Финансы компаний


Елизавета Булатецкая,

Прошедший год положил начало реализации новой жилищной политики в Беларуси, направленной на сокращение господдержки при улучшении жилищных условий, на ужесточение правил постановки на квартирный учет, на усовершенствование действующего законодательства в области жилищных отношений.

Сначала указ от 9.08.2011 № 346, вступивший в силу с 10 августа 2011 года, существенно изменил правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Правда, эти изменения коснулись в большей степени Минска и Минского района, где уже сосредоточено более 20% населения Беларуси.

Чтобы стать очередником, нужно иметь на человека менее 15 кв. м общей площади жилого помещения (в Минске - менее 10 кв. м с учетом имеющегося жилья в Минском районе).

Прибывшие в Минск могут быть приняты на квартирный учет только после 10 лет постоянного проживания в нём (регистрации по месту жительства). Исключение составляют члены семьи гражданина, который уже прожил в столице 10 и более лет, молодые специалисты, приглашенные на госслужбу в Минск, прочие специалисты из числа особо ценных работников. При этом 5-летний ценз установлен для приезжающих в населенные пункты Минского района.

"Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего указа и изменяемым настоящим указом, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям". Главное, чтобы эти очередники не забывали один раз в год - в период с февраля по май - подтверждать свое право находиться в квартирной очереди.

Сверку очередников проводят службы "одного окна" в местных администрациях. Для сверки нуждающийся должен обратиться в такую службу с паспортом, документами о рождении детей и иными справками, которые необходимы для этого.

Но изменения правил постановки на жилищный учет оказались цветочками по сравнению с теми кардинальными новшествами, которые принес указ № 13 от 6.01.2012 .

Отныне ставки по льготным кредитам устанавливаются в процентах от ставки рефинансирования Нацбанка. При этом льготные кредиты будут теперь 5 типов.

Многодетным семьям льготные кредиты предоставляются под 1% на 40 лет. Это единственная категория очередников, для которых условия господдержки остались прежними. Для остальных категорий условия изменились, и далеко не в лучшую сторону.

Проживающие и работающие в малых городах с численностью населения до 20 тыс. могут рассчитывать на льготный кредит под 4,5% на 20 лет (10% от действующей ставки рефинансирования, но не менее 3% годовых); военнослужащие - под 5% на 20 лет в Минске. За молодыми семьями с двумя детьми закреплено право на льготный кредит под 22,5% на 20 лет (50% от действующей ставки рефинансирования, но не менее 5%).

Кредитом под 9% на 20 лет (20% ставки рефинансирования, но не менее 5% годовых) смогут воспользоваться все прочие претенденты на господдержку. К ним относятся: имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования, проживающие по срочным договорам найма в социальном и служебном жилье (без учета доходов); малообеспеченные из числа воспитывающих детей-инвалидов, инвалидов с детства I и II групп; инвалиды по статье 18 ЧАЭС; ветераны боевых действий на территории других государств; проживающие в непригодном жилье; лауреаты и стипендиаты президентских фондов; проживающие в общежитиях и по договорам найма (поднайма) жилья при отсутствии в собственности жилых помещений; судьи и прокурорские работники.

Указ сохраняет право на получение льготных кредитов на прежних условиях для тех граждан, которые уже заключили кредитные договоры. На тех же очередников, которые были включены местными исполкомами в списки на льготное кредитование, но еще не успели заключить кредитные договоры с банком, распространяются нормы указа № 13.

В общей сложности кредиты на строительство жилья могут получить 30-35% семей (всего около 200 тыс.), которые до 6 января текущего года претендовали на льготные кредиты, из числа состоявших на квартирном учете. Но и этим гражданам не стоит обольщаться, потому что теперь при расчете размера кредита будет учитываться площадь имеющихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи жилых помещений (отчужденных в течение трех лет) не только в населенном пункте по месту проживания кредитополучателя и месту строительства жилья, но и во всех иных населенных пунктах республики.

То есть следует готовиться к тому, что из списков льготно кредитуемых будут исключены не только просто малообеспеченные (для них льготы уже не предусмотрены), но даже некоторые из очередников, которые по новому указу имеют право на льготный кредит.

Соответствующим инстанциям поручено "обеспечить пересмотр списков граждан на получение льготных кредитов с учетом положений" указа № 13 от 6.01.2012.

Что же делать сегодня тем людям, которые уже заключили договоры на строительство, но после принятия указа лишились права на получение льготного кредита?

Разработчики указа и власти предлагают таким гражданам взять кредит в Беларусбанке под 31% годовых или в других банках на коммерческих условиях - под 50-62% годовых. Кстати, на таких же условиях придется теперь докредитовываться минчанам, которые получат льготные кредиты в соответствии с указом № 13, потому что для столицы снижен норматив льготно кредитуемой площади с 20 до 15 кв. м, за исключением многодетных семей, для которых данный норматив сохраняется в размере 20 кв. м.

Еще один вариант - обратиться за финансовой поддержкой к своему работодателю.

Как сообщает БЕЛТА со ссылкой на начальника управления жилищной политики Мингорисполкома Александра Авраменко, в столице уже есть примеры осознанного желания предприятий оказать финансовую поддержку своим работникам, строящим жилье в составе ведомственных жилищно-строительных кооперативов (ЖСПК). Среди них - ОАО "Минский часовой завод" (ЖСПК "Часовщик"), ОАО "Крион" (ЖСПК "Нефтехимик").

А РУП "Белтелеком" (ЖСПК 897) вообще планирует построить за счет предприятия три этажа жилого дома.

Прорабатывается вопрос предоставления материальной помощи для строительства жилья в УП "НПО "Центр" (ЖСПК "НПО "Центр").

Но пока степень участия ведомств в оказании помощи своим работникам при строительстве домов недостаточна, констатируют в Мингорисполкоме. А посему людям, лишившимся в одночасье доступа к льготным ресурсам, придется распрощаться с мечтой о скором новоселье.

Между тем кому-то принятый указ способен сослужить хорошую службу. Отныне льготные кредиты могут быть использованы на покупку жилья, которое было построено застройщиком или индивидуальным предпринимателем для продажи. Тем самым жилые новостройки, возведенные частными фирмами, автоматически включаются в программу льготного кредитования.

В то же время использовать льготный кредит на покупку жилого помещения на вторичном рынке по-прежнему разрешается только в тех населенных пунктах, где не ведется строительство многоквартирных жилых домов. При этом для многодетных семей такого ограничения не предусматривается.

Одни профучастники рынка недвижимости полагают, что в связи с принятием указа № 13 в ближайшее время следует ожидать роста активности на вторичном рынке жилья. По мнению других, сокращение льготного кредитования и объемов жилищного строительства может привести на первом этапе к снижению предложения квартир на продажу.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-50%
-10%
-15%
-10%
-15%
-10%
-10%
-30%
-50%