КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

Праздничный
Паритетбанк
15%
Проще простого под 15%
МТБанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
17%

Все кредиты

Капитальный
Банк Москва-Минск
19%
Цептер Соната
Цептер Банк
19%
Цептер Этюд
Цептер Банк
17%

Все вклады

Личный счет


Александр ПТАШНИКОВ,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%20www.liveinternet.ru
Фото с www.liveinternet.ru
"Чарка и шкварка" подорожали за последние десять месяцев в 2,4 раза, обойдя по темпам роста продукты питания и алкогольные напитки (2 раза), а также общую инфляцию (88%), а также рост цен на шампанское с тортом и хлеб с маслом. Впрочем, молодежный тренд - пиво с чипсами - опережает "чарку и шкварку".

Сложные расчеты роста цен потребительской корзины иногда затрудняют оценку личной инфляции. Между тем некоторые устойчивые потребительские сочетания могут дать представление о влиянии динамики цен на определенные слои общества. Эксперты "Завтра твоей страны" выделили несколько простых потребительских наборов, которые покрывают основные электоральные слои населения: "чарка и шкварка", шампанское с тортом, пиво и чипсы, а также хлеб с маслом.

"Чарка и шкварка"

"Классическое" сочетание для белорусов - это, конечно же, "чарка и шкварка", что в нашем исследовании представлено салом и водкой, взятыми в размерах соответственно килограмм и литр.

В декабре 2009 года "чарка и шкварка" стоили среднему белорусу 28 тысяч рублей. Через год цена выросла до 30,2 тысячи. Рост составил 7,6%, что оказалось ниже темпов инфляции по стране (10%).

Характерной особенностью данной композиции в 2009 и 2010 году являлось то, что "шкварка" стоила дешевле "чарки" - средняя цена за литр водки хоть немного, но превосходила стоимость килограмма сала.

В нынешнем году ситуация изменилась. В октябре "чарка и шкварка" обходились уже в 72 тысяч рублей, подорожав за десять месяцев в 2,4 раза, а с конца 2009 года - в 2,5 раза. Причем больший рост в этой паре показывало именно сало - оно подорожало с начала года в 3 раза, тогда как водка - в 1,9 раза.

При этом килограмм сала в среднем стоил в октябре почти на 10 тысяч дороже литра водки (41 тысяча против 31 тысячи).

Шампанское с тортом

Набор из шампанского с тортом предпочитают в праздник многие белоруски. В 2009-2010 годах литр игристого напитка был дороже литра водки, а килограмм торта дороже килограмма сала. В итоге в 2009 году женский комплекс для посиделок стоил 31 тысячу рублей, а в декабре 2010 уже почти 35 тысяч. Рост за 2010 год составил 12%, что было выше роста цен на "чарку и шкварку" и находилось в тренде роста цен на продукты питания и алкогольные напитки (13%).

Но в этом году рост цен на любимые женщинами продукты замедлился. В октябре общая стоимость набора составила 71 тысячу рублей, уступив "чарке и шкварке". При этом за десять месяцев цена выросла в два раза. Опережающими темпами дорожали торты - почти в 2,3 раза, а по сравнению с декабрем 2009 года - 2,75 раза. Стоимость шампанского выросла лишь на 77%.

В итоге средняя цена на шампанское оказалась в октябре текущего года ниже цены за литр водки - 28 тысяч. А питаться тортами все еще дороже, чем салом, однако цены практически сравнялись – килограмм сала стоит 41 тысячу рублей, килограмм торта - 42 тысячи.

Пиво и чипсы

Молодежь, не имеющая серьезных заработков, обычно заменяет "чарку и шкварку" пивом с чипсами. Являясь радикально более дешевым, набор продуктов, состоящий из литра пива плюс 100-граммовый пакет чипсов, показал самый динамичный рост во время нынешнего кризиса.

В декабре 2009 года пиво с пакетиком чипсов обходилось в 5 651 рубль. По стоимости одного набора "чарки и шкварки" можно было купить почти пять молодежных комплексов.

За 2010 год набор подорожал на 17%, превосходя темпы общей инфляции и рост цен на продукты питания. В конце декабря 2010 года пиво с чипсами стоило уже 6 619 рублей. Соотношение с ценой "чарки и шкварки" снизилось до 4,6 раза.

Сегодня на литровую "чарку" и килограммовую "шкварку" можно купить уже только 4,4 набора из пива и чипсов. За последние десять месяцев пиво с чипсами подорожало в 2,5 раза, достигнув в октябре цены в 16 564 рублей. Пиво подорожало в 2 раза, а чипсы - в 3 раза. В итоге 100-граммовый пакетик чипсов теперь дороже литра пива более чем на 2 тысячи рублей.

За неполные два года чипсы подорожали в 3,6 раза. И этот абсолютный рекорд в индивидуальном зачете среди исследуемых продуктов. Объяснение простое - в стане чипсов самый большой удельный вес импорта из всех исследуемых товаров.

Хлеб с маслом

Исходя из расхожего пожелания: "чтобы тебе хватало не только на хлеб, но и с маслом", для белорусов, которые не балуются спиртными напитками, мы подобрали набор, состоящий из одного килограмма хлеба (батона) пшеничного из муки высшего сорта и килограмма сливочного масла.

Классический бутерброд по ценовому фактору попадает в серединку между пивным и "шкварочным" наборами. Правда, чипсы представлены в самой маленькой весовой категории и измеряются пакетиком в 100 г.

В конце 2009 года хлеб с маслом обходился белорусу в 16 755 рублей. За 2010 год цена на него выросла на 35% до 22 660 рублей, превысив более чем в три раза темпы роста потребительских цен за 2010 год в среднем (10%).

За последние десять месяцев цена на хлеб с маслом выросла еще вдвое. Теперь "бутерброд" потянет почти на 45 000  рублей, что, однако, в более чем полтора раза дешевле "чарки и шкварки".

Общий рост цены на хлеб с маслом за неполных два года составил 2,7 раза, вплотную приблизившись к "молодежному комплексу" по темпам роста цен.

Какой набор по вкусу власти

Сравнение роста цен на потребительские наборы позволяет сделать некоторый вывод об электоральных предпочтениях власти, если учесть, что на многие из приведенных нами продуктов цены в той или иной степени регулируются государством.

В предвыборный год меньше всего росли цены на "чарку и шкварку", а быстрее всего - на "хлеб с маслом". А вот после выборов основной удар пришелся именно по обхаживаемым властями слоям электората - молодежи и любителям "чарки и шкварки".

Рост цен на женский комплекс и хлеб с маслом пока укладывается в общую динамику роста цен на продовольствие. Вероятно, власти понимают, что женщины и зажиточные белорусы - это те слои, которые в кризис смогут вытянуть свою семью, а за ней - и экономику всей страны тоже.

Приведенный анализ также помогает белорусам определиться с новогодним столом в эпоху роста цен: шампанское с салом или пиво с батоном позволят хоть немного сэкономить. Правда, покупать лучше сейчас, в декабре лидеры в ценовой гонке могут измениться.

Темпы роста цен

 
Дек.2009
Дек.2010
Окт.2011
Дек.10/дек09
Окт.11/дек.10
Окт.11/дек.09
Чарка и шкварка
28069
30196
72918
108%
241%
260%
водка
15126
16480
31603
109%
192%
209%
Сало
12943
13716
41316
106%
301%
319%
Шампанское с тортиком
31104
34926
71068
112%
203%
228%
Вино игристое (шампанское)
15790
16280
28927
103%
178%
183%
Торт
15314
18646
42141
122%
226%
275%
Пиво и чипсы
5651
6619
16564
117%
250%
293%
Пиво
3015
3477
7118
115%
205%
236%
чипсы картофельные (за 100 г)
2636
3143
9445
119%
301%
358%
Хлеб с маслом
16755
22660
44965
135%
198%
268%
хлеб, изделия булочные
(батон) из муки пшеничной в/с
2738
3384
6133
124%
181%
224%
масло животное
14017
19276
38831
138%
201%
277%

Данные Белстата: Средние цены на товары, реализуемые в розничной сети