Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Верное решение
Белорусский народный банк
10.2%
Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
10%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
9.2%

Все вклады

Личный счет


Марина Шкиленок,

Палата представителей Национального собрания в первом чтении приняла поправки в Закон "О занятости населения Республики Беларусь". Теперь по законодательному акту у безработных появится не только право на получение новой специальности, но и обязанность информировать центр занятости о самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

Для нанимателей сокращен срок подачи сведений о вакансии в центр занятости до трех дней (раньше - две недели), предусмотрены некоторые преференции при трудоустройстве молодых матерей после отпуска по уходу за ребенком.



Подробно об изменениях в закон в студии TUT.BY-ТВ рассказала Зинаида Мандровская, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (19.40 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Какие основные изменения произошли в законе о занятости населения?

Изменения, которые произошли в законе о занятости, призваны стимулировать безработных к поиску работы. У государства появилась обязанность дифференцировать выплаты безработным. Также принято решение об увеличении стипендии. Самая большая обязанность, которую берет на себя государство, - это содействие профессиональной подготовке безработных, а также стимулирование нанимателей по части того, чтобы они проводили переподготовку людей, находящихся под угрозой увольнения.

Часто наниматель использует такие приемы, как неполная занятость или предупреждение о последующем сокращении. Чтобы человек, находясь на работе, думал о будущем месте работы, ему требуется какая-то переквалификация. Выплаты будут производиться нанимателем, который будет проводить это переобучение. Это важный момент: у нанимателя появилось очень много обязанностей. Они должны будут информировать центры по труду и занятости населения о наличии вакантных мест в течение трех дней, а не в течение двух недель. Также они должны информировать о проблемах, связанных с самой работой: неполном рабочем дне, возможном сокращении, неполной оплате труда, частичной оплате содержания. Наниматель понимает, что должен брать на себя обязанности.

У безработных тоже появились обязанности. Граждане, ищущие работу, могут ее получить, потому что вакантных мест у нас гораздо больше, чем людей, которые стоят в центре занятости. Теперь безработные граждане обязаны искать работу самостоятельно, извещать органы по труду и занятости о том, что они нашли работу. Если они не смогли это сделать, они должны хотя бы раз в месяц являться в органы по труду и занятости, чтобы получить направление для трудоустройства и явиться с результатом: взял его наниматель на работу или нет. Не только центр занятости должен предлагать человеку работу, он должен и сам стремиться найти ее.

Разве раньше безработные не искали работу самостоятельно?

Искали, но это не было их обязанностью. Конечно, безработный чаще всего так и делает, потому что только он может определить, какая работа ему подходит с точки зрения его профессиональной подготовки и режима работы. Но органы по труду и занятости нужно информировать об этом. Если ты получаешь пособие по безработице, нужно обязательно приходить к нанимателю и интересоваться работой, которую он предлагает.

Если ты стал на учет безработных обманным путем, утаил какие-то сведения, то чтобы стать на учет повторно, ты будешь обязан возвратить затраченные на профессиональную подготовку или пособие деньги.

Появляются большие возможности у незащищенных категорий граждан. Это люди, которые прошли лечение в ЛТП или обязанные лица, или люди, которые потеряли работу в связи с состоянием здоровья, инвалидностью. Это также мамы, которые заботятся о ребенке до трех лет. Мы хотим акцентировать внимание на том, что декретный отпуск мамы не ограничивался тремя годами, потому что мама могла не найти работу в течение четырех лет. Если она до этого не работала, лучше было бы переподготовить ее.

Переподготовка требует серьезных затрат на обучение, проезд, и от этого должен быть эффект. Я думаю, что не стоит ограничиваться трехлетним сроком декретного отпуска. Если мамы не нашли работу через 3,5 года, они имеют на рынке труда не такое устойчивое положение, как другие граждане.

Я думаю, их положение априори не такое устойчивое, потому что очень часто работодатели не хотят брать на работу маму с маленьким ребенком, потому что будут постоянные больничные. Предусмотрено ли ужесточение ответственности работодателей в этой части? Будут ли их заставлять принимать молодых мам на работу?

Если работодателем представлено место в центр занятости, естественно, центр будет выдавать направление, иначе он просто не согласует с работодателем прием другого работника. Но часто наниматели просто не успевают предоставлять рабочие места, потому что в данном законопроекте сократился срок подачи заявления с двух недель до трех дней. Это очень важно, потому что в течение двух недель работодатель может принять на работу людей, менее уязвимых на рынке труда. И работодателю так лучше, потому что он всегда смотрит более выгодные варианты. Но в данном случае работодатель защищен тем, что когда мама отсутствует на работе, оплата больничных листов производится за счет фонда социальной защиты.

Речь идет, скорее, не о том, что приходится выплачивать, а о том, что работа простаивает…

Надо воспитывать нанимателей, потому что эта проблема существует не только у нас в стране, но и во всем мире. Мы планируем внести в кодекс практику частичной занятости или занятость на дому. Тогда нанимателю будет безразлично, сколько работает мама, главное – результат. Работодателя надо мотивировать этим или тем, что если он подал заявку, центр занятости просто не согласует другую заявку.

Какие социальные гарантии появятся у инвалидов?

Во-первых, отменена статья, которая говорит, что если инвалид безработный, он получает только разницу между пенсией и пакетом безработного. Инвалид сам примет решение, что ему выгодно: получать пенсию или пособие по безработице. Инвалиды получат возможность переобучения по специальностям, востребованным на рынке труда.

Во-вторых, появляется еще одна статья, которая дает возможность компенсировать нанимателю средства при предоставлении рабочего места уязвимой категории граждан. Этой статьи никогда не было. Молодой человек, только закончивший ПТУ, молодая мама или инвалид не имеют практического опыта, и это является мотивацией отказа нанимателя. У него нет возможности обеспечить им профессиональные навыки. Сейчас появляется норма, когда за счет фонда занятости населения нанимателю будут частично компенсировать заработную плату уязвимой категории граждан в период получения ими профессиональных навыков.

Безработным теперь будут платить от двух до восьми базовых величин вместо прежних двух. 8 базовых – это 280 тыс., не такие уж большие деньги, но по сравнению с двумя базовыми это разница. Но если человек зарегистрирован как безработный, у него есть еще одна возможность материальной поддержки семьи – возможность получения адресной материальной помощи за счет фонда социальной защиты населения.

Вы говорите, что у тех, кто состоит на учете в центре занятости, улучшится материальная составляющая. В Италии пособие по безработице составляет от 600 до 800 евро, и там выросло несколько поколений профессиональных безработных. У нас не будет такой ситуации?

Принятый закон направлен на то, чтобы стимулировать безработного к поиску работы и нанимателя принимать тех людей, которые имеют малый опыт работы и состоят в качестве безработных. Незащищенным категориям даются привилегии. Для инвалидов, лиц из ЛТП производится бронирование мест. В рамках подзаконного акта нанимателю компенсируется создание рабочих мест для инвалидов. С 1 января будет компенсироваться и сохранение рабочих мест для инвалидов.

Мы внесли огромное количество изменений, связанных с созданием нанимателем рабочего места для адаптации инвалидов. Результаты труда получает наниматель, а оплачивается труд за счет фонда социальной защиты. Человек получает возможность повысить свои профессиональные навыки, адаптироваться после перенесенного заболевания. Если инвалид проработает в течение трех лет и данное рабочее место сохранится, наниматель бесплатно получает оборудование, которое куплено за средства фонда занятости. Это серьезное подспорье для нанимателя, который таким образом помогает инвалидам и своему предприятию.

Если пособие по безработице будет настолько большим, что будет равно прожиточному минимуму, то смысла в работе нет. У нас в республике совершенно иная ситуация, чем в Италии: у нас количество рабочих мест в два раза больше, чем количество безработных.

Насколько я понимаю, получать другую специальность можно как при центре занятости, так и у работодателя. Каким специальностям можно обучиться?

Все зависит от того, какой состав безработных состоит на учете. Центр занятости анализирует возможность организации каких-либо курсов. Для инвалидов по зрению это могут быть одни специальности, для инвалидов по слуху – другие, для опорников – третьи, для мам - четвертые. Конечно, нельзя сделать юриста из человека со средним образованием, но если человек имеет юридическое образование, его можно переквалифицировать на одну из отраслей, например, в область прав потребителя. Обучение возможно исходя из того ресурса, который есть в центре занятости.

У нас есть вопросы от пользователей: "Меня взяли на работу на место декретницы. Через полгода она должна вернуться. Что будет со мной? Терять работу не хочется. Как договориться с работодателем?"

С работодателем надо договариваться исходя из условий приема на работу. Если работодатель сразу предупредил, что эта работа временная, и у него не появится вакантное рабочее место, он вправе просто прекратить трудовые отношения. Конечно, маме гарантировано рабочее место. Может, есть человек, более достойный для этой работы, но молодая мама находится в более уязвимом положении, и государство обязывает работодателя предоставить ей данное рабочее место.

Но если человек показал себя квалифицированным специалистом, то у работодателя может появиться возможность организовать новое рабочее место для данного человека. Если такой возможности нет, работник может получить хотя бы хорошую рекомендацию, чтобы устроиться на другом рабочем месте.

Следующий вопрос: "Я фрилансер, несколько лет работаю удаленно. Договариваюсь с работодателями самостоятельно, иногда устно, иногда подписываем договор подряда. Пока случаев "проката" не было, но на всякий случай интересуюсь: как обезопасить себя от обмана работодателя? Если я фрилансер, надо ли мне становиться на учет в центр занятости? Чем мне грозит непостановка на учет?"

Надо уточнить, где работает молодой человек: за рубежом или на территории Республики Беларусь. Законопроект корректирует отношения трудовых мигрантов: там прописано, что можно искать работу и наниматься самому в организации других стран, а можно искать работу через представительство, которое имеет лицензию и право найма на работу. Каждый человек должен знать, что если он нанимается на работу, это должно быть официально, чтобы оплачивались взносы по социальному страхованию.

Сейчас мы об этом не думаем, но когда подходит пенсионный возраст и нет подтверждения, что выплачивались страховые взносы, это не учитывается в трудовом стаже. Для многих это является откровением. Если человек не хочется становиться на учет, это только его проблемы, потому что таким образом он не связывает свое дальнейшее будущее с государственными гарантиями пенсионной защиты, трудового стажа, поиска работы и ведет свою трудовую жизнь самостоятельно.

Сейчас люди, которые хорошо владеют интернетом, оказывают услуги переводчика…

Можно не становиться на учет в центр занятости, но такая работа грозит тем, что отсутствуют отчисления в фонд социальной защиты. Он будет получать только социальную пенсию.

А если человек решил стать в центр занятости?

Тогда ему будут искать работу.

И он перестанет быть фрилансером…

Он может оформить предпринимательскую деятельность, оплачивать небольшие суммы налогов и работать официально. Никто не говорит, что обязательно идти в социальную службу. Он может оформить ту работу, которую делает на самом деле, ведь не оформляя ее, он может быть уличен налоговой инспекцией, потому что не выплачивает вообще никаких налоговых взносов.

Мы задавали вопрос пользователям: "Какую специальность вы хотели бы получить в центре занятости?". Было много разных вариантов, но меня заинтересовал один – звукорежиссер. Можно ли получить профессию звукорежиссера через центр занятости?

Конечно, нельзя получить такую профессию, не имея никакого базового образования. Этой профессии нельзя обучить за 6 месяцев или за год. Такая переквалификация будет проблематична, потому что эта профессия специфична, и для зарегистрированного круга безработных явно единична. Если группа будет очень маленькая, государство не будет тратить средства на ее обучение. По существующему положению группа должна составлять до 6-7 человек. Я думаю, собрать группу на переобучение звукорежиссеров будет крайне сложно.

А если у человека есть начальное образование и он сможет найти предприятие, которому нужен звукорежиссер, может ли он обучиться там?

Я думаю, в данном случае два нанимателя должны договориться между собой. Если первый наниматель будет готов переобучать человека, то центр занятости частично компенсирует ему это, а второй наниматель должен гарантировать рабочее место. Каждый случай надо разбирать отдельно.

Но сначала надо получить высшее образование…

Конечно, должно быть базовое образование. Невозможно получить высшее образование через центр занятости.

"Будет ли пособие по безработице привязано к прожиточному минимуму? Из каких соображений установлено пособие по безработице в одну или две базовые? Разве можно просуществовать на него месяц?"

На сегодняшний день минимальное пособие две базовые - для людей, которые никогда не работали и впервые ищут работу, и людей, которые потеряли работу из-за того, что нарушили трудовой режим, то есть были уволены из-за серьезного нарушения. Максимальное пособие – 8 базовых. Оно предусмотрено для людей, которые потеряли работу из-за сокращения штатов или ликвидации предприятия. Но пособие не является средством существования – это стимулирование, чтобы человек обратился за поиском работы.

Дополнительно этот человек может получить возможность переподготовки на специальность, которая востребована на рынке труда. Но у государства еще создана целая система социальных гарантий, по которой он может получить социальную адресную помощь для поддержания семьи. Само пособие не является целью, чтобы прокормить семью. Еще есть целая система социальных гарантий: пособие на детей, так называемые детские, если муж или другой член семьи работает на предприятии. Это может быть постоянная социальная помощь или точечная при критической ситуации, такой как потеря работы. Дополнительно могут быть выплачены большие суммы.

"Ограничивает ли наше законодательство дискриминацию по возрасту при приеме на работу?"

Нет, конечно. Законодательство не ограничивает ни по возрасту, ни по половому признаку. Этот вопрос рассматривался Конституционным судом, в законе прямо сказано, что не допускается дискриминация ни по каким признакам. Но, наверное, существует скрытая дискриминация, ее сложно побороть. Можно назвать ряд причин, по которым работодатель может отказать в работе обратившемуся человеку. Может быть, в пожилом возрасте человек переоценивает свои возможности. Все-таки надо учитывать состояние здоровья.

Одно дело – пожилой возраст, а другое – когда в объявлении пишут "специалист до 35 лет".

Если наниматель пишет такое, это является предметом разбирательства в суде, и он обязательно понесет наказание. Такая дискриминация не допускается, наниматель нарушает закон.

Являются ли обязательные отработки общественных работ формой принудительного труда? Если нет, то почему?

Это нельзя назвать формой принудительного труда, потому что когда безработный становится на учет, он берет на себя обязательство выполнять условия центра занятости. Это одна из форм вовлечения в трудовую жизнь и дополнительного финансирования семьи и содержания человека. Когда человек становится на учет в центр занятости, все эти условия сразу же оговариваются. Если человек ищет работу, он должен иметь о ней представление. Некоторые молодые люди до 30 лет не ищут работу.

Какой срок установлен для стояния на учете при невозможности трудоустроиться?

Практически не бывает так, чтобы в течение года центры занятости не предлагали работу. Во многих случаях либо работодатели отказывают в работе, или стоящий на учете безработный отказывается от работы, считая ее непрестижной или невыполнимой. Сразу видно, пытается ли человек найти работу, или для него это просто место, чтобы временно побыть безработным.

Но все очень субъективно. Например, есть человек с амбициями, он хочет, но не может найти хорошую работу. Ему предлагают - он отказывается. Сколько раз можно отказаться, чтобы не вылететь из центра занятости?

Ему должны предоставить работу в соответствии с его профессиональной подготовкой и его личными качествами. Например, если у человека есть заболевания опорно-двигательного аппарата, он не может работать грузчиком на мясокомбинате. Или если он хочет работать юристом на предприятии, но не имеет никакого опыта работы, предполагается стимулирование нанимателя по профессиональной подготовке по профессии за счет частичной компенсации средств нанимателю. Тогда человек мог бы поработать помощником юриста или поработать без категории. Здесь много различных вариантов. Поверьте, если человек хочет найти работу и ищет ее, он ее найдет. Если человек не хочет работать, он не найдет работу. У людей бывают завышенные амбиции, но это встречается крайне редко.

Например, человек - хороший юрист и хочет работать в крупной фирме, но ему предлагают только небольшие магазинчики, которые не устраивают его. Что делать?

Я думаю, надо подключиться и искать работу самому. Эта обязанность есть у человека, который стоит на учете в центре занятости, потому что никакой центр занятости не может заменить личное общение с нанимателем, возможность преподнести себя нанимателю крупной фирмы и не может оказать такого воздействия на крупную фирму.

Может ли центр занятости помочь как-то повлиять на работодателя? Например, человек нашел работу, но ему чего-то не хватает, и работодатель не решается его взять.

Если он заявил о вакансии, то да. Но вы же понимаете, что сейчас существует контрактная форма найма, если человек трудоустроился на работу, но по каким-то параметрам не устраивает нанимателя, его могут уволить. Поэтому в любом случае человек должен сам прилагать усилия. Наниматель может тебя сегодня не взять, а потом после опыта работы в магазине просто пригласит тебя на работу.

Могу сказать по себе. Я шла первая по распределению, но так сложились семейные обстоятельства, что я взяла свободный диплом. Когда я приехала в Пинск устраиваться на предприятие, мне сказали, что им не нужны такие специалисты. Хотя у меня был красный диплом, я много чего знала, но мне отказали. Я пошла работать инженером по качеству на химкомбинат на место декретного отпуска. Прошло два года, и меня пригласили на то предприятие. Я проработала там 23 года и перешла на более высокооплачиваемую работу. На 99% все зависит от человек, а центр занятости призван стимулировать нанимателя и работника.

Пользователь интересуется: "Назовите причины, почему безработным следует становиться на учет в центре занятости населения".

Если человек не может найти работу самостоятельно, ему подскажут, какое количество вакансий имеется, что сегодня востребовано на рынке труда. Возможно, будет необходимо пройти переквалификацию. Мы знаем, что даже в Минске сложно найти работу экономистов, юристов. Наш рынок труда перенасыщен такими специалистами. Зато очень востребованы строительные, инженерно-технические специальности. Человек может быть даже чертежником, его можно обучить, и он будет получать достойную зарплату. Когда человек на ты с интернетом, он может и сам узнать эту информацию, но есть люди, которым необходима наша помощь. К тому же постановка на учет предполагает пособие, возможность получить адресную социальную помощь.

"Будет ли по новому закону засчитываться в стаж время стояния на учете в центре занятости?"

Прямо в законе это не сказано, этот вопрос надо уточнить. (Позже Зинаида Михайловна перезвонила и уточнила, что если человек зарегистрирован в качестве безработного, то время, когда он получает пособие, по-прежнему включается в трудовой стаж. - Прим. ред.)

"Я инженер-механик по ремонту оборудования. Правомерно ли меня осенью принуждали ехать в колхоз на уборку картофеля, угрожая, что если откажусь, меня снимут с учета на бирже?". Я так понимаю, что человек был уведомлен, что он обязан выполнять какие-то общественные работы. Действительно ли правомерна угроза снятия с учета на бирже?

Естественно, если человек не выполняет договор, который он заключил. К тому же интересно, что механик по ремонту оборудования стоит на бирже и он не востребован. Чаще всего такие специальности востребованы. Наверное, человеку надо приложить максимум усилий для поиска работы, потому что такая специальность востребована во всех регионах. Наверное, этот вопрос связан с отношением человека к труду.

Может быть, он как раз осенью потерял работу и стал на учет и просто не успел ее найти…

Может быть, но надо заняться поиском работы, чтобы не заниматься общественными работами.

Какие права появятся у безработного?

Самое главное, незащищенная категория граждан получит больше свобод в профессиональной подготовке, переподготовке, получении профессиональных навыков. Увеличивается размер пособий. Эти права намного шире прежних. Во-вторых, градация меняет отношение к безработным. Если человек потерял работу из-за сокращения штатов, ему уделяется больше внимания. Если человека просто уволили, потому что он не хотел работать, его будет крайне сложно трудоустроить. У безработного появляются обязанности, если он не пошел по предложению трудоустройства после переобучения. Чтобы встать на учет повторно, он должен будет вернуть средства, затраченные на его переобучение.