денежные средства. Эти наличные денежные средства сданы либо в кассу, либо в банк. Если сохраняется остаток в денежном ящике, эта сумма здесь отражается.
 
Какая ответственность наступает за ненадлежащее использование кассовых аппаратов?

Сергей Колыкин: В административном кодексе есть две статьи, которые определяют ответственность, связанную с нарушением порядка приема наличных денежных средств и нарушением порядка использования кассового оборудования. В отношении кассового оборудования это статья 12/20 Кодекса административных правонарушений, которая предусматривает, что нарушения порядка использования кассового оборудования, или нарушения порядка использования платежных терминалов, или отсутствия этого оборудования либо платежных терминалов там, где они должны быть установлены, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 базовых величин. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 10 до 200 базовых величин. Ответственность ложится на субъект хозяйствования, потому что с его стороны должны быть организованы необходимые действия, чтобы кассовое оборудование и сам торговый объект нормально функционировали и соответствовали требованиям законодательства.
 
Что касается вины физического лица, которое работает на кассовом аппарате, то здесь предусмотрена статья 12/18 Кодекса административных правонарушений. Это нарушения установленного порядка приема денежных средств. Если кассир, который работает, не провел сумму денежных средств, через кассовый суммирующий аппарат, или в случаях, когда кассовый аппарата не используется, денежные средства приняты с нарушением установленного порядка, непосредственно виновное лицо привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
 
Куда можно обратиться, если возникнут вопросы?

Сергей Колыкин: Есть официальный сайт Министерства по налогам и сборам. Он содержит всю необходимую информацию, связанную с соблюдением порядка, в том числе порядка приема наличных денежных средств, использования кассового оборудования. В случае внесения каких-то изменений в законодательство эта информация постоянно обновляется. На сайте всегда можно найти необходимую информацию.
 
Если у него возник персонализированный вопрос, субъект обращается на сайт МНС, там эти рассматриваются эти вопросы и размещается подробный ответ на вопрос. При необходимости в каждом налоговом органе по месту постановки плательщиков на учет есть отделы консультаций. Там разъяснят конкретный вопрос субъекта по применению законодательства, которое мы сегодня рассматриваем.
 
Александр Ткачев: Кроме того, и организации и индивидуальные предприниматели могут получить полезную информацию по вопросам налогообложения в справочных системах "Консультант плюс".


Нужные услуги в нужный момент
-20%
-50%
-20%
-20%
-10%
-30%
-28%
-20%
-10%
-50%
-15%