100 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  2. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  3. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  4. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  5. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  6. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  7. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  8. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  9. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  10. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  11. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  12. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  13. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  14. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  15. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  16. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  17. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  18. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  19. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  20. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  21. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  22. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  23. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  24. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  25. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  26. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  27. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  28. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  29. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  30. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
реклама


Дмитрий Заяц,

liveinternet.ru
liveinternet.ru
Рекламный рынок Беларуси в прошлом году сократился почти на треть. По данным агентства ZenithOptimedia, объём рекламного рынка Беларуси снизился в 2011 году до 66,7 млн долларов (против почти 100 млн долларов в 2010-м) и на этом уровне, судя по прогнозу, останется в нынешнем году. Эксперты рынка констатируют, что сегодня рекламодатели сдерживают свою рекламную активность. У всех в памяти кризис прошлого года.

Бюджеты не растут
По данным ZenithOptimedia, рекламный рынок Беларуси до 2011 года устойчиво рос. Некоторые колебания произошли в 2009 году, но то было ожидаемо — страна переживала последствия мирового кризиса. В 2010 году, а затем и в начале 2011-го рекламный рынок Беларуси наращивал свои объемы.

"Первый квартал 2011 года был сверхуспешным для рекламного рынка Беларуси. В тот период рост рынка по сравнению с аналогичным временным отрезком 2010 года достигал 20-25%", — вспоминает директор рекламного холдинга SMG Belarus Петр Попелушко.
Однако потом в белорусской экономике начались неприятности, которые моментально отразились на развитии рынка рекламы.

"Рекламная активность с мая до осени прошлого года была фактически заморожена. Лишь с октября 2011 года, когда стабилизировался курс, активность рекламодателей стала расти", — констатирует руководитель интернет-проекта Marketing.by Сергей Скороход.
В связи с кризисными явлениями в экономике объём рекламного рынка в Беларуси снизился в 2011-м на 32% по сравнению с 2010-м — до 66,7 млн долларов против 97,7 млн долларов в позапрошлом году.

Объём рекламного рынка Беларуси в 2004-2011 гг.,
прогноз на 2012-2014 гг. (млн долл.)


Источник: ZenithOptimedia

В 2011 году больше всего сократился объём рекламы в прессе (‐36%) и на ТВ (‐34%). Меньше всего, по данным ZenithOptimedia, сжался рынок интернет‐рекламы (‐16%).
В 2012-м, прогнозируют эксперты, объём рекламного рынка сохранится примерно на уровне прошлого года и составит 67,1 млн долларов. Медиадиректор ZenithOptimedia Belarus Елена Коннова отмечает, что рекламодатели пока не склонны увеличивать свои рекламные бюджеты.
"Скорее всего, по сравнению с прошлым годом рекламные бюджеты расти не будут. Сейлсхаузы, владельцы основных медиаканалов пока не видят большой динамики", — говорит Елена Коннова.

Рекламодатели боятся повторения пройденного
Участники рынка говорят, что прошлый год серьезно повлиял на поведение рекламодателей.
"Все рекламодатели, если говорить о заключении контрактов, стали себя очень осторожно вести в плане декларирования рекламных бюджетов. Сейчас проявляется такая тенденция, что международные компании, которые работают на белорусском рынке, устанавливают свои рекламные бюджеты на минимальной отметке", — констатирует Петр Попелушко.

Эксперт считает такое поведение рекламодателей следствием прошлогодних событий. В 2011 году белорусские компании, когда грянул кризис, захотели пересмотреть свои долгосрочные контракты с рекламными площадками, однако сделать это оказалось непросто.
"Медиаканалы далеко не всегда шли навстречу рекламодателям. Поэтому последние сегодня осторожничают, заявляют бюджеты по минимуму", — говорит Попелушко.

Осторожность в действиях рекламодателей выражается сегодня и в том, что они предпочитают планировать свою рекламную активность на короткий срок.
"Количество клиентов, которые озвучивают годовые планы, сократилось. Некоторые компании перешли на ежемесячное планирование, другие — на квартальное, кто-то планирует на полгода. Рекламодатели занимают выжидательную позицию. Пока сложно сказать, как будет развиваться потребительский рынок, и эта неопределенность влияет на поведение рекламодателей", — считает Елена Коннова.

По мнению наблюдателей, активность рекламодателей сдерживает экономическая неопределенность, которая сохраняется в стране.
"Несмотря на укрепление курса белорусского рубля, в бизнес-среде витает опасение того, что проблемы в экономике в той или иной степени могут повториться. Существует мнение, что планы по росту ВВП, не подкрепленные реформами в экономике, могут вновь привести к дестабилизации ситуации", — отмечает Скороход.

Надежда на экономическую стабильность
Однако если худшие прогнозы не сбудутся, эксперты прогнозируют повышение рекламной активности во второй половине года.
"Если экономическая ситуация будет стабильной, то объём рекламного рынка явно превысит те 67 млн долларов, которые прогнозируются сегодня", — полагает Сергей Скороход.

Хотелось бы верить, говорит Петр Попелушко, что события будут развиваться в позитивном ключе.
"Судя по отчетам правительства, средняя зарплата у нас растет, а курс рубля укрепляется. Хочется верить, что на фоне увеличения доходов населения продажи наших клиентов будут расти, а соответственно и их рекламные бюджеты", — говорит Попелушко.

Период с сентября по декабрь, напоминает Елена Коннова, собирает ежегодно около 60% рекламных денег. "Если к тому времени ситуация в экономике будет оставаться стабильной, то возможен рост рекламного рынка в этом году на 5-7%", — полагает медиадиректор ZenithOptimedia Belarus.

Другое дело, что даже с такими показателями роста рекламный рынок еще нескоро сможет вернуться на докризисный уровень. Тут важно отметить и другой момент: даже в докризисные времена оборот рекламного рынка Беларуси был невелик. Это наглядно видно, сравнивая показатели нашей страны с другими государствами.

Рекламные расходы на душу населения (в долл.)

Источник: ZenithOptimedia

Как видим, по величине рекламных расходов в расчете на душу населения Беларусь заметно отстает от соседних стран. Прошлогодний кризис лишь еще больше закрепил аутсайдерские позиции Беларуси. Профильные эксперты говорят, что существующий объём рекламного рынка — точное отражение привлекательности нашей страны для инвесторов. 

 

 

-5%
-30%
-10%
-20%
-30%
-10%
-70%
-10%
-50%
-20%