Публичный счет


Fitch Ratings изменило с "Позитивного" на "Стабильный" прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") Российской Федерации в иностранной и национальной валюте и подтвердило эти рейтинги на уровне "BBB". Агентство также подтвердило краткосрочный РДЭ России "F3" и рейтинг странового потолка "BBB+".

"С того момента как Fitch последний раз подтвердило рейтинг России в сентябре 2011 г, повысилась политическая неопределенность в стране, и ухудшился глобальный экономический прогноз. Вероятность повышения рейтингов сократилась, и "Стабильный" прогноз лучше отражает существующий баланс рисков", – отмечает Чарльз Севиль, директор в аналитической группе Fitch по суверенным эмитентам.

Политический риск, который находит отражение в слабых индикаторах качества управления, представляет собой существующий уже длительное время негативный рейтинговый фактор в сравнении с большинством других стран с рейтингами "BBB", а события недавнего времени выявили ограничения и риски, связанные с политической моделью России.

По мнению Fitch, действующий премьер-министр Владимир Путин по прежнему имеет наиболее вероятные шансы на победу на президентских выборах 4 марта. В то же время не ясно, как руководство страны ответит на неожиданную волну протестов, вызванную выборами в Думу 4 декабря, и на более общие изменения расстановки политических сил. Большинство голосов, которые избиратели отдали правящей партии Единая Россия, значительно сократилось, и демонстранты протестовали против фальсификации на выборах. В период перед президентскими выборами ожидается продолжение протестов. В долгосрочной перспективе демократические изменения, обеспечивающие более высокое качество управления, могут оказать позитивное влияние на рейтинги России, однако в краткосрочной перспективе неопределенность повысилась, отмечено в сообщении агентства.

Политическая неопределенность увеличивает риск бегства капитала, что может оказать более высокое давление на резервы Центробанка России и на рубль. Чистый отток капитала из частного сектора достиг 84 млрд долларов в 2011 г, что представляет собой повышение по сравнению с 34 млрд долларов в 2010 г, однако существенно ниже оттока в 134 млрд долларов в 2008 г. Ускорение оттока капитала в 4 кв 2011 г, вероятно, в значительной мере было обусловлено глобальным нежеланием инвесторов принимать риски. Международные резервы снизились до 500 млрд долларов к концу 2011 г по сравнению с 545 млрд долларов на конец августа 2011 г, хотя остаются значительными. Ослабление рубля относительно доллара за последние четыре месяца 2011 г составило 11%.

Правительство в ситуации давления со стороны населения может быть в меньшей степени готово осуществлять корректировку налогово-бюджетной политики, чтобы сократить дефицит ненефтяного бюджета до докризисного целевого ориентира в 4,7% ВВП. Fitch ранее отмечало, что такое сокращение является необходимым для позитивного изменения рейтинга России. Хотя Россия по-прежнему имеет запас прочности бюджета в форме суверенных фондов благосостояния (на конец 2011 г в суверенных фондах благосостояния находилось 112 млрд долларов), позиция государственных финансов ухудшилась. Быстрый рост расходов, за четыре года по 2011 г, составлявший в среднем 17%, привел к повышению дефицита ненефтяного бюджета, увеличению цены на нефть, при которой достигается сбалансированность бюджета, до 117 долларов за баррель в 2012 г и к усилению уязвимости при потенциальном снижении нефтяных цен.

Более высокие, чем ожидалось, цены на нефть (и снижение курса рубля) помогли обеспечить более хорошие, чем планировалось, бюджетные показатели в 2011 г. Федеральный бюджет имел профицит в размере 0,8% ВВП в сравнении с дефицитом в 2,3% ВВП согласно бюджетным планам, скорректированным в июне 2011 г. Если исходить из предположения, что цена на нефть Brent будет в среднем составлять 100 долл. за барр. (что близко к допущениям, используемым правительством), в 2012 г. федеральный бюджет будет иметь дефицит в 2% ВВП. Это предполагает некоторое ослабление относительно целевого уровня в 1,5% ВВП в бюджете на 2012 г, одобренном президентом в декабре.

В случае возобновления спада в глобальной экономике, Россия будет иметь меньше возможностей для фискального стимулирования, чем в 2008 г. Такие глобальные экономические риски увеличиваются с учетом кризиса в еврозоне, что обусловило пересмотр агентством в сторону понижения прогнозов экономического роста в мире в 4 квартале 2011 г.

Позиция России как внешнего нетто-кредитора, как на страновом уровне, так и в области государственных финансов, обеспечивает запас прочности на случай внешних шоков и является одним из важнейших факторов, поддерживающих рейтинг. Чистые иностранные активы государства по оценкам достигли 486 млрд долл. (27% ВВП) на конец 2011 г и являются пятыми крупнейшими для стран с рейтингами категории "BBB". Частный сектор имеет долг в размере 300 млрд долларов (26% ВВП) и является внешним нетто-должником, однако краткосрочный внешний долг ниже, чем в 2008 г, и имеет лучшее покрытие резервами.

В области макроэкономической политики также имеются положительные изменения. ЦБ РФ ужесточил кредитно-денежную политику, что способствовало снижению инфляции до 6,1% на конец 2011 г – самого низкого декабрьского уровня с 1991 г. ЦБ РФ также позволил значительно более высокую гибкость курса рубля. В среднесрочной перспективе это способно уменьшить инфляцию, сократить уязвимость к резким негативным изменениям цен на нефть и улучшить финансовую стабильность.

В случае сокращения дефицита ненефтегазового бюджета, устойчивого снижения инфляции или проведения существенных структурных реформ, улучшающих деловой климат, возможно повышение рейтингов. Резкое падение цен на нефть или политические шоки являются потенциальными факторами, способными привести к негативным рейтинговым действиям.

Нужные услуги в нужный момент
-70%
-10%
-20%
-30%
-15%
-80%
-35%