Публичный счет


Руслан АНАНЬЕВ,

Любая экономика, чтобы быть эффективной, должна развиваться. Какие изменения необходимо провести в Беларуси, чтобы предприятия работали более эффективно, а уровень жизни населения повышался? Как органично совместить усилия по решению экономических и социальных задач? Об этом корреспондент “НГ” побеседовал с заведующим кафедрой менеджмента экономического факультета Белгосуниверситета профессором Борисом ПАНЬШИНЫМ.

— Борис Николаевич, Беларусь в нынешнем году попала в полосу непростых испытаний, экономика забуксовала. Многие эксперты говорят, что для решения проблем нужно, если провести аналогию с автомобилем, не просто заливать в баки больше топлива, а ремонтировать саму машину. Что же, на ваш взгляд, необходимо предпринять для выхода из сложившейся ситуации?

— Нет убыточных предприятий, есть неэффективный менеджмент. Мировая практика свидетельствует, что более чем на 85 процентов работа предприятия зависит от профессионализма его руководства. Я своим студентам на первой же лекции говорю, что главная задача менеджера — соединить товары и рынки. Это постулат классической экономики. Если работники будут видеть эффективность принимаемых мер, они согласятся на самые высокие требования со стороны менеджеров.

В Беларуси же ситуация не совсем классическая. Наша экономика имеет социальную направленность. Поэтому на первое место выходят не экономические соображения, а необходимость социальной защиты работников, повышения уровня их благосостояния. Я считаю это совершенно нормальным. Человек живет ожиданиями лучшего. Если он лишается возможности планировать свое будущее, наступает кризис. Настоящий кризис — когда тебе сегодня нечего есть и ты не знаешь, что будешь делать завтра и послезавтра. У нас же, к счастью, ситуация совершенно иная.

— Тем не менее изменения необходимы. Отечественная экономика, которая в значительной степени базируется на основах, заложенных еще в советское время, должна соответствовать современным запросам. По какому пути обновления нам пойти? Насколько нам может подойти, например, польский рецепт “шоковой терапии”, который был весьма болезненным для населения?

— Каждая страна выбирает свой путь в соответствии с традицией и политикой руководства — либеральной или социально ориентированной. При этом преодоление кризисных ситуаций во всех без исключения государствах происходит за счет основной массы населения — работников и пенсионеров. В Беларуси трансформация происходит по “мягкому” варианту, выбран путь последовательного вхождения в рынок. Опыт Китая подтверждает, что это наиболее эффективный подход.

Наша история и мировая практика показывают, что эффективность работы предприятия зависит не только от формы собственности. Статистика утверждает, что большинство белорусских предприятий за двадцать лет вполне адаптировались к рыночным условиям. Иначе на полках наших магазинов и аптек был бы только дорогой импорт, а об экспорте и говорить не пришлось бы.

Государство же на своем уровне создает адекватные компенсационные меры для постепенной модернизации производств и приспособления работников к новым условиям. Это и льготные кредиты, и снижение экспортных пошлин, и лизинг, и многое другое. Не все, конечно, у нас идеально. Но определенное продвижение все же есть.

Если же говорить о Польше, где в 90-е годы минувшего века пошли по пути “шоковой терапии”, отпустили цены и начали масштабную приватизацию, то и до этого там была нормальная структура экономики. Даже при советской власти сельское хозяйство было на 70 процентов частным. В Польше было несколько десятков миллионов жителей, огромный внутренний рынок, перед польской продукцией открыли доступ на рынки Западной Европы, страну поддерживали огромными зарубежными кредитами. Эти и другие факторы позволили стране достаточно быстро пройти переходный период.

Кроме того, нужно учитывать, что многие поляки поехали работать за границу. Не зря же в Западной Европе даже формировался образ польского водопроводчика, который отбирает у немцев, жителей других стран рабочие места. Есть такая аксиома: считается, что три рабочих места за границей создают одно рабочее место внутри страны. Ведь так либо иначе работающие за границей отправляли денежные переводы в Польшу и тем самым стимулировали создание на родине новых рабочих мест.

Тем не менее “шоковая терапия” в Польше не смогла решить все проблемы, в стране есть немало людей, недовольных существующей экономической ситуацией. Ведь в ходе быстрых реформ страна многое потеряла из своего ранее сильного индустриального ядра, например, судостроение.

При любом переходе, если государство хочет остаться государством, сохранить к себе доверие как к институту власти, оно должно продумывать систему компенсационных мер. Даже в шоковой терапии должен быть не только шок, но и терапия. Поэтому и в Беларуси, хоть у нас и не принимаются “шоковые” решения, вопросам социальной защиты уделяется большое внимание. Сейчас, возможно, многие уже забыли, но Беларусь на протяжении многих лет была, пожалуй, единственной страной на постсоветском пространстве, где вовремя выплачивали пенсии.

— Но ведь чем больше экономической власти будет в руках чиновников, тем меньше инициативы будут проявлять предприниматели. Как соблюсти разумную меру?

— Когда уходит государство, появляется мафия. Возьмите Италию: в северной ее части сильны позиции государства, а в южной — мафии, там даже мусор не могут нормально убирать. Мы не представляем, с какими столкнемся проблемами, как только упустим рычаги госуправления. Конфуций в свое время говорил, что если не задумываться о дальних последствиях, то очень быстро столкнешься с ближними трудностями.

Что для предпринимателя самое важное? Принципиальное значение имеет то, чтобы ему четко определили условия ведения бизнеса, не “кошмарили” частыми изменениями в законодательстве, не отвлекали проверками. Однако нужно понимать, что не все предприниматели “белые и пушистые”. Поэтому разумный контроль необходим.

Сейчас государству нужно запустить механизм расчета решений-многоходовок. Это колоссальная работа, требующая огромного напряжения. Говоря образно, отдельное предприятие, как маленький кораблик, способно на крутой маневр, но государство, как огромный линкор, имеет большую инерцию, и резкие повороты ему противопоказаны. Нужны стабильность, постепенность, понятные населению неуклонные и последовательные действия власти и бизнеса по реформированию экономики с ее четкой социальной направленностью. Так поднималась Япония, возрождалась Южная Корея. И на это потребовалось более двадцати лет. Теперь, на мой взгляд, в Беларуси нужно переходить ко второй, более сложной стадии государственно-частного партнерства — повышению эффективности производства путем организации совместных производственных цепочек государственных и частных предприятий.

В свое время японцы столкнулись с проблемой, когда цены на их продукцию машиностроения оказались выше мировых. Оказалось, что так получалось из-за дороговизны металла — его стоимость определялась высокой ценой угля, перевозимого на чужих сухогрузах, владельцы которых задирали цены. Госчиновники подключились к решению этой проблемы. Производители техники определили стоимость металла, которая позволила бы им выпускать конкурентоспособную продукцию. Угольщики модернизировали шахты и под гарантии металлургов снизили стоимость топлива. Металлурги путем модернизации предприятий вышли на требуемую цену. Судостроители получили недорогой металл и снизили стоимость морских судов. В итоге транспортные издержки сократились, таким образом, работа всей цепочки позволила машиностроителям выйти на выпуск конкурентоспособной продукции. Это достаточной сложности задачи, требующие совместных усилий чиновников, промышленников и ученых. В Беларуси менеджеры к такому системному планированию пока не готовы. Но нам придется так работать. Иного пути у нас нет. Нам необходимо ускоренно менять структуру экономики, создавать оптимальное соотношение больших, средних и малых предприятий.

— Вкладывать деньги абсолютно во все отрасли отечественной экономики слишком накладно. По каким направлениям в первую очередь нужно проводить вливания? Что делать с неэффективными предприятиями?

— На всех отечественных предприятиях, особенно крупных, необходимо придерживаться принципа “тощего производства”, как называют его в Японии. Его суть сводится к следующему: минимум на входе, максимум на выходе. Необходимо определить товары, которые наиболее конкурентоспособны. Руководство предприятия должно свести к минимуму издержки производства. Можно экономить электроэнергию, материальные ресурсы, закрыть непрофильные производственные линии. Ведь многие отечественные предприятия построены в расчете на максимальную независимость от соисполнителей. Однако сегодня зачастую выгоднее не производить абсолютно все самим, а размещать часть заказов на других предприятиях, использовать аутсорсинг.

Менеджерам крупных предприятий нужно научиться иметь дело с десятками и сотнями мелких предприятий. Кстати, в Китае реформы получили ускорение после того, как были заменены более 40 процентов менеджеров во всех звеньях экономики.

При этом необходимо заранее позаботиться о тех работниках, которые в результате оптимизации могут лишиться своего места. Их можно перенаправлять в другие сферы. Все, что касается строительства и сельского хозяйства, всегда, в любой стране “вытаскивало” экономику из тяжелой ситуации. Большой потенциал есть и в сфере выращивания овощей, фруктов, грибов, переработки сельхозпродукции. Особое значение имеет развитие малого инновационного предпринимательства в производственной сфере и информационно-коммуникационных технологиях.

— Во время реформ, переходного периода гражданам обычно приходится “ужиматься” в расходах. На что население может рассчитывать в будущем?

— “Терапия” экономики, если она хорошо продумана, направлена не только на улучшение показателей работы предприятий, но и на повышение уровня жизни населения. Однако нужно понимать, что экономика — сложный организм, реформирование еще потребует многих сил, времени и терпения. Поэтому и проводить реформы следует, не только с позиций явных материальных экономических выгод, но и, прежде всего, с учетом надежд людей на позитивные перемены.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-15%
-10%
-10%
-10%
-25%
-50%
-20%
-20%
-14%
0058415