Публичный счет


Ускоренная приватизация вряд ли может рассматриваться в качестве эффективного инструмента оздоровления белорусской экономики. Как и любой товар предприятие необходимо подготовить к продаже, т. е. сделать успешным. Только в этом случае будет приемлемой цена реализации, появится гарантия, что предприятие не окажется в ряду банкротов. Такое мнение в интервью редакции журнала "Директор" высказал Павел БЕГУН, основатель и директор одного из самых успешных инвестиционных фондов Северной Америки 3G Capital Management LLC. Размышляет он и о том, каким образом может быть решена эта задача.

- Павел, в специальной литературе можно встретить утверждения, что эффективность деятельности предприятия определяет не столько форма собственности, сколько наличие качественного менеджмента. Возникает вопрос: способна ли массовая приватизация решить эту проблему?

- На мой взгляд, не совсем корректно противопоставлять роль менеджмента и форму собственности в обеспечении эффективной работы предприятия. Тогда как менеджмент определяет эффективность работы предприятия, форма собственности является инструментом, который помогает привлечь качественный менеджмент к управлению предприятием. Должен ли этот инструмент быть частным (посредством приватизации) или государственным, зависит от степени развития институтов управления и предпринимательства, а также степени развития рынков капитала в конкретной стране: чем более развиты данные общественные институты, тем большую роль в привлечении качественного менеджмента может сыграть частный капитал.

Что же касается Беларуси, то в силу низкой развитости вышеупомянутых институтов действительно вызывает сомнение сама возможность обеспечить эти предприятия квалифицированным менеджментом за счет приватизации и массового перехода в частные руки. Более логичным представляется вариант, при котором основным инструментом привлечения квалифицированного менеджмента и обеспечения приемлемой рентабельности - по крайней мере, на начальном этапе, пока не разовьются необходимые общественные институты, - выступает государственное администрирование.

- Что требуется для этого сделать?

- Поскольку в Беларуси, как я уже отмечал, недостаточно развиты управленческие и предпринимательские институты, привлечение квалифицированного менеджмента подразумевает использование внешних управленческих ресурсов из регионов с высокоэффективными рыночными экономиками, таких, например, как Северная Америка, Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Япония и т.д. Разумеется, чтобы квалифицированный менеджмент захотел попробовать свои силы в управлении предприятием в стране,
рынок рабочей силы которой остается малознакомым большинству западных управленцев, для потенциальных кандидатов необходимо создать очень привлекательные условия. Причем это можно сделать без бюджетных ресурсов.

На мой взгляд, схема привлечения квалифицированного менеджмента могла бы выглядеть следующим образом:

1) с помощью специализированных международных агентств по трудоустройству необходимо определить круг кандидатов, обладающих успешным опытом управления предприятиями;

2) предложить им значительный пакет акций (10-30%) предприятия, которым они будут управлять, по невысокой цене на следующих условиях. Во-первых, менеджер не имеет права продажи пакета акции в течение 5 лет. Во-вторых, он сохраняет за собой пакет только при выполнении ряда условий, например, достижение оговоренных показателей рентабельности и найм местных менеджеров среднего и высшего звена. Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации могут быть предусмотрены дополнительные условия относительно экспортной составляющей, создания/сохранения рабочих мест, технологической емкости производства и т.д.

Таким образом, одновременно достигаются несколько целей: пополнение госбюджета за счет налоговых поступлений от ставших прибыльными предприятий, увеличение рыночной стоимости предприятий, создание рабочих мест. Не меньшее значение имеет и фактор обучения местного управленческого персонала, который со временем сможет заменить привозной управленческий ресурс.

Приведенная схема не повышает нагрузку на госбюджет, так как приглашенный менеджер получает свою выплату (в виде акции) только в том случае, если сумел обеспечить высокие показатели финансовой деятельности предприятия, а также выполнил свои социальные обязательства. В противном случае выплаты не происходит и деньги, которые менеджер заплатил за акции, остаются в белорусском бюджете.

В 60-70-х гг. прошлого века похожая схема была применена в Сингапуре, в результате чего эта страна менее чем за 30 лет переместилась с аутсайдерских на лидерские позиции в мировой экономике.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть основная цель белорусской приватизации: привлечение эффективного собственника или продажа предприятий за максимально высокую цену? Насколько реально достижение обеих этих целей?

- Если предположить, что Беларусь пойдет по пути приватизации, а не государственного администрирования, то, на мой взгляд, гораздо важнее привлечь на предприятие эффективного собственника. Ведь такой собственник способен обеспечить значительные налоговые поступления, дополнительные рабочие места и, соответственно, большую социальную стабильность. Если продавать предприятия исходя главным образом из цены и не обращать внимания на квалификацию покупателя, то есть риск, что в долгосрочном периоде неэффективный собственник не обеспечит должный уровень доходности и, следовательно, налоговых отчислений, а также не сумеет сохранить рабочие места. В этом случае потери могут оказаться более значительными, нежели средства, поступившие от аукционной продажи. Не думаю также, что реально продать предприятие за максимальную цену эффективному собственнику. По крайней мере в отношении приватизации проблемных активов, т. е. именно тех, вопросы по которым надо решать в первую очередь. Компании, имеющие необходимую для этого квалификацию, знают себе цену и совершенно логично хотят получать дисконт по сравнению с менее квалифицированными покупателями.

- Собственникам белорусских предприятий приходится решать еще одну дилемму: продавать предприятия сейчас, чтобы получить средства для смягчения последствий экономического кризиса, или дождаться, когда цена на эти объекты повысится? Что подсказывает опыт государств, где процесс приватизации в основном уже прошел?

- В целом этот опыт говорит о том, что в любом случае предприятия, испытывающие трудности, вряд ли удастся продать за сумму, которая будет достаточной для сколько-нибудь заметного смягчения последствий кризиса. Гораздо выгоднее наладить работу предприятия перед продажей - если необходимо, то, как я уже говорил, с привлечением внешних управленческих ресурсов. Таким образом, появится возможность не только получить достойную цену, но и убедиться, что после приватизации не произойдут массовые увольнения персонала.

Надо также понимать, что во время кризиса конкуренция за инвестиционные ресурсы возрастает, поэтому, шансы найти эффективного собственника гораздо выше в периоды экономического подъема.

- Есть ли смысл сегодня продавать белорусское "фамильное серебро" - бюджетообразующие предприятия, такие как Солигорский калийный комбинат, нефтеперерабатывающие заводы?

- В первую очередь надо освободить бюджет от предприятий, которые стали для него обузой. И только затем, в долгосрочной перспективе, можно рассмотреть возможность поиска подходящих покупателей на эффективно работающие предприятия при условии достаточной привлекательности ценовых параметров. В данном случае цена должна компенсировать бюджету отказ от владения денежными потоками стратегических для экономики страны предприятий.

- Должно ли государство требовать от будущего собственника неукоснительного выполнения каких-либо условий?

- Несмотря на то что наличие дополнительных условий может негативно влиять на цену предприятия, некий разумный минимум требований необходим. В отношении приватизируемых предприятий одним из принципиальных условий могут быть обязательства по сохранению/созданию рабочих мест. В данном случае важен не только социальный аспект. Сохранение/создание рабочих мест - тот индикатор, который как никакой иной свидетельствует о готовности инвестора развивать бизнес в долгосрочном периоде.

В зависимости от конкретного случая могут быть и дополнительные условия, такие как сохранение профильности производства – если речь идет о стратегически важных отраслях, возможность получения льгот при производстве науко- и техноемкой, экспортоориентированной продукции и т.д.

- Как бы вы оценили шансы на участие в приватизации национального бизнеса?

- Это достаточно сложный вопрос, потому что, с одной стороны, у внешних инвесторов неизмеримо больше ресурсов, чем у национального бизнеса. С другой - национальный бизнес спокойней относится к местным инвестиционным рискам. Но главным образом шансы национального бизнеса на участие в приватизации будут зависеть от того, насколько в этом заинтересованы белорусские власти. Думаю, такой интерес должен проявиться. Ведь для успешного долгосрочного развития государства очень важно доминирующее присутствие в экономике национального капитала. По возможности необходимо провести приватизацию таким образом, чтобы значительная часть предприятий оказалась под его контролем. О том как можно достичь этой цели, привлекая на временной основе внешние управленческие ресурсы, я уже рассказал. Приглашение иностранных менеджеров позволит ускорить формирование национальных институтов управления и рынков капитала, повышая таким образом конкурентоспособность национального бизнеса по сравнению с иностранным. И уже по мере возрастания конкурентоспособности можно постепенно проводить приватизацию.

- Попробуйте спрогнозировать поведение инвестора, который решил вложить, допустим, миллиард долларов и оказался перед выбором направления инвестирования: Россия, Индия, Китай, ЕС, Малайзия, Беларусь. Если будет выбрана Беларусь, то на какие факторы инвестор обратит внимание в первую очередь? В частности, какой рейтинг в шкале оценок бизнес-климата занимают политический фон, а также текущее экономическое состояние страны?

- В первую очередь потенциальных инвесторов волнуют вопросы обеспечения сохранности капитала, его продуктивности на данном рынке, а также емкость рынка (или емкость рынков, которые можно насытить посредством присутствия на данном рынке). Текущее экономическое положение страны играет меньшую роль. В конечном итоге значимость этого фактора зависит от конфигурации бизнеса потенциального инвестора. К примеру, если это экспортоориентированный бизнес и трудовые ресурсы являются основным фактором издержек, то снизившиеся вследствие кризиса доходы населения повышают инвестиционную привлекательность страны.

Если же структура бизнеса основана на значительной импортной составляющей, то и степень инвестиционной привлекательности будет ниже. Политический режим, как правило, стоит ближе к концу списка факторов, определяющих инвестиционную привлекательность государства.

- По мнению белорусских властей, в мире сегодня переизбыток свободных средств. А потому стоит только намекнуть их владельцам, что в такой замечательной стране как Беларусь продается некая собственность, желающие купить ее сразу выстроятся в очередь. Насколько, на ваш взгляд, оправданны эти ожидания?

- Я бы не стал утверждать, что сегодня на мировых финансовых рынках имеется переизбыток свободных средств, которые инвесторы хотели бы вложить в рискованные активы, коими являются доли собственности. Наоборот, в данный момент инвесторы предпочитают инвестировать в так называемые безрисковые активы, например, облигации правительства США. Хотя процентная ставка по ним составляет около 2% на 10-летнюю облигацию, что является самым низким показателем за последние 50 лет, в период экономической нестабильности особую ценность в глазах инвесторов имеет надежность финансового инструмента. Поэтому очередей за акционерной собственностью не видно даже на западных рынках. Беларусь же считается малоизученным и достаточно рисковым рынком. Возможно, в будущем, по мере того как сменится экономический цикл и к инвесторам вернется "аппетит к риску", появится больше потенциальных желающих приобретать белорусские активы. Однако в конечном итоге все будет зависеть от конкретной цены конкретного предложения.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-50%
-20%
-90%
-52%
-10%
-35%
-20%
-30%
-30%
0058345