Публичный счет


Сергей Жбанов,

gdb.rferl.org
gdb.rferl.org
Роман Бродов, начальник главного управления внешнеэкономической политики Минэкономики, оценивая внешнеторговые перспективы Беларуси в текущем году, не преминул напомнить о том, что в 2011 г. жители Беларуси ввезли легковых автомобилей на сумму более $2 млрд, а вывезли на $1 млрд.
 
Этим воспоминаниям Бродов предался не ради праздного любопытства. Государственный эксперт оценил подобную частную внешнеторговую активность как фактор, негативно повлиявший на экономическую ситуацию в стране, поскольку население в I полугодии потратило на эти цели "более $2 млрд", а вернуло в страну (за счет реэкспорта) во II полугодии чуть более $1 млрд. Кроме того, граждане занимались неорганизованным вывозом из страны продовольствия и топлива, что и дестабилизировало ситуацию на внутреннем рынке потребительских товаров.
 
Но нанесенный родине ущерб можно подсчитать и точнее. По данным таможенной статистики, в 2011 г. импорт легковых автомобилей составил $2,635 млрд, а ввоз - около $1,25 млрд. Таким образом, отрицательное сальдо по этой группе товаров составило почти $1,4 млрд. Вот эта сумма, по определению Александра Лукашенко, и "спровоцировала" девальвацию национальной валюты. В прошлом году президент стал первым, кто публично обвинил население в обвале внутреннего валютного рынка. По его оценке, население ради покупки автомобилей за рубежом вывезло $3 млрд. "Это те три миллиарда, которых нам, кстати, и не хватило", - заявил Лукашенко, объясняя причины очередной девальвации белорусского рубля.
 
Но размер ущерба, якобы нанесенного стране автолюбителями, главой государства был несколько преувеличен. Минувшей осенью президент уже не обвинял в мелком вредительстве белорусских авточелноков, а решил, что проблемы, с которыми столкнулась страна, на 90% спровоцированы извне. "В текущем году возникли определенные трудности в валютно-финансовой сфере, которые, к слову сказать, на 90% были спровоцированы извне", - заявил Лукашенко в октябре прошлого года.
Первым в президентском списке внешних вредителей значилась Россия, поднявшая за последние пять лет цены на энергоносители в 5 раз. Потом Москва в рамках Таможенного союза протащила законопроект, вынудивший Минск поднять ввозные пошлины на автомобили до российского уровня. И наконец, виноватыми оказались "российские СМИ и чиновники, которых уже нет, которые создавали ажиотаж своими заявлениями".
 
На сегодняшний день наиболее продвинутую позицию в оценке причин кризиса продемонстрировал первый вице-премьер Владимир Семашко, в качестве причин кризиса назвавший не только рост цен на энергоносители, но и "несоразмерный рост зарплаты": "Это вопрос с опережением темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда. Вы помните, как мы подняли зарплату в конце 2010 г. Произошел перекос, и он был катализатором кризиса". А мы-то наивно думали, что в качестве "катализатора" выступили автомобилисты - валютные террористы.
 
Однако существует документ, подтверждающий, что белорусские валютные проблемы были вполне предсказуемы. Во всяком случае, правительство еще за полгода до начала валютного кризиса решило с помощью привлеченного российского кредита пополнить золотовалютные резервы. Об этом свидетельствует белорусская заявка на получение кредита в $2 млрд, направленная Минфином РБ в Антикризисный фонд ЕврАзЭС (депеша под номером 12-1-21/392 датирована 22 октября 2010 г.).
Подписавший заявку министр финансов Андрей Харковец обосновал необходимость срочного (уже в ноябре) выделения кредита "потребностью в средствах бюджета для покрытия дефицита текущего счета на период, необходимый для осуществления макроэкономической корректировки и адаптации экономики к новым условиям функционирования, а также для поддержания международных резервных активов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность государства".
 
Вот в чём, оказывается, была проблема - в острой нехватке "международных резервных активов, обеспечивающих экономическую безопасность государства". На момент подготовки заявки золотовалютные резервы страны (ЗВР) обеспечивали лишь 1,5 месяца критического импорта вместо требуемых (по международному нормативу) 3 месяцев. И к июню 2011 г. величина ЗВР упала до уровня 0,93 месяца. Это значит, что если бы страна имела нормальные международные резервы, то спрос на валюту, предъявленный автомобилистами-челноками, не смог бы спровоцировать девальвацию. Но Беларусь страдает от внешнеторговой разбалансированности и дефицита платежного баланса еще со дня обретения независимости. И вот уже более 20 лет страна движется от одной девальвации национальной валюты к другой, что весьма бесстрастно характеризует качество экономической политики, проводимой властями.
 
Но на этот раз чиновник из Минэкономики Роман Бродов обнадежил: "Текущий год мы видим в условиях сохранения тренда на внутреннюю балансировку. При такой экономической политике для поддержания конкурентоспособности экспорта в 2012 г. ослабление курса не требуется". Значит, в этом году Минэкономики девальвации не обещает. И на том спасибо.
 
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-50%
-35%
-10%
-20%
-20%
-44%
-20%
-50%
-35%
0058043