Публичный счет


Александр Черновалов,

%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.%20%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%22%D0%A1%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%22
Петр Порошенко. Фото с сайта газеты "Сегодня"
Корпорация "Богдан" Петра Порошенко решила заняться выпуском трамваев. Ее партнерами стали белорусский Белкоммунмаш и российский Росукрэлпром, с которыми она намерена создать консорциум. Парк трамваев в Украине сильно изношен, и о планах их выпуска уже заявляли Львовский автобусный и Крюковский вагоностроительный заводы. Но муниципалитеты до сих пор предпочитали более дешевую продукцию, отмечают эксперты.

Трамвай модели АКСМ-843, который планируют собирать в Украине, был представлен вчера на заседании межправительственной украинско-белорусской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Сейчас он производится на Белкоммунмаше. Но стороны хотят создать консорциум, где "Богдан" будет отвечать за производство кузова, Белкоммунмаш - поставлять тележку, а Росукрэлпром - электронику. Для сборки рассматривается несколько площадок, в том числе Киевский завод электротранспорта, сообщил пресс-секретарь "Богдана" Сергей Красуля.
 
АКСМ-843 - трамвай двустороннего движения. Имеет модульную конструкцию кузова и низкий уровень пола. Пассажировместимость - 248 мест, из них 66 посадочных.
 
Первые 20 трамваев в Киеве планируется произвести уже в 2012 году, рассказал начальник управления внешнеэкономической деятельности Белкоммунмаша Павел Павловец. По словам Сергея Красули, затем в Киеве планируется производить 30 трамваев в год, а потенциально предприятие может выйти на годовой объем в 100 трамваев. "Максимальная стоимость одного транспортного средства составит $2 млн, для сравнения аналогичная модель чешской Skoda обойдется в 2,8 млн евро", - говорит он.
 
Потребность украинских городов в обновлении трамвайного парка назрела уже давно - почти 90% из 2847 трамваев имеют срок эксплуатации более 20 лет. Больше всего трамваев в парках Киева (442 вагона), Днепропетровска (396), Харькова (304), Одессы (213), Запорожья (192), Донецка (189), Винницы (160), Львова (152) и Кривого Рога (150). "Из них только Винница почти полностью обновила парк трамваев за счет б/у вагонов из Цюриха. В остальных городах парк очень изношен", - говорит эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.
 
Однако сейчас города покупают более дешевые трамваи, отмечает аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. "Трамвай производства "Татра-Юг", который закупает Киевпастран", хотя и высокопольный, в отличие от АКСМ-843, но стоит всего 7,5-11 млн грн. А для муниципалитетов Украины решающим фактором может оказаться как раз цена", - говорит господин Андрейченко. По его мнению, конкуренцию модели составят также бывшие в употреблении вагоны европейских городов и продукция Петербургского трамвайно-механического завода (15 млн грн за единицу). "К примеру, Киев планировал закупать трамваи в Лейпциге, где их стоимость составит 16 млн грн за 30 штук", - отмечает Алексей Андрейченко. Заняться выпуском трамваев планировали также Львовский автобусный и Крюковский вагоностроительный заводы.
 
Для "Богдана" участие в проекте не принесет больших доходов, уверены эксперты. "Если консорциум будет выпускать 30 трамваев в год, как заявляет, это принесет ему порядка 500 млн грн в год. Доля "Богдана", производящего кузов, может достигать 20%, то есть 100 млн грн в год, что составляет всего 4% от продаж автотранспорта собственного производства "Богдан Моторс"", - подсчитал Алексей Андрейченко.
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-50%
-20%
-10%
-99%
-20%
-20%
-10%
-20%