Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Праздничный
Паритетбанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
15%
Сезон мини
Идея Банк
15%

Все кредиты

Публичный счет


%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20avtoradio.ru
Фото с сайта avtoradio.ru
Обсуждение подходов к посреднической деятельности на совещании у президента сегодня, судя по сообщениям информагентств, рискует стать очередным крестовым походом против посредников. Предыдущая попытка избавиться от посредников в виде печально известного постановления № 991 в 2009 году взбудоражила экономику и завершилась отменой непродуманного документа. Казалось, основной вывод сделан: важные для экономики страны решения не следует принимать кулуарно. Но история может повториться.

Оказалось, Комитет госконтроля уже внес на рассмотрение главы государства проект указа, которым запрещается использование посреднических схем при закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств госорганизаций, а также акционерных обществ с долей государства более 50%. Закупки им предлагается осуществлять только у производителей товаров либо у их официальных представителей.

На сегодняшнем совещании президент также обратил внимание на серьезную коррупционную составляющую вопроса. "Эта проблема стала криминальной. Прежде всего потому, что посредники - это в основном родственники, дети, приближенные, друзья отдельных руководителей, которые закупают подобный товар, будь то белорусский или импортный", - подчеркнул Лукашенко, отметив, что таких случаев уйма.

Бизнес от обсуждения проекта крайне важного для него документа в очередной раз оказался в стороне. "Мы сегодня вместе с вами услышали, что такой указ о посреднической деятельности готовится. Удивлены, - сообщили TUT.BY сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. – Намерение пересажать половину посредников ничего кроме вреда не принесет".

При этом Маргелов уверен, что "систему движения материальных ресурсов в стране можно и нужно совершенствовать". "Но это не значит, что нужно огулом отказываться от посредников. Нужно понимать, где посредник несет пользу, где – вред. Мы готовы активно поучаствовать в подготовке этого указа, раз такое желание возникло у власти, и действительно подготовить такой указ, который бы принес пользу стране", - заверил он, добавив, что у власти и бизнеса есть положительный опыт сотрудничества.

"Когда мы коллегиально начинаем обсуждать и готовить документы, они получаются в десятки раз лучше, чем два чиновника напишут за углом", – подчеркнул Маргелов.

Руководитель Ассоциации малых и средних предприятий Сергей Балыкин обратил внимание на то, что в рыночной экономике посредники играют важную роль, сокращая количество связей между разными субъектами хозяйствования. "Если вам, например, необходимо приобрести молоко или мясо, то вы идете в магазин, а не на молокозавод или мясокомбинат. Магазин в данном случае является обоснованным посредником", - привел пример Балыкин.

По его мнению, вся беда - в структуре нашей экономики. В свободной рыночной экономике субъекты хозяйствования сами выбирают контрагентов, руководствуясь принципом спроса и предложения. Потому что от этого зависит их прибыль – основа экономической деятельности. "Руководители госпредприятий и аффилированные с ними лица в большей степени заинтересованы в пополнении своего кошелька. Поэтому выбор контрагента определяется не выгодой субъекта хозяйствования, а возможностью получения личного вознаграждения", - считает Балыкин.

Комментируя обвинение в криминальной составляющей, Сергей Балыкин отметил, что это в большей степени относится к руководителям отдельных госпредприятий, которые в основу своей работы заложили такие понятия, как "взятка" и "откат". "Но заниматься этими вопросами должны представители правоохранительных органов", - добавил он.

Эксперт не исключает, что за данным указом могут стоять лица, которым на руку передел торгового рынка. В данном случае на плаву могут остаться аффилированные с руководством госпредприятий лица, которые выживут в сложившейся ситуации, потому что у них будет надежная "крыша".

Впрочем, потенциальную угрозу от чрезмерно резких движений в отношении посредников понимают и власти. "При ознакомлении с этим проектом возникает ряд вопросов. Принятие данного документа не должно парализовать экономику, но он должен быть достаточным и всеобъемлющим", - подчеркнул сегодня Лукашенко. Он обратил внимание, что под действие этого указа подпадает лишь часть акционерных обществ. "А что же остальные?" - поинтересовался при этом Лукашенко.

Что именно прописано в проекте указа, пока неизвестно, но беспокойство в бизнес-кругах неизбежно. "Своими высказываниями мы пугаем и наших иностранных партнеров. Им не нравится непредсказуемость принятия решений в Беларуси", - посетовал Балыкин.

Как видим, идея избавиться от массы посредников и, соответственно, торговых накруток продолжает бродить в головах высоких чиновников. Удастся ли трансформировать эту идею в работоспособный указ – вопрос. Жаль только, что его обсуждение в очередной раз прошло в узком кругу. Стоит надеяться, что в течение февраля, когда власти должны выработать "четкие подходы" к регулированию посредников, бизнес не останется не у дел.