Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  2. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  3. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  4. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  5. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  6. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  7. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  8. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  9. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  10. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  11. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  12. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  13. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  14. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  15. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  16. Что сейчас происходит между Россией и Украиной и при чем тут Беларусь: поясняем простыми словами
  17. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  18. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  19. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  20. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  21. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  22. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  23. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  24. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  25. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  26. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  27. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  28. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  29. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  30. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
реклама


Татьяна КОЗЛОВА,

В ближайшие 2—3 года тенденция перехода на собственные торговые марки (СТМ), или "private labels", станет для розницы одной из ключевых, утверждают эксперты. И хотя в Беларуси доля товаров, продаваемых под "именем собственным", едва ли достигает 1 %, но к общемировому тренду, видимо, придется подтянуться и нашим участникам рынка. Явление, которое в момент его зарождения назвали "убийцей брендов", сегодня настойчиво доказывает свое право на существование и в нашей стране.

На полках магазинов товары с сетевым лейблом можно увидеть все чаще. Например, в таких странах, как Великобритания, Швеция, Франция, Германия, Испания, доля такой продукции может доходить до 50 %. А в отдельных гипер- и супермаркетах ассортимент под "private labels" составляет более 90 %. Что касается наших ближайших соседей, то в выручке наиболее крупных торговых сетей России доля СТМ колеблется на уровне 10—15 %, а где-то и перешагивает отметку в 20 %.

В чем же интерес отечественных ретейлеров? Прежде всего стратегия развития собственного бренда помогает значительно снизить цены. Как утверждают исследователи, современный потребитель при выборе товара все меньше ориентируется на торговую марку и склонен к так называемым разумным покупкам, когда за меньшие деньги он получает качественный товар. Торговля тоже внакладе не остается: как правило, под СТМ реализуются высокоприбыльные и быстрооборачиваемые товары. Одно из условий — продажи по той или иной категории должны перешагнуть за определенную отметку товарооборота, чтобы игра действительно стоила свеч. В то же время важно сделать ставку на правильный товар. Как показывает практика, воспитание потребителя собственным брендом ретейлеры начинают с низкобрендированных категорий, например с бакалеи или хлебобулочных изделий. И если жители Европы в большей степени доверяют торговле, то россияне, например, избегают покупать "private labels" во многих категориях товаров. Как показывают опросы, многие потребители в России считают, что продукт под СТМ производится в каком-то небольшом подсобном цехе торгового предприятия. А значит, его качество по сравнению с заводским не выдерживает конкуренции.

На самом деле товары под "private labels" выпускают компании-производители, с которыми ретейлеры заключают соответствующие соглашения. Самое главное для последних — найти такого поставщика, который сможет предложить товар необходимого качества по требуемым ценам. "Для производителя такое сотрудничество выгодно тем, что позволяет загрузить мощности, обеспечить гарантированный сбыт при полном отсутствии маркетинговых расходов", — объясняет руководитель сектора СТМ ООО "Евроторг" Валерий Савицкий. Однако, по признанию специалиста, большинство белорусских компаний имеет слабое представление о том, что такое "собственная торговая марка" и какие возможности для развития бизнеса дает это направление. С одной стороны, есть новое оборудование и незадействованные мощности, с другой — на переговоры и организацию выпуска СТМ может быть потрачено немало времени и усилий. И ретейлер тоже задумывается, есть ли выгода в таком партнерстве. Кроме того, существует риск, что предприятие не обеспечит заявленный уровень качества, что нанесет урон торговой марке сети. Могут возникнуть проблемы с объемами поставок и с невозможностью удержать цены на зафиксированном в договоре уровне.

Эксперты расходятся в оценках, что же такое СТМ для производителя — благо или угроза для бизнеса. Несмотря на все очевидные плюсы, опасность потерять собственное "лицо" действительно существует. Одни специалисты поясняют, что товар той же ассортиментной группы будет продаваться в сети по заведомо более низкой цене, что создаст конкуренцию собственному бренду производителя. Оппоненты утверждают, что опасность таких ценовых разбежек несколько преувеличена: все-таки СТМ и бренды производителей воспринимаются потребителем по-разному, а продовольственные рынки продолжают оставаться достаточно брендовыми. И, несмотря на раскрутку собственных торговых марок, ретейлеры в ближайшее время вряд ли откажутся от товаров под хорошо раскрученными торговыми марками. Подобные споры, конечно, не сближают всех заинтересованных участников процесса, но искать компромисс им все-таки придется. Что ни говори, но убедительное продвижение идеи СТМ во всем мире заставляет производителей быть более сговорчивыми.

Свою лепту в дискуссию по поводу "private labels" внес и экономический кризис, который вынуждает потребителей снижать свои расходы. А товары под брендами сетей, в стоимости которых издержки на рекламу сведены к минимуму, должны быть дешевле. Так, собственно, и происходит: например, в большинстве европейских стран цена на продукты под СТМ, как правило, на 20—30 % ниже брендированных. И по этому пути в ближайшие несколько лет будет идти и Беларусь, прогнозируют эксперты.

Ресурс количественного роста для отечественного рынка, учитывая низкую долю СТМ-продуктов в торговле, очень высок. Более развитым в этом смысле российскому и украинскому рынкам тоже пока уготован экстенсивный сценарий, считают специалисты. В то же время с ростом объемов продаж товаров под "private labels" происходят качественные изменения как по отдельным товарным группам, так и в целом по рынку. Как свидетельствует мировой опыт, если в начале это дешевая альтернатива более популярным брендам, то со временем цена перестает быть основным конкурентным преимуществом. Розничные сети начинают развивать товары СТМ для всех ценовых категорий, создавая в том числе и уникальные продукты. Например, ряд западных сетей представляет линейки здорового питания и экологически чистых продуктов. Кроме того, в некоторых странах можно наблюдать, что сети берут на себя инициативу по внедрению инновационных товаров, еще не освоенных производителями.

Производителям, которые не хотят попадать в брендозависимость от сетей, остается только развивать собственную торговую марку. Согласно теоретическим выкладкам, компании, которые находятся на вершине топ-рейтинга в своем сегменте рынка, могут игнорировать предложение торговли "подсесть" на "private labels". Однако на практике они нередко проявляют к такому сотрудничеству большой интерес. В частности, для белорусских производителей это относительно простой способ попасть на полки российских супермаркетов. 
-70%
-10%
-12%
-10%
-10%
-35%
-10%
-20%
-10%