Публичный счет


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (27.21 МБ)

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь при участии экспертов центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр" представляет первый онлайн-семинар по теме "Изменения в налоговом законодательстве: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость". О том, какие изменения в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль нас ожидают в 2012 году, расскажет Коновалов Юрий Викторович - заместитель начальника главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Юрий Коновалов: Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о порядке исчисления налога на прибыль и НДС. Сначала расскажу об изменениях, произошедших с 1 января 2012 года. Изменения коснулись как объектов налогообложения, так и ставок налога и порядка определения сумм налога, подлежащих уплате.
 
По исчислению НДС были внесены следующие поправки. Во-первых, из объектов налогообложения исключены операции по прочему выбытию товаров и основных средств. В прошлые годы наличие данного объекта усложняло порядок исчисления НДС. Во многих случаях плательщики в силу разных причин совершали ошибки.
 
Из объектов налогообложения также исключены операции с ценными бумагами. На протяжении 2011 года налоговая база при реализации ценных бумаг определялась в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения. Эта разница отражалась в налоговой декларации, которая участвовала в распределении налоговых вычетов. По своей сути ценные бумаги являются специальным инструментом привлечения средств для финансирования каких-то мероприятий. Учитывая экономическую природу ценных бумаг, было предложено исключить операции по реализации ценных бумаг из объектов налогообложения. Это упрощает порядок исчисления НДС.
 
С 1 января 2012 года установлен единый подход для определения момента фактической реализации при предоставлении товарных займов. Моментом фактической реализации является дата передачи заимодавцем предмета займа заемщику. На протяжении 2011 года момент фактической реализации определялся по общему порядку. Если заимодавец в соответствии с учетной политикой работал "по оплате", то момент фактической реализации наступал в момент прекращения обязательств заемщиков, то есть в момент возврата займа. Если в течение 60 дней с момента передачи товара заемщику товар не был возвращен, то момент фактической реализации наступал на 60-й день.
 
С учетом предложений производителей на территории Республики Беларусь в определение налоговой базы при реализации и производстве табачных изделий была внесена поправка. В соответствии с ней плательщики-производители табачных изделий имеют право включать налоговую базу сумму акцизов, исчисленных при производстве табачных изделий, а также стоимость сырья, полученного от заказчика. В настоящее время таким организациям также позволяется определять налоговую базу как стоимость работ по производству товаров, без включения исчисленных сумм акцизов и стоимости материалов, полученных от заказчика.
 
Также в Налоговом кодексе нашел отражение Указ №142 от 14 апреля 2011 года. В нем был увеличен срок документального подтверждения вывоза товара для целей подтверждения нулевой ставки с 60 до 180 дней. Кроме того в Налоговый кодекс внесена поправка, в соответствии с которой плательщики, которые применяют расчетную ставку, с 2012 года не должны заполнять Приложение №4 к налоговой декларации. Такое приложение будет заполняться плательщиками самостоятельно и не будет подлежать предоставлению в налоговый орган. Данный расчет будет проверяться в ходе контрольных мероприятий, т.е. документальной проверки.
 
В сфере налоговых вычетов также произошли изменения, и они касаются плательщиков, которые необоснованно применили вычеты и вернули из бюджета эти суммы. Для таких плательщиков установлена пеня. Если плательщик необоснованно вернул какую-то сумму, то налоговые органы будут иметь право применить к нему меры ответственности. В первую очередь это связано с плательщиками, у которых сумма налога, подлежащего возврату, составляет менее 3 тыс. базовых величин. В таких случаях сумма входного налога подлежит возврату без проведения проверки налоговыми органами. В случае если налоговый орган установит неправомерный факт возврата из бюджета, будет применена пеня.
 
Начиная с 1 января 2012 года, сняты ограничения по осуществлению вычетов сумм, уплаченных за счет средств, высвобожденных от налогообложения, или средств, полученных от реализации государственного имущества. На сегодняшний день остается ограничение сумм НДС, уплаченных за счет бюджетных средств, прямо полученных в виде субсидий на погашение определенных затрат.
 
Налог на прибыль тоже претерпел определенные изменения. Начиная с 1 января 2012 года, вместо 24% действует ставка налога 18%. Данное снижение вызвано тем, что необходимо активизировать инвестиционную деятельность и создать более благоприятный бизнес-климат в стране. Кроме того наряду со снижением ставки налога внесены существенные поправки, в соответствии с которыми с 2012 года плательщикам позволяется применить амортизационную премию, а также перенос убытков.
 
Перенос убытков – это нововведенный в Республике Беларусь институт, хотя он существует во многих странах. Мы использовали опыт Российской Федерации и некоторых европейских стран. В результате анализа было предложено внести в законопроект о Налоговом кодексе изменения и дополнения, в соответствии с которыми организации, исчисляющие налог на прибыль, имеют право учитывать убыток в текущем году при налогообложении в течение последующих 10 лет.
 
По порядку переноса убытка активов предприятия существуют специальные нормы. Все убытки делятся на три категории. Первая категория – убытки, полученные от реализации ценных бумаг, финансовых инструментов срочного рынка. Вторая категория – убытки, полученные от реализации основных средств и нематериальных активов. Убытки, которые не входят в обе группы, учитываются в третьей группе, хотя могут быть учтены в первой и во второй.
 
Столкнувшись с такими нововведенными понятиями впервые, плательщику достаточно сложно определить, какая сумма убытков подлежит переносу. Для четкого понимания Кодексом прописаны строгие правила: убытки, образованные в текущем году, или прибыль, полученная в текущем году, могут быть учтены убытками прошлого года. Например, если мы получили прибыль в реализации ценных бумаг в размере 1 млн. руб., а в 2011 при реализации ценных бумаг мы получили убыток в размере 500 тыс., то прибыль, подлежащая налогообложению при реализации ценных бумаг, будет определяться 1 млн. минус 500 тыс.. Такой же механизм зачет убытков действует и при реализации основных средств. Если в 2012 году мы получили убыток в размере 1 млн. 500 тыс., а в 2013 году получим прибыль в размере 2 млн., то убыток можно зачесть в размере 1 млн. 500 тыс. руб., а прибыль, подлежащая налогообложению, составит 500 тыс. руб.
 
Амортизационная премия, как и институт переноса убытков, тоже нововведенный механизм исчисления налога на прибыль. Амортизационная премия может быть использована плательщиком с момента принятия на учет основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском учете. Такие средства и нематериальные активы должны быть использованы, и они необходимы для деятельности организации. В момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов плательщик может списать на затраты, учитываемые при налогообложении, 10% от стоимости приобретения по основным средствам, относящимся к зданиям и сооружениям, а по относящимся к оборудованию, машинам и нематериальным активам – не более 20 процентов. При этом по определенным кодексом видам транспортных средств и нематериальных активов амортизационная премия не применяется.
 
Начиная с 1 января 2012 года, плательщикам предоставлено право изменять порядок уплаты налога текущими платежами. Я напомню, что в 2011 году текущие платежи могли уплачиваться как исходя из фактической суммы, уплаченной за прошлый год, так и исходя из предполагаемой суммы прибыли, которую плательщик планирует получить. Если у плательщика не было прибыли в прошлом году, то он обязан уплачивать только из предполагаемой прибыли. Если фактическая прибыль была, он имел право выплачивать обоими способами. Но данный метод подлежал закреплению в учетной политике.
 
С 1 января исключена норма об установлении выбора механизма уплаты текущих платежей. Таким образом, в течение года плательщик может поменять механизм уплаты текущих платежей. Но плательщик может сделать это только в одном порядке: с фактической уплаты на предполагаемые суммы.
 
Александр Ткачев: Позвольте задать вопрос по налогу на добавленную стоимость. Плательщики на практике уже столкнулись с неясностями в части признания объектом налогообложения операций связанных с предоставлением денежных займов. В какой строке налоговой декларации по НДС должна быть отражена сумма такой операции? Из каких сумм состоит такая операция: это сумма займа или это сумма, связанная с вознаграждением за предоставленный займ? Из формулировки, указанной в Налоговом кодексе непонятно, как правильно поступать плательщику. Строка 9 налоговой декларации по НДС – это освобождаемые от налогообложения обороты. Что подразумевается под такими оборотами в данном случае?

Юрий Коновалов: В соответствии с Налоговым кодексом деньги не являются товаром, поэтому отражение в 9 строке налоговой декларации суммы займа не является правомерным. Полученные проценты являются вознаграждением за предоставление займа, своего рода услуги. В контексте Статьи №94 Налогового кодекса аналогичный подход реализован и для банковской сферы. В декларации подлежит отражению сумма полученных процентов за предоставление денежного займа. Эта сумма будет участвовать в распределении налоговых вычетов.
 
Александр Ткачев: Вот и возникают вопросы из-за нечеткости формулировок в Налоговом кодексе. И это приводит к тому, что невозможно найти правильное решение без дополнительных пояснений.
Например, статья 95 Налогового кодекса дополнена новым пунктом, в части определения налоговой базы для целей исчисления НДС при ввозе товаров в Республику Беларусь с территории государств -членов Таможенного союза. В одном из пунктов указано, что при исполнении посреднических договоров налоговая база может отражаться в налоговой декларации того месяца, срок предоставления которой следует за датой отгрузки товаров, либо другого месяца, в котором эти товары приняты коммерческой организацией к бухгалтерскому учету. Налоговый кодекс предлагает два варианта на выбор плательщика. В результате у плательщика возникает вопрос: необходимо ли это определять в учетной политике? Или при одной операции это можно сделать одним способом, а при другой операции – другим способом? Может, вы поясните, как следует поступать плательщику?

Юрий Коновалов: Эта проблема возникла еще в практике налогообложения в рамках соглашений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Теперь у нас тройственное соглашение. В хозяйственной практике существовали ситуации, когда отражение полученных товаров производилось в бухгалтерском учете до факта ввоза товаров на территорию Республики Беларусь. В соответствии с соглашениями объектом налогообложения является ввоз товара. Мы определяем налоговую базу после осуществления факта ввоза.
 
В случае изменений речь идет о возможности отражения налоговой базы до момента ввоза без последующих корректировок. Предусмотрено также предоставление плательщику возможности отражения налоговой базы по ввозимым товарам после факта ввоза.
 
У плательщиков возникали трудности с определением курса для налоговой базы: на момент ввоза или на дату принятия на учет. В соответствии с названными соглашениями налоговая база определяется по моменту принятия ввозимых товаров на учет. По правилам бухгалтерского учета принятие на учет может быть осуществлено по моменту перехода права собственности или передачи поставщиком товара перевозчику. В таких ситуациях передача товаров осуществляется за пределами территории Республики Беларусь. Тогда курс иностранной валюты для определения налоговой базы будет использоваться на момент передачи товаров.
 
Жанна Корсунова: Позвольте еще один вопрос по договору займа. Согласно статье 22 Налогового кодекса налоговая база для НДС при передаче товаров по договору займа в виде вещей определяется как стоимость передаваемых товаров, предусмотренная договором или контрактом. Что значит "стоимость передаваемых товаров, предусмотренная договором"? Значит ли это, что она может быть отличной от учетной стоимости товаров, передаваемых в заем?

Юрий Коновалов: Данная норма идентична норме, содержащейся в соглашении о взимании косвенных налогов между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Казахстаном. Там тоже содержится положение о том, что в случае отсутствия цены в договоре займа товаров применяется стоимость, указанная в товарной накладной или в документах, подтверждающих передачу, отгрузку товаров. При отсутствии этого показателя применяется стоимость, указанная в бухгалтерском учете.
Положение по определению налоговой базы при передаче предметов займа на территории Республики Беларусь применяется для целей налогообложения. Мы говорим о том, что при отсутствии цены в договоре, что позволяет Гражданский кодекс Республики Беларусь, можно использовать цену, указанную в товарной накладной. Если стороны договорились передать товар без указания цены в товарной накладной, ожидая, что будет возвращен идентичный товар, то используется стоимость, указанная в бухгалтерском учете.
 
Александр Ткачев: Разные термины об одном и том же, употребляемые в Налоговом кодексе, создают вопросы у плательщиков. Все знают норму, прописанную в Налоговом кодексе, касательно определения дня выполнения строительных работ. Пункт 7 Статьи 100 НК устанавливает, что таким днем является последний день месяца выполненных работ.
В Статье 100 Налогового кодекса появился новый абзац, который вызвал у плательщиков некоторое смятение. Записано, что днем выполнения (оказания) работ (услуг) признается дата их передачи. А при неподписании заказчиком приемно-сдаточных актов или других аналогичных документов до 20 числа месяца, следующего за отчетным, днем выполнения работ признается день составления приемо-сдаточных актов. Т.е. в Налоговом кодексе приводятся следующие понятия : "дата передачи", "день составления" и "день подписания актов выполненных работ". Чем отличаются между собой эти понятия, эти даты?

Юрий Коновалов: Сам процесс подписания актов и процесс передачи результата работ или оказания услуг занимает определенное время. Зачастую подписав первичный учетный документ, исполнитель ожидает определенное время, когда акт о выполненных работах подпишет заказчик. Если акт выполненных работ подписывается до 20 числа, то есть до момента сдачи налоговой декларации за отчетный период, то плательщик обязан отразить данный оборот в налоговой декларации.
 
Что касается тех случаев, когда акт выполненных работ не подписан заказчиком, то заказчик исследует результат работ, осуществляет оценку. В таких случаях, если акт не подписан до 20 числа, то плательщик должен помнить, что первичный учетный документ имеет определенные обязательные реквизиты. Среди них дата и место составления. Если плательщик составил такой документ и указал дату составления акта, то эта дата будет являться датой выполнений работ. Если такой документ будет отсутствовать, мы не можем говорить о наличии факта выполнения работ.
 
Александр Ткачев: А как следует поступать плательщику в переходные периоды, например, в декабре выполнены работы, а в январе акты подписываются либо не подписываются?

Юрий Коновалов: Действуют специальные правила, которые прописаны в НК. В случае изменения порядка определения налоговой базы и момента фактической реализации новый порядок действует в отношении выполненных работ с 1 января. Если работы выполнялись в декабре, то мы должны руководствоваться старыми нормами. При выполнении работ в текущем году, мы руководствуемся новым порядком определения фактической реализации работ и услуг.
 
Александр Ткачев: Позвольте еще вопрос. При безвозмездной передачи товаров моментом их фактической реализации признается день передачи. Что является днем передачи? Ведь в практике существует две даты: дата отгрузки и дата приема, и это могут быть разные даты.

Юрий Коновалов: Если мы говорим о безвозмездной передачи товаров, то по общему правилу моментом фактической реализации является дата отгрузки.
 
Александр Ткачев: То есть если прием товара будет осуществлен через день, два, три, то дата отгрузки будет являться днем передачи?

Юрий Коновалов: Исследование этого вопроса покажет практика. Как правило, дата передачи перехода права собственности осуществляется в момент передачи перевозчику. Если в договоре будут оговорены иные случаи, мы исследуем этот вопрос и ответим на него в ближайшее время в виде публикации в журнале "Налоги Беларуси".
 
Александр Ткачев: В пункте 2 Статьи 100 Налогового кодекса указан порядок определения момента фактической реализации при прекращении денежного обязательства во многих случаях, в т.ч. при уступке требования, переводе долга, зачете встречных требований. В последнее время в практике стали использоваться такие варианты прекращения обязательств, как отступное, новация. Возникает ситуация, когда кредитор определяет выручку по оплате, стоит перед выбором: определять выручку по моменту подписания соглашения о новации либо он должен ждать момент исполнения обязательств по этой новации. Как быть плательщику? Ведь, например по новации или отступному порядок определения момента фактической реализации Налоговым кодексом не установлен.

Юрий Коновалов: Приведенные в вашем вопросе схемы реализации товаров не новы и встречались с 1 января 2000 года, с момента введения зачетного метода исчисления налога в Республике Беларусь. Порядок определения налогообложения при совершении новаций либо отступного отработан. Они не нашли свое отражение в НК, но порядок налогообложения основывается на общих принципах. Отступное – это передача актива в счет погашенных обязательств. Если мы передаем товар в качестве отступного, то мы гасим какое-то обязательство. По своей сути происходит зачет и возникает объект налогообложения.
 
В налоговых вычетах действует общий подход. Если плательщик, который получает товар в качестве отступного, определяет момент фактической реализации в соответствии с учетной политикой по мере отгрузки товара в качестве отступного, он вычтет ту сумму налога, которая будет указана передающий стороной. Если "работает по оплате", то он возьмет вычет в момент оплаты. Обязательство должника в данном случае сразу закрывается.
 
Александр Ткачев: То есть, если я правильно понял Вас, в рассматриваемых случаях моментом фактической реализации считается не дата подписания соглашения, а момент исполнения условий соглашения, т.е. обязательств.

Юрий Коновалов: Соглашение позволяет достоверно определись, что стороны пришли к данному виду прекращения обязательств. А получение товара в качестве отступного является свидетельством того, что обязательства по договору отступного исполнены.
 
Людмила Прудникова: С 2012 года организации могут переносить убыток, полученный в 2011 году, на 2012 и последующие годы. Вы приводили пример по переносу убытков по ценным бумагам. Уточните, играет ли роль вид (категория) ценной бумаги? Предположим, убыток от реализации одного вида (категории) ценных бумаг можно перенести на прибыль, полученную от реализации другого вида (категории) ценных бумаг?

Юрий Коновалов: Налоговый кодекс определяет механизм переноса убытков из одной категории в соответствие с категорией прибыли, полученной в текущем году. Если убыток переносится в рамках одной категории, то ограничений по виду ценной бумаги в Налоговом кодексе не содержится. Это значит, что если вы получили прибыль по одному виду ценной бумаги, а убыток в прошлом году образовался по другому виду ценной бумаги, вы можете его зачесть.
 
Людмила Прудникова: Если организация в 2011 году имела право на льготу по налогу на прибыль, может ли она воспользоваться правом по переносу убытка на последующие налоговые периоды?

Юрий Коновалов: Налоговый кодекс не содержит ограничений по переносу убытков за исключением следующего случая: когда плательщик использует специальную льготу по налогу на прибыль, которая ограничена по времени. Например, в соответствии с законодательством предоставлено право использования налога на прибыль в течение 3 лет. В таких случаях право переноса убытков, образованных в течение 3 лет, будет ограничено.
 
Наталья Пуховская: Как применение амортизационной премии зависит от назначения основного средства? Например, организация приобрела основное средство, не требующее монтажа. Предполагается, что оно будет использоваться в производственной деятельности, но временно не эксплуатируется: по нему не начисляется амортизация ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Можно ли в данной ситуации применить амортизационную премию на момент принятия основного средства к бухгалтерскому учету? Зависит ли это от момента начала фактической эксплуатации?

Юрий Коновалов: При применении механизма амортизационной премии важным моментом является то, что плательщик имеет право списания определенной стоимости в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом, именно в момент принятия на учет в качестве основного средства. Если средство принято на учет, но не используется, это значит, что основное средство не используется для целей деятельности организации. То есть амортизация по данному средству не может списываться ни на затраты, учитываемые при налогообложении, и в составе внереализационных расходов.
 
В некоторых ситуациях основные средства приобретаются, используются какой-то короткий период, и затем принимается решение направить данные основные средства в простой или в запас. В такой ситуации плательщик имеет право использовать механизм амортизационной премии.
 
Анна Буховцова: Можно ли применить амортизационную премию по основным средствам, полученным безвозмездно?

Юрий Коновалов: Налоговый кодекс не содержит ограничений по применению амортизационной премии в зависимости от способа приобретения прав собственности на основное средство. Важным является определение стоимости основного средства. В таком случае безвозмездное получение материальных ценностей сопровождается соответствующей оценкой эксперта, и если в результате по оцененной стоимости экспертом производится принятие на бухгалтерский учет, то такая оценка стоимости будет использована для определения размера амортизационной премии, учитываемой при налогообложении.
 
Наталья Пуховская: Должна ли организация применять амортизационную премию одновременно по всем объектам основных средств, по которым разрешено применять эту норму? Или она может применять ее по отдельным выборочным объектам?

Юрий Коновалов: Налоговый кодекс в данном вопросе не содержит никаких ограничений. В зависимости от финансово-экономического положения организации, плательщик может самостоятельно определить, по какому виду основных средств учитывать амортизационную премию, а по какому не учитывать.
 
Наталья Пуховская: Налоговым кодексом определено, что амортизационная премия рассчитывается от первоначальной стоимости основного средства при принятии его к бухгалтерскому учету. Однако в последующем может случиться так, что первоначальная стоимость увеличится на сумму модернизации или реконструкции. Как поступить с амортизационной премией в этом случае? Может ли плательщик применить амортизационную премию к стоимости реконструкции и модернизации?

Юрий Коновалов: Амортизационная премия применяется в момент принятия на учет имущества в качестве основного средства. На этот момент определяется стоимость, исходя из которой определяется размер амортизационной премии. Последующая модернизация или реконструкция или иное совершенствование основного средства, которое ведет к увеличению его стоимости, не включается в базу для определения амортизационной премии.
 
Наталья Пуховская: В Налоговом кодексе написано, что если основное средство отчуждается до истечения трех лет с момента принятия к бухучету, то амортизационная премия подлежит налогообложению налогом на прибыль. Что является отчуждением? Является ли отчуждением выбытие основного средства в результате пожара или хищения?
 
Юрий Коновалов: Прочие выбытия (пожар, хищение), любая порча основного средства, которая влечет его утрату или невозможность его использования, не названа в качестве ситуации, исключающей возможность применения амортизационной премии. Соответственно, если чрезвычайная ситуация все-таки произошла и основное средство утрачено, в бухгалтерском учете происходят соответствующие записи, показывающие, что произошло выбытие основного средства. В таком случае никаких корректировок для целей налогообложения и по налогу на прибыль в части амортизационной премии не производится. Если вы ранее учли амортизационную премию в затратах, учитываемых при налогообложении, то не производится корректировка затрат в текущем налоговом периоде, в котором произошло выбытие.
 
Наталья Пуховская: Налоговым кодексом установлено, что при отчуждении основного средства до истечения трехлетнего срока необходимо исчислить налог на прибыль от суммы амортизационной премии. Однако не указано, каким образом это необходимо сделать: путем отнесения амортизационной премии на внереализационные доходы или путем снятия ее суммы с затрат, учитываемых при налогообложении. Как правильно поступить?

Юрий Коновалов: В Налоговом кодексе прописано, что в случае отчуждения основного средства, по которому была применена амортизационная премия, и отчуждение произошло до истечения трех лет, то происходит корректировка в налоговом периоде, в котором произошло отчуждение. Но возврата к тому периоду, в котором учтена амортизационная премия, не происходит. Если мы учли определенную сумму амортизационной премии на затраты, то уже не возвращаемся в тот налоговый период.
 
В текущем периоде происходит корректировка по внереализационным доходам. Сумма амортизационной премии, которая была ранее использована и учтена в затратах, включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.
 
Людмила Прудникова: Распространенная ситуация: организация сдает в аренду помещение. По условиям договора она получает от арендатора сверх арендной платы возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг, оказанных сторонними организациями. Должен ли арендодатель включать указанные суммы в состав внереализационных доходов, если стоимость возмещаемых услуг он в полной сумме перечисляет поставщикам данных услуг?

Юрий Коновалов: Нет, эти расходы не включаются ни в состав выручки, ни в состав затрат. Они не применяются для целей налогообложения .
 
Наталья Пуховская: С этого года установлено, что при налогообложении не учитываются расходы на организацию досуга и отдыха в ходе проведения рекламных акций, семинаров, собраний? Что понимается под расходами на досуг и отдых? К примеру, организация оказывает информационные услуги и организует семинары для других организаций, и в ходе проведения такого семинара организуется обед для его участников. Являются ли расходы на этот обед расходами на организацию досуга и отдыха?

Юрий Коновалов: Применение этой нормы достаточно просто. Важно определиться, для чего осуществляются расходы. В вашем примере осуществляются расходы по питанию в рамках проведения семинара. Понятно, что если семинар производится в коммерческих целях, и организация получает доход, то расходы по питанию участников семинара являются необходимым условием для осуществления такой деятельности. В этом случае расходы по питанию учитываются при налогообложении.
 
Если плательщик организует некий досуг, например, поход в боулинг или музей, что не связано с деятельностью организации, то расходы на оплату входного билета и питанию не будут учитываться в затратах при налогообложении.
 
Людмила Прудникова: Предположим, с работником расторгнут трудовой договор в связи с выходом на пенсию. В соответствии с коллективным договором ему выплачивается выходное пособие в размере 3 среднемесячных заработных плат. Учитываются ли такие выплаты при налогообложении прибыли?

Юрий Коновалов: Если такие выплаты производятся в соответствии с Трудовым кодексом и законодательством, то в данном случае эти расходы учитываются при налогообложении. Если эта выплата производится по решению руководителя, сверх выплат, предусмотренных Трудовым кодексом, то она не учитывается при налогообложении. Это своего рода дополнительная социальная льгота.
 
Людмила Прудникова: В 2012 году установлена льгота для учреждений образования. Льгота распространяется на все учреждения образования?

Юрий Коновалов: Речь идет об организациях, относящихся к учреждениям образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об Образовании Прибыль такого учреждения определяется как разница между доходами и расходами. Но данная прибыль подлежит освобождению от налога на прибыль. Прибыль, полученная данным учреждением образования, является объектом налогообложения, но она освобождается от обложения налога на прибыль.
 
Александр Ткачев: Должны ли они в таком случае предоставлять налоговую декларацию?

Юрий Коновалов: Плательщики, у которых образуется объект налогообложения, обязаны сдавать налоговую декларацию не сдают ее те, у кого отсутствует объект налогообложения. В данном случае объект налогообложения присутствует, но освобождается от налогообложения, поэтому подлежит отражению в налоговой декларации.
 
Александр Ткачев: Может, вы проясните ситуацию по налоговым декларациям в 2012 году. Ожидаются ли какие-то существенные изменения в порядке составления и представления налоговых деклараций? На сегодняшний день действует старое Постановление №82.

Юрий Коновалов: Ведется работа по принятию соответствующего постановления. Данный документ находится в Министерстве юстиции. В ближайшее время данное постановление будет зарегистрировано и вступит в действие. Плательщик сможет руководствоваться соответствующими изменениями.
 
Александр Ткачев: Есть ли какие-либо изменения в порядке заполнения и подачи деклараций за 2011 год? Скоро 22 января, и плательщикам по НДС, например, надо будет подавать декларации…

Юрий Коновалов: Я понимаю волнение плательщиков, у которых присутствуют объекты налогообложения в январе и декабре – в прошлом отчетном периоде. По старому отчетному периоду мы должны руководствоваться законодательством 2011 года, то есть нормами Постановления №82 в редакции, действующей в настоящий момент.
 
Предыдущие семинары и программы:

19.12.2011 "Всё о налогах TUT": Изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь Видео
05.12.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговые проверки Видео
21.11.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговое законодательство. Теоретические и практические наработки Видео
08.11.2011 "Всё о налогах TUT": Земельный налог и налог на недвижимость Видео,Аудио
24.10.2011 "Всё о налогах TUT": Имущественный налоговый вычет по подоходному налогу на строительство или приобретение жилья Фото,Видео,Аудио
10.10.2011 "Всё о налогах TUT": Прием наличных денежных средств и использование кассового оборудования Видео,Аудио
26.09.2011 "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота Видео,Аудио
12.09.2011 "Всё о налогах TUT": О сложностях "упрощенки" Видео,Аудио