Финансы компаний


Виталий ВАСИЛЬЕВ,

%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5%D1%80
фото: Рейтер
Очередная новость о возможной сборке в Беларуси легковых автомобилей вызвала интерес. Пресс–служба Правительства сообщила о встрече Премьер–министра Михаила Мясниковича с руководством китайского холдинга Geely. Глава компании Ян Цзянь выразил готовность развивать сотрудничество по запуску новых мощностей на одном из белорусских предприятий. Эксперты считают, этот проект — в каком–то смысле последний шанс наладить собственное производство легковушек. Поскольку рынки партнеров по ЕЭП, России и Казахстана, насыщаются собственным автопромом. А емкость нашего внутреннего рынка невелика: 12 — 14 тысяч новых авто в год. Нужно успеть, пока экспортные возможности не закрылись окончательно.

Сборка может быть организована на базе двух предприятий — БелАЗа и БАТЭ. Технически Беларусь готова производить легковые автомобили, говорят специалисты. Сложность в другом — как обеспечить сбыт. Правительство предлагает инвесторам решать этот вопрос самостоятельно. А те рассчитывают, что определенные обязательства по сбыту возьмет на себя государство.

— Это могут быть поддерживающие кредитные программы. К примеру, покупка автомобиля, собранного в Беларуси, будет кредитоваться под 1/2 ставки рефинансирования. Также часть автомобилей может быть включена в закупки для госструктур, — рассказывает об инструментах поддержки председатель совета директоров ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода.

Китайские инвесторы рассчитывали на подобные преференции в прошлые годы, а также на повышение ввозных пошлин на импортные автомобили для защиты внутреннего рынка. Что касается пошлин, то они в итоге повысились после вступления Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Но китайские производители к тому времени уже открыли производства на других рынках. Например, в Украине налажен серийный выпуск китайских Chery. Эта модель в украинском варианте получила название ЗАЗ Forza. По словам Сергея Вариводы, Сhery украинской сборки уже продаются на белорусском рынке. Учитывая снижение доходов и высокие ставки по кредитам, бюджетная цена этих машин — от 9.400 долларов — привлекла наших покупателей. "А ведь мы сами могли бы собирать доступные китайские автомобили. Они востребованы нашим рынком, тем более сейчас", — констатирует С.Варивода.

Вице–премьер Анатолий Тозик также считает, что в Беларуси можно производить "народный автомобиль" ценой менее 10 тысяч долларов. Что этому мешает?

— Если бы мы адекватно представляли уровень китайского автомобилестроения, мы бы уже этот проект реализовали, — убежден вице–премьер. — К сожалению, даже в наших чиновниках сидит представление, что китайские автомобили плохие. Хотя Китай уже вышел на первое место в мире по производству автомобилей. И если есть еще какие–то недостатки в китайских машинах, то не сомневаюсь, что через 5 лет качество их техники ничем не будет уступать ни японской, ни корейской.

По мнению Анатолия Тозика, было бы выгодно сначала развернуть сборочное производство, а затем увеличивать локализацию, делать все больше компонентов в Беларуси. Проект с китайскими партнерами, надеется он, может быть реализован в ближайшие годы.

Эксперты отмечают: если нынешние инициативы заглохнут, как некоторые прежние, Беларусь может навсегда упустить шанс производить у себя легковые авто, поскольку объемы производства машин в России и Казахстане растут. Некоторые автомобили российской сборки, как, например, Volkswagen Polo Sedan и Hyundai Accent, уже поставляются и на наш рынок...

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-15%
-10%
-10%
-50%
-12%
-50%
-10%
-15%
0058415