Личный счет


Обладать собственным космическим летательным аппаратом для любой страны престижно. Но очень это сложное и дорогое дело, построить спутник,

Обладать собственным космическим летательным аппаратом для любой страны престижно. Но очень это сложное и дорогое дело - построить спутник. Не каждому под силу такое удовольствие В 2006 году первая попытка вывести на околоземную орбиту отечественный спутник "БелКа" не состоялась. Подвела ракета-носитель "Днепр". Успешно стартовав с космодрома "Байконур", носитель перенес наши космические планы на неопределенное будущее - разбился в 186 километрах от места старта. Вместе с нашим первенцем еще полтора десятка космических аппаратов, находившихся на "Днепре", так и не смогли окончательно пре­одолеть земное притяжение. Тем не менее "БелКа-2" должна отправиться в космос в этом году. Надеемся, что в этот раз надежды сбудутся.

Построить и вывести на орбиту Земли летательный аппарат - дело чрезвычайно дорогое, наверняка не один десяток миллионов долларов. В отечественных рублях сумма получается действительно космическая, и голова кружится от количества нолей. Сэкономить тут сложновато, особенно когда нет собственного опыта в таком непростом деле.

Трудно даже представить, во что обойдется строительство городов-спутников. Тут, как ни крути, нолей будет поболее. То, что пятая часть граж­дан Беларуси перебралась на ПМЖ в столицу, явление не совсем нормальное и отчасти не­ожиданное. Первый послевоенный генеральный план развития Минска появился еще в 1946 году. Потом были корректировки в 1952-м и 1958-м. Когда в 2003-м утвердили современный план развития столицы, то предполагалось, что двухмиллионный житель появится только в 30-х годах нынешнего столетия.

Минчан уже сейчас почти два миллиона, и столица растет. На вопрос: "А есть ли цивилизация за МКАД?" - все уверенно отвечают: "Да". Минская кольцевая, по сути, стала городской улицей, только немного необычной, потому как без конца и без начала.

Жестких нормативов комфорт­ности в мегаполисе не существует, но сравнить всегда есть с чем. Своеобразным эталоном неудобства для жителей стала Москва. Город разросся быстрее, чем его инфраструктура. Поэтому жить и работать там неудобно прежде всего самим москвичам. Нам-то что. Приехал на денек-другой, решил свои вопросы - и домой. А обитателям Первопрестольной навеки оставаться один на один с перенаселенностью, нескончаемыми автомобильными пробками и ежедневно преодолевать огромные расстояния по дороге на работу и домой. Будь ты пассажир метро или обладатель дорогого лимузина, принцип для всех один: больше одного дела или встречи в день не планировать. Просто не успеешь. Так что строительство городов-спутников вокруг Минска продиктовано временем.

Уж лучше учиться на чужих ошибках. Тут дело такое: если космический аппарат, не выйдя на орбиту, упал и ничего на земле не повредил - уже хорошо. Жаль, конечно, но страховка покроет все расходы, и наверняка наш новый покоритель космоса будет удачливее. С городом иначе. Как построим, так и жить будем. И мы сами, и наши потомки.

Мы готовы к таким серьезным проектам. А вот сами города, будущие сателлиты столицы, как выдержат серьезные перемены?

К примеру, Заславль. Спокойный уездный городок с богатейшей историей. Многоквартирных домов здесь раз, два и обчелся. Маленькая больница, весьма скромный общественный транспорт, одна церковь и один костел. Гипермаркетов не наблюдается, центр торговли - базарчик. И вереницы жителей, отправляющихся каждое утро на работу в Минск, так что, считай, наполовину минчане. Благо скоростная ультрасовременная электричка довезет всех желающих до центрального вокзала быстрее, чем, к примеру, автобус из Лошицы.

Можно, конечно, выстроить в Заславле жилой район на 20-30 тысяч жителей. Но и они все поедут на работу в столицу. Зачем тогда городить огород? А садики, школы, транспорт, большие кинотеатры и спорткомплексы?

Нет, это вам не спутники в небо запускать, тут головой поработать надо, прежде чем за стройку браться. И перво-наперво прикинуть, где будут работать новоиспеченные жители Заславля. Экскурсоводами по местным достопримечательностям? Сдается мне, что сначала нужно создать такие условия, чтобы минчане сами потянулись в города-спутники, а уж потом разворачивать глобальное строительство. Тогда комфортно будет и столичным аборигенам, и местным обитателям. Тут главное сгоряча дров не наломать. Это ведь не страховой случай, компенсации не будет.