КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Проще простого под 15%
МТБанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
17%
На мечты
Евроторгинвестбанк
19%

Все кредиты

Капитальный
Банк Москва-Минск
19%
Цептер Соната
Цептер Банк
19%
Цептер Этюд
Цептер Банк
17%

Все вклады

Публичный счет


Беларусь не готова взять на себя ограничения по уровню инфляции и государственного долга с 2013 года, как это подразумевают документы Единого экономического пространства. Об этом шла речь в конференц-зале "СБ", материалы которого газета публикует сегодня. Заведующий отделом макроэкономического регулирования и развития бизнеса Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук Александр Лученок считает, что введение ограничений по госдолгу и темпам инфляции было бы разумно перенести на 2017 год.
Вот какой диалог состоялся между А. Лученком и заместителем министра экономики Антоном Кудасовым.

А. Кудасов: Несколько слов о сути этого проекта (ЕЭП). Сегодня он имеет под собой пакет из 17 соглашений, имеющих форму международного договора. Это пока еще в большей степени рамочные соглашения, определяющие только направления развития сотрудничества. Над которыми предстоит очень серьезно поработать на межгосударственном уровне.
Другое дело, что можно говорить о некоем прототипе этого союза. Да, Европейский союз сегодня являет собой образец самой глубокой степени интеграции в современном мире. Прототип, который договорились взять за основу. Не потому, что мы договорились создать второй Евросоюз, а потому, что это пример наилучших практик.
Но при этом я хотел бы отметить, что с точки зрения экономики мы не периферия Евросоюзу. По сумме наш ВВП сегодня пятый в мире. Впереди только США, Китай, Япония и Индия.

А. Лученок: Наш ВВП по паритету покупательной способности составляет только 4,3% от ВВП трех союзных стран. Казахский - только 6,3%, российский - 89,4%. Так что лучше говорить о ВВП России.

А. Кудасов: Я имею в виду сумму производимого продукта трех стран ЕЭП. Поэтому я считаю, что Путин совершенно прав, говоря об очень серьезном потенциале ЕЭП. Главное, чтобы политика не обгоняла реальные экономические процессы.

А. Лученок:
Что касается 17 подписанных соглашений ЕЭП. Да, здесь мы имеем довольно-таки ощутимую выгоду. Но это сегодня. А что будет завтра? Как отразятся принимаемые решения по созданию Единого экономического пространства на Беларуси?
Посмотрим, какие нормативные требования по макроэкономической политике стран заложены в этих соглашениях. Например, то, что темпы инфляции в Беларуси не могут быть выше, чем на 5% инфляции в России и Казахстане. По показателям прошлого года, у нас она не должна быть более 12%. А была более ста процентов. Величина госдолга не может превышать 50% ВВП. По моим подсчетам, госдолг за 9 месяцев прошлого года без учета обязательств Нацбанка уже несколько превысил этот норматив. Хорошо еще, что эти пункты соглашений пока не действуют. Кроме того, пока не прописаны и санкции за нарушения этих требований.

А. Кудасов: Эти обязательства вступают в силу с 2013 года.
 
А. Лученок: Но проблема в том, что Россия и Казахстан - сырьевые страны и могут решать свои проблемы увеличением поставок энергоносителей и других природных ресурсов. У нас есть только существенные запасы калийных удобрений, которых мы в прошлом году продали на 3,4 млрд долларов, чего явно недостаточно для решения наших экономических проблем. Поэтому мы вынуждены гибко использовать инструменты макроэкономического регулирования, а подписанные соглашения нас фактически лишают такой возможности. Поэтому считаю, что введение ограничений по использованию инструментов макроэкономического регулирования целесообразно отнести на более поздний период времени. Например, разрешили же Беларуси сохранить обязательную продажу валюты до 2017 года. Вот и введение ограничений по госдолгу и темпам инфляции было бы разумно приурочить к тому же году.