108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  2. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  3. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  4. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  5. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  6. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  7. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  8. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  9. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  10. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  11. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  12. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  13. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  14. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  15. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  16. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  17. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  18. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  19. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  20. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  21. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  22. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  23. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  24. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  25. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  26. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  27. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  28. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  29. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  30. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
реклама


Сергей Жбанов,

gdb.rferl.org
gdb.rferl.org
Роман Бродов, начальник главного управления внешнеэкономической политики Минэкономики, оценивая внешнеторговые перспективы Беларуси в текущем году, не преминул напомнить о том, что в 2011 г. жители Беларуси ввезли легковых автомобилей на сумму более $2 млрд, а вывезли на $1 млрд.
 
Этим воспоминаниям Бродов предался не ради праздного любопытства. Государственный эксперт оценил подобную частную внешнеторговую активность как фактор, негативно повлиявший на экономическую ситуацию в стране, поскольку население в I полугодии потратило на эти цели "более $2 млрд", а вернуло в страну (за счет реэкспорта) во II полугодии чуть более $1 млрд. Кроме того, граждане занимались неорганизованным вывозом из страны продовольствия и топлива, что и дестабилизировало ситуацию на внутреннем рынке потребительских товаров.
 
Но нанесенный родине ущерб можно подсчитать и точнее. По данным таможенной статистики, в 2011 г. импорт легковых автомобилей составил $2,635 млрд, а ввоз - около $1,25 млрд. Таким образом, отрицательное сальдо по этой группе товаров составило почти $1,4 млрд. Вот эта сумма, по определению Александра Лукашенко, и "спровоцировала" девальвацию национальной валюты. В прошлом году президент стал первым, кто публично обвинил население в обвале внутреннего валютного рынка. По его оценке, население ради покупки автомобилей за рубежом вывезло $3 млрд. "Это те три миллиарда, которых нам, кстати, и не хватило", - заявил Лукашенко, объясняя причины очередной девальвации белорусского рубля.
 
Но размер ущерба, якобы нанесенного стране автолюбителями, главой государства был несколько преувеличен. Минувшей осенью президент уже не обвинял в мелком вредительстве белорусских авточелноков, а решил, что проблемы, с которыми столкнулась страна, на 90% спровоцированы извне. "В текущем году возникли определенные трудности в валютно-финансовой сфере, которые, к слову сказать, на 90% были спровоцированы извне", - заявил Лукашенко в октябре прошлого года.
Первым в президентском списке внешних вредителей значилась Россия, поднявшая за последние пять лет цены на энергоносители в 5 раз. Потом Москва в рамках Таможенного союза протащила законопроект, вынудивший Минск поднять ввозные пошлины на автомобили до российского уровня. И наконец, виноватыми оказались "российские СМИ и чиновники, которых уже нет, которые создавали ажиотаж своими заявлениями".
 
На сегодняшний день наиболее продвинутую позицию в оценке причин кризиса продемонстрировал первый вице-премьер Владимир Семашко, в качестве причин кризиса назвавший не только рост цен на энергоносители, но и "несоразмерный рост зарплаты": "Это вопрос с опережением темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда. Вы помните, как мы подняли зарплату в конце 2010 г. Произошел перекос, и он был катализатором кризиса". А мы-то наивно думали, что в качестве "катализатора" выступили автомобилисты - валютные террористы.
 
Однако существует документ, подтверждающий, что белорусские валютные проблемы были вполне предсказуемы. Во всяком случае, правительство еще за полгода до начала валютного кризиса решило с помощью привлеченного российского кредита пополнить золотовалютные резервы. Об этом свидетельствует белорусская заявка на получение кредита в $2 млрд, направленная Минфином РБ в Антикризисный фонд ЕврАзЭС (депеша под номером 12-1-21/392 датирована 22 октября 2010 г.).
Подписавший заявку министр финансов Андрей Харковец обосновал необходимость срочного (уже в ноябре) выделения кредита "потребностью в средствах бюджета для покрытия дефицита текущего счета на период, необходимый для осуществления макроэкономической корректировки и адаптации экономики к новым условиям функционирования, а также для поддержания международных резервных активов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность государства".
 
Вот в чём, оказывается, была проблема - в острой нехватке "международных резервных активов, обеспечивающих экономическую безопасность государства". На момент подготовки заявки золотовалютные резервы страны (ЗВР) обеспечивали лишь 1,5 месяца критического импорта вместо требуемых (по международному нормативу) 3 месяцев. И к июню 2011 г. величина ЗВР упала до уровня 0,93 месяца. Это значит, что если бы страна имела нормальные международные резервы, то спрос на валюту, предъявленный автомобилистами-челноками, не смог бы спровоцировать девальвацию. Но Беларусь страдает от внешнеторговой разбалансированности и дефицита платежного баланса еще со дня обретения независимости. И вот уже более 20 лет страна движется от одной девальвации национальной валюты к другой, что весьма бесстрастно характеризует качество экономической политики, проводимой властями.
 
Но на этот раз чиновник из Минэкономики Роман Бродов обнадежил: "Текущий год мы видим в условиях сохранения тренда на внутреннюю балансировку. При такой экономической политике для поддержания конкурентоспособности экспорта в 2012 г. ослабление курса не требуется". Значит, в этом году Минэкономики девальвации не обещает. И на том спасибо.
 
-20%
-10%
-50%
-10%
-20%
-10%