Личный счет


Дмитрий Бобков,

article.techlabs.by
article.techlabs.by
Положить деньги на банковский карт-счет через платежный терминал, оплатить авиабилеты, забронировать гостиницу – и приятный отдых гарантирован. Так должно быть. Но на практике в этой простой цепочке бывают сбои. Из-за возникших проблем с платежно-справочным терминалом минчанин Леонид Дроздов не только не смог улететь на отдых в Израиль, но и вовсе на несколько дней лишился своих денег. Мы выясняли, как вести себя в случаях, когда техника дает сбой.

- У меня просто катастрофическая ситуация в жизни, - в редакцию нашего портала обратился раздосадованный читатель Леонид Дроздов. – Положил через платежный терминал Приорбанка сбережения,10,5 миллиона рублей, на свой карт-счет в этом же банке. Деньги до сих пор не зачислены. Никто на мои просьбы и заявления не реагирует. С руководством банка связать меня отказываются. Написал три жалобы в книгу замечаний и предложений, отправил два электронных обращения на адрес банка. Никакого официального ответа до сих пор не получил. Ощущаю себя идиотом…
 
Этот инцидент произошел в пятницу 2 марта. При этом провести инкассацию сотрудники филиала коммерческого банка, по словам Дроздова, пообещали только после продолжительных мартовских праздников, то есть к 11 марта. Но такой вариант минчанина не устраивал. Ему нужно было срочно оплатить авиабилеты… К тому же Дроздов не забронировал себе отель на Мертвом море.
 
- Попросил работников филиала банка вскрыть терминал, чтобы убедиться в том, что в нем лежат лишние деньги. Но получил отказ, - жаловался Дроздов. - Два сотрудника банка видели, как я вносил деньги. Это зафиксировала и видеокамера. Тем более терминал выдал чек о внесении денег. Так почему мне не вернули деньги в тот же день? Непонятно. Только лишь сняли копию чека и пообещали разобраться.
 
Чек Леонида Дроздова
Почему мужчина выбрал такой способ пополнить свой карт-счет? Накануне он попал в неприятную ситуацию. Пополнил свой карт-счет через кассу банка, но деньги пришли не сразу, о чем Дроздов узнал в магазине. Пришлось, краснея и оправдываясь, выкладывать товар назад. Вот и решил, что через платежно-справочный терминал деньги придут быстрее. Но… Не получилось.
 
Леонид Дроздов решил действовать решительно: понес заявление в РОВД Заводского района Минска. Здесь ему посоветовали повременить, подождать немного, может "зависшие" деньги в скором времени найдутся. Так и случилось: уже в понедельник, 5 марта, миллионы пришли на карт-счет.
 
И хотя "пропажа" нашлась, вопросов осталось много. Как долго обычно рассматриваются подобные ситуации? Ведь изначально Дроздову пообещали вернуть деньги только после мартовских праздников. Хорошо, что вернули раньше. Но странная ситуация получается. Если, к примеру, клиент банка, взявший кредит, хотя бы на день просрочит выплату денег, сразу будет начислена пеня. А если у того же клиента платежный терминал изымет деньги при зачислении на карт-счет, то никаких компенсаций после "разберемся после выходных" ему не полагается?
 
Какими документами регулируются отношения клиента и банка при совершении операции через платежно-справочный терминал? Как стало возможным, что деньги не поступили на карт-счет? Часто ли происходят подобные сбои в работе терминалов? Что делать клиентам, если они попали в подобные ситуации, как Леонид Дроздов? Все эти вопросы мы адресовали в отдел маркетинга и общественных связей Приорбанка еще 5 марта, однако у специалистов банка долго не получалось ответить на них.
 
Чтобы оперативно получить ответы на интересующие вопросы, мы обратились в пресс-службу Нацбанка, где нам рекомендовали обратиться либо в Приорбанк, либо в ОАО "Банковский процессинговый центр", который "оказывает полный комплекс услуг в области информационно-технологического обеспечения безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек системы "БелКарт" и международных систем VISA, MasterCard WorldWide и American Express Limited на территории Беларуси". Но в центре нам объяснили, что у Приорбанка собственный процессинговый центр, поэтому непосредственно в этот банк и нужно обращаться за комментариями.
 
Наконец, 21 марта нам удалось получить разъяснения специалистов Приорбанка. На вопросы ответили заместитель директора департамента электронных каналов сопровождения и продаж Валерий Бойко и директор департамента процессинга операций физических лиц Дмитрий Мазовка.
 
"Если внесенные через платежно-справочный терминал деньги зачисляются на карточку, то эта операция регулируется договором карт-счета и правилами пользования банковской карточкой. При этом при сбое в работе ПСТ не существует конкретных сроков рассмотрения заявлений клиентов. Теоретически они могут рассматриваться от одного дня до нескольких недель. Но мы дорожим своими клиентами, поэтому стараемся рассматривать подобные заявления как можно быстрее. При этом нужно понимать, что на процесс возвращения денег требуется определенное время. Для начала нужно провести инкассацию ПСТ, пересчитать денежную наличность в устройстве и снять электронные логи. И только после этого сравнить результаты. И нам не всегда удается ускорить этот процесс по ряду объективных причин. К примеру, за услугами инкассации мы обращаемся в другие банки. Как быть клиенту, попавшему в подобную ситуацию? Сначала нужно убедиться, что деньги действительно не поступили на карт-счет. Средства могут быть зачислены не сразу, а спустя 10-20 минут. Только после этого нужно написать заявление в любом центре банковских услуг банка. И ждать ответа банка. О состоянии рассмотрения заявления можно узнать, позвонив в наш колл-центр по номеру 487".
 
Специалисты банка привели статистику. За январь - февраль этого года было совершено 180 тысяч операций, связанных с зачислением наличных денег через ПСТ. При этом произошло 50 сбоев. Как это стало возможным? Нам объяснили: в момент, когда клиент уже внес деньги в ПСТ, пропадает связь с банком, поэтому средства и не поступают на карт-счет.
 
Комментарий
А что думают по этому поводу в Белорусском обществе защиты прав потребителей?
- Леонид Дроздов правильно поступил, что написал заявление в банк, сделал записи в книге жалоб и предложений и снял копию чека о внесении денег. Именно так и следует поступать в подобных ситуациях, - отметила председатель Белорусского общества защиты прав потребителей Анна Суша, добавив, что в ее организацию пока еще ни разу не обращались граждане с жалобами на проблемы в работе банковских платежно-справочных терминалов. Собеседница также уточняет: - Теперь пострадавший минчанин может подумать и о том, чтобы подать в суд на банк о возмещении морального ущерба. Он имеет на это полное право.
 
Кстати
О ситуации, похожей на историю Леонида Дроздова, в ЖЖ рассказывает пользователь под ником kvoll_by. По его словам, он пытался зачислить деньги на свой карт-счет через платежно-справочный терминал Приорбанка, но произошел сбой. Пришлось долго побегать, чтобы вернуть деньги.
Следует также отметить, что Приорбанк был первым коммерческим банком в нашей стране, внедрившим платежно-справочный терминал Cash-In. Первое устройство было установлено в марте 2006 года.
Нужные услуги в нужный момент
-40%
-40%
-10%
-35%
-25%
-20%
-20%
-35%
-35%
-10%
0058415