Финансы компаний


Владимир ВОЛЧКОВ,

Как говорится, за что боролись… Спиртное дорожает, но белорусских любителей выпить ценой не сломить - реализация алкоголя продолжает увеличиваться. Причем "желтую майку лидера" по динамике роста продаж снова натянула на себя ликероводочная продукция — целых 33,6 % прибавила за 11 месяцев этого года. Пиво и виноградное вино скромно плетутся позади. Производители пенного напитка грустно взирают на падение реализации своего продукта в последние месяцы и прогнозируют в следующем году даже падение производства. Оказавшись на наковальне падения потребительских расходов и смещения акцента на более дешевые продукты, пивную отрасль "припечатали" сразу двумя молотами: ростом акцизов и подорожанием сырья, причем отечественного солода, стоимость которого неожиданно взвилась вверх пропорционально девальвации рубля.

Вообще-то, "водочный градус" всегда был более доступным по цене. Соперничать в дешевизне с ним мог только "спирт" в плодово-ягодных винах. Правда, по динамике роста продаж пиво и натуральное вино в середине 2000-х обгоняли "тяжелых коллег". Но эти напитки "зарабатывали очки" у потребителя не благодаря дешевизне, они завоевывали покупателей имиджем солидности. В тот период народ богател, среднему белорусу в душе уже хотелось почувствовать себя средним классом европейского толка, и для многих стало несолидно "глотать рюмку", закусывая огурцом. Да и о здоровье белорусский средний класс стал задумываться.

"Понты - не последнее дело", - утверждал один из отечественных продавцов автомобилей премиум-класса, характеризуя предпочтения своих потребителей. По такому принципу в прошлом десятилетии развивались многие рынки, рассчитанные на среднего потребителя. Правда, на некоторые товары мода не успела установиться, "заматереть", превратиться в привычку. Поэтому первые веяния кризиса в республике перемешали тенденции отечественного алкогольного рынка. Имидж отошел на задний план у массового потребителя, который, экономя, постепенно переходит к выбору алкоголя по принципу "кайф за меньшую цену". В этой интерпретации на передний план выходит цена спирта в том или ином напитке. И водка тут впереди планеты всей.

По данным Национального статистического комитета, в ноябре литр водки в среднем стоил чуть более 42 тысяч рублей, виноградного столового вина - 35 тыс., 30,4 тыс. - крепленого и 32 тыс. - игристого, пива - 7,7 тыс. В абсолютных цифрах весь алкоголь смотрится достаточно ровно, а пенный напиток даже выигрывает в цене. Но если спуститься к стоимости градуса, айсберг перевернется. Грамм чистого спирта в водке стоил в ноябре около 105 рублей, в столовом виноградном и игристом вине - 300-350 рублей, в пиве - почти 200 рублей. Изменение акцизов в этом году больно ударило по плодово-ягодному вину, что, собственно говоря, неплохо, учитывая социальную проблемность этого напитка. А вот следующим "крупным пострадавшим" стало пиво.

Само по себе сентябрьское повышение акциза в три раза на литр пива - вещь неприятная, но не такая уж смертельная. По расчетам Министерства финансов, увеличение налога должно было увеличить розничную цену пива приблизительно на 15-20 %. Мелочь на фоне инфляции, перевалившей за 100 %. Но в том-то и проблема, что "большой" акциз пришел вместе с подорожанием сырья. Особенно удивились пивовары, узнав стоимость солода нового урожая. "Он подорожал почти в три раза, - недоумевает генеральный директор ОАО "Лидское пиво" Аудриус Микшис. - Белорусский продукт, произведенный из отечественного сырья!"

В сырьевом отношении "водочники" оказались в более привилегированном положении: закупочные цены на зерно подросли, но намного скромнее по сравнению с солодом. Кроме того, основные производители сорокаградусной и все спиртзаводы - государственные предприятия, которые периодически пользуются средствами из инновационных фондов и получают другие виды финансирования, стоимость которых ниже, чем банковские кредиты на общих основаниях. Основа же пивной отрасли — частные компании, которым государство, естественно, не помогает. Поэтому и инвестиции в основной капитал сказываются по-разному на себестоимости продукции.

Руководители белорусских пивоваренных компаний утверждают: чтобы не потерять рынок, им приходится сдерживать рост цен за счет "убийства" собственной рентабельности, а также "проедать" инвестиционные средства, которые зарезервировали для модернизации производства в следующем году. Планируют пересматривать финансовые планы и иностранные инвесторы. Как отметил Аудриус Микшис, финский концерн "Olvi" - владелец основного пакета акций ОАО "Лидское пиво" - пока не потерял интереса к своему белорусскому активу, но учитывая смутные перспективы отрасли, не исключено, что долговременный план модернизации будет значительно корректироваться.

Пока же пивная отрасль вздыхает с пессимизмом. И статистика его только укрепляет. Самую приличную динамику продаж в этом году показали коньяк и ликероводочные изделия - они по сравнению с декабрем прошлого года подорожали меньше всего. Пиво же по росту цены обгоняет все другие "аналоги". Поэтому и продажи увеличились только на 11,5 % за 11 месяцев. Пока большинству отечественных производителей удается увеличивать объемы производства, занимая ниши импортных напитков, "котировки" которых у потребителей упали после девальвации. Но летом был еще дешевый солод. А с новой стоимостью сырья (плюс акцизы, которые грозят ростом и в следующем году) белорусские производители пенного напитка могут вплотную приблизиться по цене к иностранным торговым маркам. Но у крупных импортных холдингов намного больше возможностей по маркетинговому продвижению своих продуктов по сравнению с белорусскими финансово обескровленными предприятиями.

Исполнительный директор Гильдии пивоваров Владислав Скребцов делает неутешительное резюме: если не восстановить диспропорцию, сложившуюся на отечественном алкогольном рынке в ближайшее время, то пивная отрасль может впасть в жестокую стагнацию, а акцент продаж на "тяжелых" напитках вряд ли будет способствовать борьбе с алкоголизмом. Народ без пива, конечно, не останется, но самые выгодные ниши займут импортные бренды. А ведь за пивоваренными компаниями тянется целый шлейф производителей: солода, десятки хозяйств, выращивающие ячмень… Чтобы создать эту цепочку "от земли до бутылки", понадобилось немало сил, времени и средств. В том числе и бюджетных для развития сельскохозяйственной составляющей.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-99%
-14%
-50%
-20%
-30%
-30%
-40%
-35%
-30%
0058415