Личный счет


Руслан АНАНЬЕВ,

В Беларуси, как и в России, число эмитированных банковских карт уже превысило количество жителей страны. Но что нужно сделать, чтобы количество перешло в качество, удобное для граждан?

В Северной Америке и Западной Европе массовое внедрение расчетов с использованием банковских пластиковых карт началось полстолетия назад, в наших же странах – лишь в 90-х годах минувшего века. Тем не менее за это время удалось значительно продвинуться в этом процессе. В России число выданных карт уже превысило 157 миллионов, в Беларуси составляет около 10 миллионов (при населении 9,7 миллиона). Таким образом, на каждого жителя страны в среднем уже приходится более одной карты.

Правительство Беларуси и Национальный банк "картизацию" стимулируют. Почти все банки страны задействованы в реализации зарплатных проектов, благодаря чему подавляющее большинство белорусов получает зарплату не в заводских кассах, а на карточки. Цель таких мер – увеличение доли безналичных расчетов, которые позволят сократить расходы на печать и обслуживание наличных денег. Благодаря карточкам магазины могут быстрее обслуживать покупателей и тем самым наращивать товарооборот. Банки получают в распоряжение дополнительные ресурсы, а граждане избавлены от необходимости носить с собой большие суммы и риска потерять деньги или стать жертвой воров. Кроме того, им не надо толпиться в кассе в день выдачи зарплаты или пенсии. Держатели карточек некоторые платежи могут совершать даже не выходя из дома, достаточно лишь подключиться к интернет-банкингу или SMS-банкингу.

Как показывает мировой опыт, наличие карточки в расчете на каждого жителя страны – далеко не предел. Например, соответствующий показатель в Германии еще в 2007 году был на уровне 1,4, во Франции – 1,6, а Великобритании – 2,7. Но для того, чтобы потеснить наличный расчет, необходимо и дальше развивать и совершенствовать соответствующую инфраструктуру. В Беларуси сегодня работают более 3,2 тысячи банкоматов, с помощью которых можно не только получать наличку, но и осуществлять безналичные расчеты. Кроме того, к услугам держателей карт около 3,1 тысячи инфокиосков. Свыше 23 тысяч объектов торговли и сервиса оборудованы почти 37 тысячами платежных терминалов. Если сравнить эти цифры с данными пятилетней давности, то по всем позициям многократный рост. В итоге, если, например, семь лет назад около 88 процентов операций по карточкам были связаны с получением наличных, то сейчас – менее 55 процентов.

Тем не менее эксперты убеждены, что у предприятий торговли и сервиса оборудования для обслуживания держателей пластиковых карт недостаточно. По данным Минторга, в стране насчитывается свыше 37 тысяч магазинов и около 12 тысяч точек общепита, и только 23 тысячи из них на начало октября текущего года могут работать с карточками. И хотя принимаются государственные решения, которые подталкивают торговлю к более активной работе с карточками, однако владельцы магазинов делают это неохотно.

– Раньше устанавливать терминалы на кассах, ремонтировать, обслуживать их было слишком дорого, – объясняет одну из причин такой пассивности владелец сети магазинов и точек общепита Виктор Маргелов. – За последнее время благодаря конкуренции цены пошли вниз. Но в целом работать с наличкой по-прежнему экономически выгоднее, чем с безналом.

Однако немало и тех, кто видит причину в другом. Работа с безналом слишком прозрачна, поддается налоговому контролю, чего не скажешь о наличных деньгах. Возможно, именно поэтому в некоторых магазинах платежные терминалы, предназначенные для обслуживания держателей банковского "пластика", загадочным образом "ломаются" чаще всего именно в пятницу вечером, когда наплыв покупателей особенно велик и известно, что ремонтная бригада устранить неисправность сможет лишь после выходных, то есть в лучшем случае в понедельник.

– Я профессионал. Но даже мне трудно точно сказать, по какой причине в том либо ином магазине отказываются обслуживать держателей пластиковых карт, – признается начальник главного управления информационных технологий Национального банка Беларуси Олег Веремейчик.

Он не исключает, что в дальнейшем можно рассмотреть вопрос о создании некоего информационного центра, куда граждане могли бы сообщать о фактах отказа в приеме карточек. Если в каких-то магазинах нарушений будет много, это заставит разобраться, чем обусловлена данная проблема и как ее нужно решать.

– Нельзя говорить, что первоочередная проблема с использованием банковских пластиковых карт – нехватка инфраструктуры, – говорит Олег Веремейчик. – В сравнении со всеми нашими соседями Беларусь по этому показателю выглядит вполне достойно. Важнее, на мой взгляд, другое – понимание держателем карты того, где его могут обслужить, где обязаны это сделать и что при этом должно происходить. Ведь для многих граждан до сих пор является открытием, что при расчете в магазине никакая комиссия с держателя банковской пластиковой карточки не взимается.

К полноценному обслуживанию держателей пластиковых карточек не всегда готовы и банки, считает председатель правления "Инфопарк" Владимир Басько.

– У меня жена и трое детей, – рассказывает он. – Поэтому в семье около десятка банковских пластиковых карточек. И порой получается так, что для того, чтобы перевести деньги с одной карточки на другую, мы вынуждены снимать наличные.

Из-за всех перечисленных проблем около 85 процентов "карточных" денег жители Беларуси предпочитают получать наличными. Правда, в Национальном банке рассчитывают к 2016 году снизить эту долю до 75–80 процентов. Но все равно это мало. Например, еще три года назад доля наличных операций в общей сумме операций с использованием карточек в Германии составила около 66 процентов, в Великобритании – менее 35, Франции – около 25. В России, по оценке специалистов Центробанка, безналичные платежи с использованием карточек осуществляют лишь около 19 процентов держателей. Выходит, что для более 80 процентов россиян, имеющих карточки, они нужны лишь для снятия налички.

По мнению экспертов, для увеличения доли безналичных расчетов только просвещения населения и "терминализации" торговли мало. Нужно еще и экономически стимулировать граждан. Например, по пенсионным карточкам некоторые банки уже предлагают доход на уровне ставки рефинансирования. Было бы что-то подобное и по зарплатным – глядишь, и работающий люд лишний раз подумал бы, снимать все деньги или ждать, что на них набежит энная сумма.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-15%
-20%
-10%
-30%
-10%
-20%
-15%
-20%