Финансы компаний


Аэлита СЮЛЬЖИНА,

Если судить по тому, что министр торговли Валентин Чеканов прошел мимо журналистов, поджидавших его у входа в зал итоговой коллегии, состоявшейся на днях, то, похоже, дела в отрасли обстоят не очень гладко.

Товарооборот в апреле вырос на 25 процентов. А к декабрю упал. На 7 процентов. Цены увеличились в 2,2 раза. И далеко не все граждане покупали товары исключительно для сиюминутного и личного пользования. Формирование запасов и "челночный" вывоз, бурно стартовавшие в минувшем году, продолжаются. Например, дешевые молоко, сметана, кефир скупаются в считанные часы после привоза. Некоторые магазины как–то пытаются ограничивать их отпуск двумя литрами в одни руки. Но тщетно. Проблема диспаритета цен не преодолена и завязывается в очень непростой узелок.

Как известно, несмотря на заявленную либерализацию, Минэкономики контролирует 21 группу продовольственных и 11 промышленных так называемых социально значимых товаров. И, надо отдать должное, делает это с завидным усердием. В итоге социально значимая говядина и свинина сейчас у нас дешевле, чем в России, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, — от полутора до 8 раз. На молоке, кефире, сметане, твороге можно наварить от 100 до 500 процентов. Хлеб у ближайших соседей дороже в 2 — 11 раз, мука — вдвое. Более того, ценник на молочную продукцию, как показал мониторинг магазинных полок, в Минске и некоторых областях выше среднего уровня минимум на 20 — 30 процентов, максимум — почти в 2 раза. Первый заместитель министра торговли Александр Забелло привел в тему яркий пример: говядина 1–й категории в Витебской, Могилевской, Брестской областях вдвое дороже, чем в Гродненской. Хотя больших различий в климатических зонах в нашей стране не наблюдается. "Недоработка местных органов власти по ограничению уровня рентабельности", — такой диагноз вынес первый замминистра.

Нежирные и недорогие молоко, кефир, сметану трудно купить еще не только потому, что их мгновенно разбирают. Предприятия нерентабельную продукцию не хотят выпускать. В одной крупной молочной компании объяснили это просто: литр социально значимого молока стоит меньше, чем сырье, из которого его изготовили. Более того, конъюнктура внешних цен подстегивает экспорт. Как следствие, отечественные предприятия стали активно игнорировать собственный рынок. Условия поставки пром– и продтоваров ухудшились, не многие соглашаются на отсрочку платежа, сужают ассортимент.

И тут, как водится, в освободившиеся ниши активно устремляются россияне и украинцы. Им же цены никто не регулирует. Везут продукцию хоть и дороже, но оплату готовы ждать по полтора–два месяца. Наверное, и вы частенько замечали: нашего аналога на прилавке нет, а импортных — сколько угодно. Хорошо ли все это и способствует ли снижению импорта?

На коллегии услышала впечатляющие цифры: если в 2009 году страна ввезла потребительских товаров на 4,6 миллиарда долларов, то в минувшем — на 7 миллиардов! Как выход предприятия торговли предложили отечественной промышленности освоить выпуск, привлечь инвестора или организовать СП с импортерами 512 товаров критического импорта. Освоено 79, и еще вопрос, как. Тем не менее, подчеркнул вице–премьер Сергей Румас, развитие собственных торговых марок и организация лицензионного выпуска продукции мировых брэндов у нас — важная стратегическая задача на нынешний год. Он признал также, что "нет иного выбора, как постепенно повышать цены до уровня, обеспечивающего рентабельность товаров на внутреннем рынке". В противном случае дефицита самых ходовых отечественных товаров и ввоза аналогов из–за рубежа нам не избежать.

А еще Минторг собирается навести порядок с распродажами, которые сети и магазины проводят кому как вздумается. Хотя в Европе на сей счет уже давно отработано четкое законодательство: когда проводить и на сколько снижать цены. Немаловажно усилить защиту прав потребителей. Сейчас как раз готовится проект изменений в закон. Насколько он актуален, говорят итоги проверки магазинов Комитетом госконтроля: в двух из трех обнаружены просроченные товары, в каждом втором — недостоверная или неполная информация об изделиях и каждый третий не соблюдал санитарные нормы.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-10%
-10%
-25%
-20%
-25%
-20%
-20%
-40%
-30%
-40%
0058043