Публичный счет


Алексей Орешко,

В Беларуси планируется создание единой централизованной системы сбора платы за проезд по республиканским автодорогам. Об этом сообщил 7 февраля на пресс-конференции в Минске начальник управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев.

"Принципиальное решение о создании такой системы принято, и оно сейчас реализовывается. Ведутся переговоры с производителями таких систем, которые говорят о возможности привлечения собственных ресурсов для строительства такой системы с возвратом вложенных денег как процента от сбора платы. То есть на бюджет нагрузки в этом случае не будет", — отметил представитель Белавтодора.

Причем, продолжил Головнев, сбор платы будет не с применением шлагбаумов, а при помощи электронной системы, которая позволяет при проезде через специальные ворота с помощью датчиков считывать с бортового устройства на автомобиле данные о пройденном километраже и выставлять плату.

Плата за пользование автодорогами предусматривается как источник развития дорожной сети в стране, подчеркнул Головнев.

По его словам, обсуждается введение платы за проезд по автодорогам, реконструированным по параметрам первой категории с доведением до четырех полос.

В частности, совместный со Всемирным банком проект реконструкции трассы М4 "Минск - Могилев" на участке Пуховичи - Бобруйск предусматривает плату как источник возврата белорусской стороной заемных средств.

Плата будет введена для всех транспортных средств общей массой свыше 3,5 тонны.

Вместе с тем Головнев отметил, что для легковых автомобилей окончательного решения, будут ли дороги платными, пока не принято.

"Для иностранных — да, будут, а что касается белорусских автолюбителей и участников Таможенного союза, этот вопрос еще не решен", — сказал представитель Белавтодора.

Представитель Белавтодора подчеркнул, что опыт платной автодороги М1-Е30 показывает достаточную эффективность "даже в половинчатом виде", когда все легковые автомобили из стран Таможенного союза сейчас за дорогу не платят, а это две трети участников движения.

"Даже при этом сбор платы с дороги М1 в настоящее время больше, чем мы тратим на ее содержание", — подчеркнул Головнев.

По словам Александра Головнева, республиканские дороги, не имеющие статуса магистральных, находятся в состоянии, близком к критическому.

"Если еще три-четыре года назад я гордился белорусскими дорогами, то сейчас этого уже не могу сказать. Ну, если только сравнивать с какими-то отсталыми регионами России. Польша уже начинает уходить вперед", — констатировал представитель дорожного департамента.

Он отметил, что только лишь ямочный ремонт не решает проблемы восстановления изношенных дорожных покрытий. "Если магистральные дороги еще в более-менее приличном состоянии, то трассы, соединяющие областные и районные центры, находятся в состоянии, близком к критическому. Когда на них 20-30 лет не делался ремонт, а только ямочный — сами понимаете, что эта дорога долго не проживет", — сказал Головнев.

"Недоремонты вызваны хроническим недофинансированием", — подчеркнул он.

По данным Белавтодора, в настоящее время значительная часть республиканских дорог эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками. Это означает, что не обеспечивается восстановление ежегодного износа, что, в свою очередь, ведет к разрушению дорожных покрытий. Полная потребность в ремонтах на республиканских дорогах составляет 6,6 тыс. км, или 43% от их общей протяженности. На эти цели необходимо направить около 4 трлн рублей.

Однако в целом в этом году на дорожные работы планируется направить около 3,6 трлн рублей. При этом большая часть этих средств уйдет на строительство и реконструкцию трасс, капремонт, а также на содержание дорог. В связи с этим в нынешнем году отремонтируют только 934 км республиканских дорог.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-52%
-15%
-40%
-50%
-50%
-35%
-20%
-50%
-20%
0058043