108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  2. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  3. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  4. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  5. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  6. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  7. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  8. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  9. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  10. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  11. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  12. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  13. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  14. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  15. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  16. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  17. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  18. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  19. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  20. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  21. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  22. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  23. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  24. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  25. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  26. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  27. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  28. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  29. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  30. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
реклама


Владимир ВОЛЧКОВ,

Как говорится, за что боролись… Спиртное дорожает, но белорусских любителей выпить ценой не сломить - реализация алкоголя продолжает увеличиваться. Причем "желтую майку лидера" по динамике роста продаж снова натянула на себя ликероводочная продукция — целых 33,6 % прибавила за 11 месяцев этого года. Пиво и виноградное вино скромно плетутся позади. Производители пенного напитка грустно взирают на падение реализации своего продукта в последние месяцы и прогнозируют в следующем году даже падение производства. Оказавшись на наковальне падения потребительских расходов и смещения акцента на более дешевые продукты, пивную отрасль "припечатали" сразу двумя молотами: ростом акцизов и подорожанием сырья, причем отечественного солода, стоимость которого неожиданно взвилась вверх пропорционально девальвации рубля.

Вообще-то, "водочный градус" всегда был более доступным по цене. Соперничать в дешевизне с ним мог только "спирт" в плодово-ягодных винах. Правда, по динамике роста продаж пиво и натуральное вино в середине 2000-х обгоняли "тяжелых коллег". Но эти напитки "зарабатывали очки" у потребителя не благодаря дешевизне, они завоевывали покупателей имиджем солидности. В тот период народ богател, среднему белорусу в душе уже хотелось почувствовать себя средним классом европейского толка, и для многих стало несолидно "глотать рюмку", закусывая огурцом. Да и о здоровье белорусский средний класс стал задумываться.

"Понты - не последнее дело", - утверждал один из отечественных продавцов автомобилей премиум-класса, характеризуя предпочтения своих потребителей. По такому принципу в прошлом десятилетии развивались многие рынки, рассчитанные на среднего потребителя. Правда, на некоторые товары мода не успела установиться, "заматереть", превратиться в привычку. Поэтому первые веяния кризиса в республике перемешали тенденции отечественного алкогольного рынка. Имидж отошел на задний план у массового потребителя, который, экономя, постепенно переходит к выбору алкоголя по принципу "кайф за меньшую цену". В этой интерпретации на передний план выходит цена спирта в том или ином напитке. И водка тут впереди планеты всей.

По данным Национального статистического комитета, в ноябре литр водки в среднем стоил чуть более 42 тысяч рублей, виноградного столового вина - 35 тыс., 30,4 тыс. - крепленого и 32 тыс. - игристого, пива - 7,7 тыс. В абсолютных цифрах весь алкоголь смотрится достаточно ровно, а пенный напиток даже выигрывает в цене. Но если спуститься к стоимости градуса, айсберг перевернется. Грамм чистого спирта в водке стоил в ноябре около 105 рублей, в столовом виноградном и игристом вине - 300-350 рублей, в пиве - почти 200 рублей. Изменение акцизов в этом году больно ударило по плодово-ягодному вину, что, собственно говоря, неплохо, учитывая социальную проблемность этого напитка. А вот следующим "крупным пострадавшим" стало пиво.

Само по себе сентябрьское повышение акциза в три раза на литр пива - вещь неприятная, но не такая уж смертельная. По расчетам Министерства финансов, увеличение налога должно было увеличить розничную цену пива приблизительно на 15-20 %. Мелочь на фоне инфляции, перевалившей за 100 %. Но в том-то и проблема, что "большой" акциз пришел вместе с подорожанием сырья. Особенно удивились пивовары, узнав стоимость солода нового урожая. "Он подорожал почти в три раза, - недоумевает генеральный директор ОАО "Лидское пиво" Аудриус Микшис. - Белорусский продукт, произведенный из отечественного сырья!"

В сырьевом отношении "водочники" оказались в более привилегированном положении: закупочные цены на зерно подросли, но намного скромнее по сравнению с солодом. Кроме того, основные производители сорокаградусной и все спиртзаводы - государственные предприятия, которые периодически пользуются средствами из инновационных фондов и получают другие виды финансирования, стоимость которых ниже, чем банковские кредиты на общих основаниях. Основа же пивной отрасли — частные компании, которым государство, естественно, не помогает. Поэтому и инвестиции в основной капитал сказываются по-разному на себестоимости продукции.

Руководители белорусских пивоваренных компаний утверждают: чтобы не потерять рынок, им приходится сдерживать рост цен за счет "убийства" собственной рентабельности, а также "проедать" инвестиционные средства, которые зарезервировали для модернизации производства в следующем году. Планируют пересматривать финансовые планы и иностранные инвесторы. Как отметил Аудриус Микшис, финский концерн "Olvi" - владелец основного пакета акций ОАО "Лидское пиво" - пока не потерял интереса к своему белорусскому активу, но учитывая смутные перспективы отрасли, не исключено, что долговременный план модернизации будет значительно корректироваться.

Пока же пивная отрасль вздыхает с пессимизмом. И статистика его только укрепляет. Самую приличную динамику продаж в этом году показали коньяк и ликероводочные изделия - они по сравнению с декабрем прошлого года подорожали меньше всего. Пиво же по росту цены обгоняет все другие "аналоги". Поэтому и продажи увеличились только на 11,5 % за 11 месяцев. Пока большинству отечественных производителей удается увеличивать объемы производства, занимая ниши импортных напитков, "котировки" которых у потребителей упали после девальвации. Но летом был еще дешевый солод. А с новой стоимостью сырья (плюс акцизы, которые грозят ростом и в следующем году) белорусские производители пенного напитка могут вплотную приблизиться по цене к иностранным торговым маркам. Но у крупных импортных холдингов намного больше возможностей по маркетинговому продвижению своих продуктов по сравнению с белорусскими финансово обескровленными предприятиями.

Исполнительный директор Гильдии пивоваров Владислав Скребцов делает неутешительное резюме: если не восстановить диспропорцию, сложившуюся на отечественном алкогольном рынке в ближайшее время, то пивная отрасль может впасть в жестокую стагнацию, а акцент продаж на "тяжелых" напитках вряд ли будет способствовать борьбе с алкоголизмом. Народ без пива, конечно, не останется, но самые выгодные ниши займут импортные бренды. А ведь за пивоваренными компаниями тянется целый шлейф производителей: солода, десятки хозяйств, выращивающие ячмень… Чтобы создать эту цепочку "от земли до бутылки", понадобилось немало сил, времени и средств. В том числе и бюджетных для развития сельскохозяйственной составляющей.

-30%
-10%
-10%
-70%
-25%
-50%
-15%