Налоги


Тема программы – "Налоговые проверки". В этот раз речь пойдет о проверках, проводимых налоговыми органами.
О том, какие проверки проводят налоговые органы, как происходит планирование выездных налоговых проверок, а также о порядке их проведения в эфире программы "Все о налогах TUT" расскажут: Потеев Николай Валерьевич - начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, и специалист Центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр" Голуб Ирина Зеноновна.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (11.69 МБ)

Какие проверки могут проводить налоговые органы в организациях?

Николай Потеев: В соответствии с действующим законодательством налоговые органы проводят плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся в соответствии с координационным планом, который формируется на полугодие. Они проводятся в форме выездных проверок.
Внеплановые проверки могут делиться на выездные проверки и внеплановые тематические оперативные проверки. Кроме того проводятся камеральные проверки.
 
 

Что такое камеральная проверка?

Ирина Голуб: Камеральная проверка проводится чаще, чем все остальные проверки. Устанавливается, своевременно ли представлены налоговые декларации, вовремя ли уплачены налоги. Камерально проверяется каждый плательщик каждый раз, когда подает налоговую декларацию и производит уплату налогов. Если в ходе проверки не выявлено никаких нарушений, то результаты проверки никак не оформляются, поэтому можно сказать, что проверка проходит незаметно для плательщика.
 
При камеральной проверке налоговые органы не вправе требовать дополнительные документы и документы бухгалтерского учета, как это происходит при выездных проверках. Проверяется только документы, которые плательщик обязан представить в налоговые органы в соответствии с законодательством. Отмечу также, что камеральные проверки проводятся без включения в план проверок, но это не значит, что они являются внеплановыми, - они вообще не подлежат планированию.
 
В отличие от выездных проверок, камеральные проверки проводятся без предписания налоговых органов. Сведения о таких проверках не заносятся в книгу учета проверок. Акт камеральной проверки составляется только при выявлении административных нарушений.
 
Например, организация не вовремя уплатила налоги, поскольку у нее недостаточно денег на счете. Если при этом вовремя представлены платежные поручения в банк неуплата не является административным правонарушением, и ответственность не наступает. Если же при отсутствии денег в установленный срок не представлены платежные поручения – неуплата является административным правонарушением, за которое, предусмотрена ответственность, и акт проверки будет составлен.
 
Насколько я понимаю, камеральная проверка проводится удаленно?
 
Ирина Голуб: Камеральная проверка проводится только на территории налоговых органов, когда плательщик либо направляет декларацию в электронной форме, либо приносит ее сам.
 
То есть налоговый инспектор не должен приходить на предприятие, поднимать ворох бумаг.
 
Ирина Голуб: При этой проверке не проверяется ничего, кроме тех документов и той информации, которые представляются в налоговые органы. Как правило, люди даже не знают, что она проходит.
 
Откуда можно почерпнуть информацию, что организация включена в план проверок?

Николай Потеев: Плановые проверки проводятся в соответствии с координационным планом. Данный план формируется на полугодие. Информация о проверках субъектов хозяйствования, включенных в данный план, появляется на сайте Комитета государственного контроля до 15 декабря на первое полугодие следующего года и до 15 июня на второе полугодие следующего года. Помимо этого каждый четверг проходит обновление информации, потому что, в силу определенных обстоятельств, случаются переходы субъектов хозяйствования из одного района в другой, их ликвидация.
 
Как формируется план?
 
Николай Потеев: Формирует план Комитет государственного контроля на основании сводных планов, которые предоставляются государственными органами управления, в соответствии с Указом 510 имеют право контрольной или надзорной деятельности. Один субъект хозяйствования может быть включен в координационный план не чаще одного раза в течение календарного года. Если несколько государственных органов запланировали один и тот же субъект хозяйствования в разные периоды, проводится совместная проверка.
До 15 ноября и 15 мая государственные органы направляют проекты планов в органы комитетов госконтроля. По субъектам, зарегистрированным на территории Минска, планы направляются в Комитет государственного контроля. По субъектам, которые зарегистрированы в соответствующих областях, направляются в областные органы госконтроля. Комитет госконтроля проводит проверку. Если это совместная проверка, назначается единый срок проверки. После этого координационные планы снова возвращаются органам государственного управления. Они обновляются, и до 10 декабря и 10 июня данные планы снова направляются в органы комитетов государственного контроля, и размещаются на официальном сайте до 15 декабря и 15 июня.
 
Вы говорите, что разные организации могут запланировать проверку предприятия. Но ведь они проверяют разные вещи…
 
Николай Потеев: Вопросы надзора и контроля, конечно, разные. В соответствии с Указом 510, у каждого контролирующего и надзорного органа установлены свои сферы контроля и надзора. Проходит проверка разных сфер, но она проходит одновременно: представители различных структур приходят на предприятие одновременно.
 
Какие выездные проверки могут проводиться налоговыми органами без включения в план?
 
Николай Потеев: В соответствии с 9 пунктом Указа 510, предусмотрено проведения выездных проверок без включения в план проверок – внеплановые проверки. Они могут проводиться по поручению Президента, Президиума Совета Министров, председателя или заместителя Комитета государственного контроля, генерального прокурора и его заместителей, а также по поручению руководителя государственного органа. Проверки проводятся в том случае, если мы обладаем информацией о совершенном или совершаемом правонарушении.
Также в соответствии с пунктом 9 части 2, проверки могут быть назначены без включения в координационный план руководителями контролирующего органа территориального уровня. Поводом может послужить реорганизация проверяемого субъекта, проведения дополнительной проверки, поручение органов уголовного преследования в рамках возбужденного уголовного дела, получение доказательств по делу об административном правонарушении, проведение встречной проверки и заявление проверяемого субъекта.
 
Какие организации не подлежат включению в план?
 
Ирина Голуб: Указом № 510 установлен запрет на поведение проверок вновь созданных организаций в течение двух лет со дня их государственной регистрации. Эти организации не включаются в план, но это не означает, что у них вообще не будут проводиться проверки в течение двух лет. Этот запрет не распространяется на проведение камеральных проверок и проведение внеплановых проверок, которые проводятся по поручению Президента или органов уголовного преследования. Также в этот период могут проводиться встречные проверки, проверки по заявлению самого субъекта хозяйствования и некоторые другие.
По истечении двухлетнего периода проверка может быть проведена на общих основаниях при включении в план. При этом двухлетний период не выпадает из общего проверяемого периода.
 
Как часто организацию могут проверять? От чего это зависит?
 
Ирина Голуб: Это зависит от принадлежности организации к той или иной группе риска. Всего таких групп риска три: высокая, средняя и низкая. Организация высокой группы включаются в план проверок не чаще одного раза в год, средние группы – не чаще одного раза в три года, а низкая группа риска проверяется по мере необходимости, но не чаще, чем один раз в пять лет.
При этом для отнесения организаций к высокой и средней группе риска установлены определенные критерии. Если организация по этим критериям не попадает ни в высокую, ни в среднюю группу риска, она автоматически относится к низкой группе.
Например, к высокой группе риска относятся организации, которые занимаются строительством, международными автомобильными грузоперевозками, производством алкогольной и табачной продукции, и многими другими видами деятельности.
Помимо видов деятельности в качестве критериев используются некоторые показатели хозяйственно-финансовой деятельности. Для отнесения организации к той или иной группе риска, ей достаточно соответствовать хотя бы одному критерию из установленных для соответствующей группы риска. Если по нескольким критериям организация соответствует и высокой, и средней группе риска, она будет относиться к более высокой.
 
Если организация включена в координационный план на второе полугодие 2011 года, когда следует ожидать проверку?
 
Николай Потеев: Информация размещена на сайте Комитета госконтроля до 15 декабря и 15 июня. Там есть информация и о конкретном месяце проведения проверки, но налоговые органы обязаны письменно уведомить проверяемого субъекта не позднее чем за 10 рабочих дней. В уведомлении указывается перечень вопросов, необходимых для проведения проверки, период проверки и конкретная дата выхода проверяющего на субъект проверки.
 
Что проверяют во время выездной проверки?
 
Николай Потеев: Налоговые органы контролируют соблюдение налогового законодательства. В первую очередь это соблюдение правильности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет. Также налоговые органы проверяют ряд нормативных документов. Налоговые органы осуществляют контроль за лицензионными видами деятельности, за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств, валютный контроль, контроль за игорным бизнесом, контроль за использованием в установленном порядке иностранной безвозмездной помощи.
 
Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий. Налоговые органы осуществляют контроль за законодательством, регулирующим маркировку контрольными (идентификационными) знаками товаров, ведением кассовых операций, а также обращением нефтяного жидкого топлива.
 
За какой период проводится проверка? Если она проводится раз в два года, то проверяется этот двухлетний период с момента прошлой проверки?
 
Ирина Голуб: Да, с момента прошлой проверки. По общему правилу, при проверке вопросов соблюдения налогового законодательства ограничений нет, будет проверен весь период, начиная от прошлой проверки. В отношении иных вопросов проверяемый период ограничен: он не может превышать трех предыдущих календарных лет и истекший период текущего года. Например, если с момента прошлой проверки прошло 5 лет, плановая проверка назначена в декабре 2011 года, и будут проверяться, в том числе иные вопросы, то они будут проверены за 2008, 2009, 2010 годы и 11 месяцев 2011 года, а вопросы соблюдения налогового законодательства будут проверяться за весь непроверенный период.
 
Проверяемый период обязательно указывается в предписании. Бывает, что в предписании не совпадает проверяемый период по налоговым и по иным вопросам. При определении проверяемого периода налоговых вопросов, нужно учитывать особенности определения налогового отчетного периода по каждому налогу. Например, если по НДС установлен отчетный период месяц, то проверка по этому налогу будет проводиться, начиная с первого числа месяца, следующего за проверенным, и заканчивая последним днем месяца, за который наступил срок представления налоговой декларации.
 
Если организация вновь создана, то проверяемый период определяется с даты государственной регистрации. По иным вопросам – это три года, предшествующие году назначения проверки.
 
Может ли влиять на проведение налоговой проверки уже заключенное аудиторское заключение?
 
Николай Потеев: Проверка может не проводиться, если субъект хозяйствования отнесен к средней или низкой группе риска, при наличии аудиторского заключения, содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии совершаемых финансовых операций законодательству. За исключением вопросов полноты и правильности исчисления налоговых платежей в бюджет.
Если предприятие включено в план, получило уведомление о проведении проверки, и у него есть аудиторское заключение, оно может предоставить его в налоговый орган. В таком случае проверка будет проведена, но в низкой группе риска не будут проверяться вопросы, которые проверялись аудитором за тот период, а в средней группе риска такие вопросы могут не проверяться.
 
Аудиторское заключение имеет какой-то срок давности?
 
Николай Потеев: Нет, аудиторскую проверку можно провести заранее, и заключение может быть предоставлено в налоговый орган. Но проверка проводится за какой-то период и по каким-то вопросам. Эти вопросы могут не проверяться или не проверяются налоговым органом. Но даже если проверка аудитором была проведена за 2009 год, мы все равно проверяем обязательные отчисления в бюджет.
 
Проверка планируется на определенный срок. А если что-то случается? Например, на предприятии заболевает главный бухгалтер, или он меняется, можно ли перенести проверку на другой срок?
 
Ирина Голуб: В жизни всякое случается, и первоначально запланированную проверку можно перенести. Если заболел бухгалтер, и организация хочет перенести сроки проверки, нужно обратиться в налоговый орган с заявлением и указанием причины. Подать такое заявление нужно не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о проверке. Получив такое заявление, налоговые органы рассматривают его в течение двух рабочих дней и принимают решение о переносе сроков либо об отказе в переносе.
Нет специальных правил и критериев, по которым такие просьбы нужно удовлетворять, поэтому в каждом случае такие заявления будут рассматриваться индивидуально. Одна и та же причина в разных обстоятельствах может быть расценена как уважительная или неуважительная. Если есть возможность, к заявлению можно приложить подтверждающие документы. Во избежание отказа налоговых органов по формальному признаку надо соблюдать сроки подачи заявления.
 
 
 
Как долго длится проверка?
 
Ирина Голуб: Как правило, срок выездной проверки в организации не может превышать 30 рабочих дней. Дата начала и окончания проверки всегда указывается в предписании. Вместе с тем, выездная проверка может быть продлена один раз по решению налогового органа, но не более чем на 15 рабочих дней. Но для этого должны быть определенные основания, например, значительный объем документов или проведение большого количества контрольных мероприятий, таких как инвентаризация, встречные проверки. Если срок продлевается, то в предписании делается пометка.
Помимо этого, есть возможность приостановления проверки по определенным обстоятельствам. Если организации предписывается восстановить бухгалтерские документы, проверка может быть приостановлена на срок не более 3 месяцев. Если делаются запросы в компетентные органы иностранных государств, допускается продление сроков до 6 месяцев. Приостановление проверки подразумевает полное прекращение контрольных мероприятий. Если налоговые органы проводят проверку на территории предприятия, они должны покинуть территорию. Если она проводится на территории налоговых органов, они должны вернуть документы плательщику. Срок приостановления не включается в общий срок проверки. Таких образом максимальный срок проведения проверки не может превышать 45 рабочих дней.
 
Как происходит проверка? Однажды я была свидетелем такой ситуации: я заехала на территорию предприятия и увидела целый ворох бумаг. Бухгалтера что-то лихорадочно искали, подшивали, дописывали, потому что должна была прийти налоговая проверка. Как это происходит сейчас?
 
Николай Потеев: Наверное, на предприятии было не все в порядке, раз у них был ворох бумаг, и все не было аккуратно разложено, и перед проверкой они дописывали и докладывали. Налоговые органы при проверке в первую очередь проверяют документы бухгалтерского и налогового учета и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов в бюджет.
В случае если данных документов нет или их недостаточно, налоговый орган вправе провести проверку расчетным методом. Для этого могут использоваться сведения о движении денежных средств по счетам в банке либо другие сведения, полученные от иных организаций, государственных учреждений и физических лиц. Также расчетный метод может быть использован на основании сведений о финансово-хозяйственной деятельности двух аналогичных предприятий. К данному субъекту, который не предоставил документы, применяются определенные коэффициенты.
 
Если возникают спорные ситуации, которые требуют дополнительного анализа, что делается в таких случаях?
 
Николай Потеев: Если они требуют дополнительного анализа, он проводится. Но если возникают спорные ситуации, когда существует неясность или нечеткость какого-то законодательного акта, все трактуется в пользу плательщика.
 
Есть предприятие, в котором не планируется проверка. Но вдруг поступает анонимное сообщение о том, что на этом предприятии существуют нарушения законодательства. Проводится ли тогда дополнительная проверка?
 
Николай Потеев: По нормам Указа 510, анонимное обращение можно не рассматривать, но налоговый орган в любом случае должен проверить ту информацию, которая содержится в данном обращении. Могут быть задействованы наши информационные базы, мы можем опросить физическое лицо. Мы проводим анализ данной информации.
Ирина Голуб: В любом случае, просто анонимное сообщение не основание для проведения внеплановых проверок.
 
Можно ли проверить одно предприятие несколько раз в течение одного периода?
Ирина Голуб: По общим правилам действует запрет на повторную проверку одних и тех же вопросов за тот же период. Исключением являются случаи проведения дополнительных проверок, встречных проверок или проверок, проводимых по поручению президента или органов уголовного преследования и других компетентных органов.
 
Где можно получить дополнительную информацию?
 
Николай Потеев: Дополнительную информацию можно получить на официальном сайте Министерства по налогам и сборам nalog.by.

Ирина Голуб: Я думаю, что пользователи найдут много полезной информации в системах "Консультант Плюс". У нас есть такой продукт, как путеводитель по налоговым проверкам. Там детально расписаны все этапы проведения выездных плановых и внеплановых проверок, начиная от момента назначения и заканчивая оформлением результатов.

Предыдущие программы:

21.11.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговое законодательство. Теоретические и практические наработки Видео
08.11.2011 "Всё о налогах TUT": Земельный налог и налог на недвижимость Видео,Аудио
24.10.2011 "Всё о налогах TUT": Имущественный налоговый вычет по подоходному налогу на строительство или приобретение жилья Фото,Видео,Аудио
10.10.2011 "Всё о налогах TUT": Прием наличных денежных средств и использование кассового оборудования Видео,Аудио
26.09.2011 "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота Видео,Аудио
12.09.2011 "Всё о налогах TUT": О сложностях "упрощенки" Видео,Аудио
 
Нужные услуги в нужный момент
-50%
-15%
-10%
-30%
-70%
-20%
-50%
-20%
-17%
-20%