ЖКХ


Наталья ЛАПИНА,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20intex-press.by
Фото: intex-press.by
Сейчас жильцы, озабоченные постоянным повышением тарифов, как никогда стали обращать внимание на качество услуг ЖКХ, за которые платят. Поэтому озвученное Мингорисполкомом предложение со следующего года существенно поднять расценки на техобслуживание и отчисления на капремонт не оставило равнодушными жильцов. Еще бы, речь идет о 60-процентном увеличении этих тарифов, но при этом многие потребители услуг ЖКХ так и не могут понять, на что сейчас тратятся эти деньги и что именно поменяется после повышения тарифов.

Сейчас утвержденный правительством для населения тариф на техническое обслуживание домов составляет 350 рублей за 1 кв. м общей площади жилья. Такую же сумму с 1 кв м своей жилплощади жильцы каждый месяц отчисляют в фонд капитального ремонта. Столичные коммунальники посчитали, что этих денег явно недостаточно, и поэтому предложили увеличить тариф до 560 рублей за “квадрат”.

— Себестоимость капитального ремонта 1 кв м жилищного фонда составляет около 514 тысяч рублей, — привел пример генеральный директор Минского городского жилищного хозяйства Владимир Реентович. — Отчисления населения и арендаторов на капремонт составляют 31,8 процента в общем объеме финансирования. И если посчитать затраты на 1 кв. м капитального ремонта по существующему тарифу, то они будут возмещены населением через 122 года.

В идеале, по подсчетам специалистов, сегодня жильцы должны отчислять на капремонт и техобслуживание хотя бы по 1 тысяче рублей с каждого кв. м площади своего жилья. В этом случае исчезнет череда бытовых проблем, которые возникают в жилых домах из-за нехватки средств. Однако такие суммы для большинства непосильны, поэтому коммунальники предлагают двойную схему: частично увеличить тарифы и одновременно ввести для разных категорий жильцов дифференцированную оплату техобслуживания и капремонта — пропорционально их доходам. Что это значит?

Столичные коммунальники подсчитали, что в Минске 58 тысяч двухкомнатных квартир с одним жильцом-собственником, 16 тысяч таких трехкомнатных квартир и даже есть один собственник семикомнатной квартиры. “Соответственно, государство обеспечивает им выполнение работ по содержанию квартир по тарифам, установленным правительством, — прокомментировал Владимир Реентович. — Получается, государство субсидирует собственнику содержание жилфонда. Поэтому мы вносили предложение уйти от этого, повысить тарифы, а населению, которое по своим доходам не может их оплачивать, предоставлять социальную адресную помощь”.

Пока неизвестно, поддержат ли последнее предложение столичных коммунальников на государственном уровне, но вот роста тарифов на техобслуживание и капремонт в скором будущем нам, похоже, не избежать.

“НГ” спросила

А вы довольны тем, как обслуживается ваш дом?

Максим Иванович СКОРИКОВ, ветеран войны:

— У меня претензий к своей коммунальной организации нет. Я считаю, что за те деньги, которые сегодня получают те же уборщики, они и так делают очень много. В подъезде всегда чисто, во дворе тоже порядок. Единственное нарекание — нам самим зачастую приходится менять лампочки на лестничных клетках. Думаю, что ежемесячной платы за тех-обслуживание на такую мелочь уж точно должно хватить.

Валентина Ивановна ЗИНИНА, пенсионерка:

— Я не довольна, о чем сообщала, в частности, на одну из прямых линий с министром ЖКХ. Рассудите, если я не права: в техобслуживание входит уборка подъездов. Однако в нашем доме уборка проходит крайне редко, влажная уборка почти не проводится. В ЖЭСе мне объяснили, что причина сложившейся ситуации в отсутствии кадров. Но жильцы ведь не виновны в том, что в ЖЭСе не хватает работников!

Евгений МИРОНЮК, экономист:

— Я не доволен тем, как организации ЖКХ предъявляют нам счет за техобслуживание. Одна строка в жировке, которая ничего толком не объясняет. В результате люди даже не могут договориться о том, кто будет наводить порядок в тамбуре: ЖЭС или сами жильцы. Если за все услуги платить по отдельности, то и говорить о качестве их выполнения будет проще.

Тем временем

Штрафной тариф

За умышленное занижение показаний счетчиков воды жильцов накажут рублем

На недавно появившиеся нормативы потребления воды жильцы уже ответили собственным “нововведением”: сообщая в конце месяца показания счетчиков, некоторые стали умышленно занижать цифры до дешевых 140 литров в сутки. Коммунальники это заметили и теперь собираются штрафовать таких “экономных” жильцов.

Специалисты Министерства ЖКХ уже подготовили разъяснительное письмо, в котором не рекомендуют потребителям “занижать показатели объемов потребления воды”. Счетчики выборочно будут проверять, и в случае выявления обмана потребителю придется оплатить разницу между заявленными объемами воды и реально потребленными кубометрами по полному тарифу — 2,5 тысячи рублей за куб.

Кстати, “забывчивость” также не спасет от оплаты. Как объясняют в Минжилкомхозе, при несвоевременной передаче данных о показаниях счетчиков воды либо непредоставлении их плата будет начисляться по среднему потреблению воды за два предыдущих месяца, в которых оплата производилась. Потом можно будет сделать перерасчет.

Еще один выявившийся проблемный момент — квартиры, в которых никто не прописан. Вопреки сложившемуся мнению плату за воду в таком жилье при любом объеме потребленной воды начисляют по повышенному тарифу. Единственное исключение — это пустые квартиры, в которых умер хозяин, и то оно будет действовать на протяжении полугода с момента смерти.

Нужные услуги в нужный момент
-60%
-80%
-20%
-20%
-50%
-52%
-20%
-10%
-10%
-20%
0058043