Публичный счет


Дмитрий ЗАЯЦ,

На текущий год правительство поставило амбициозную цель — достичь бездефицитного бюджета. Выполнение этой задачи во многом зависит от величины налоговых поступлений, которые направят в бюджет белорусские предприятия. Интернет-газета Naviny.by решила выяснить, какие компании наполняют казну деньгами и почему после уплаты налогов им не всегда удается зафиксировать прибыль.
 
"Золотые яйца" белорусского бюджета

Данные о величине поступлений в консолидированный бюджет, которые Naviny.by предоставили в Министерстве по налогам и сборам, свидетельствуют о том, что роль Минска в формировании консолидированного бюджета заметно выше, чем других регионов.
 
Инфографика Анатолия Татарчука

В белорусских регионах за наполнение казны отвечают, главным образом, градообразующие предприятия. Крупные промпредприятия, присутствующие в региональных центрах, являются, образно выражаясь, курицами, которые несут для бюджета золотые яйца.

В качестве примера приведем Гомельскую область. На Гомельщине более половины поступлений консолидированного бюджета области дают два района. Плательщики Мозырского района в январе-феврале 2012 г. обеспечили 31,5% поступлений консолидированного бюджета области, а плательщики Железнодорожного района Гомеля — 23%.

Это вполне объяснимо с учетом того, что в названных районах находятся крупные промышленные предприятия. Так, в Мозырском районе расположено 27 промышленных организаций, в том числе восемь предприятий относятся к градообразующим. На территории района, в частности, располагается всем известный Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Железнодорожный район Гомеля, в свою очередь, славится такими промышленными гигантами, как "Гомсельмаш", "Гомельстекло", Гомельский завод литья и нормалей.

Минск также держится отнюдь не на малом и среднем бизнесе, а на крупных предприятиях, которые формируют более 42% доходов столицы.


 Источник: данные МНС за январь-февраль 2012 г.

Однако следует отметить, что по сравнению с прошлым годом в рейтинге крупнейших налогоплательщиков Минска произошли существенные изменения.

Обращает на себя внимание, в частности, тот факт, что в январе-феврале 2012 года в перечень крупнейших налогоплательщиков Минска не попали предприятия связи, а именно — "Белтелеком" и мобильный оператор velcom. Хотя в прошлые годы они регулярно присутствовали в десятке крупнейших доноров столичного бюджета.

По мнению экспертов, произошедшие изменения связаны с тем, что операторы связи ввиду высокой конкуренции не смогли существенно поднять тарифы на оказываемые услуги. Расчеты показывают, что после девальвации тарифы (абонплата) на интернет-услуги оператора velcom выросли на 70-73%, а на голосовые пакеты — на 55-56%. Для сравнения: инфляция за последний год (по состоянию на 1 апреля 2012 года) составила 106,5%.

"Операторы связи столкнулись с высокой конкуренцией и поэтому не смогли повысить тарифы адекватным образом, чтобы компенсировать девальвационные потери. Собственно, с этим и связано произошедшее падение прибыльности операторов связи и их выручки в долларовом выражении. В то же время другие компании, которые продемонстрировали более высокие темпы роста выручки и прибыли, смогли удержаться в первой десятке крупнейших столичных налогоплательщиков", — констатирует аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Нефтегазовая природа белорусских налогов

Обращает на себя внимание тот факт, что энергетический сектор Беларуси, который обеспечивает рост белорусского экспорта, также ответственен и за доходы бюджета. Вот такой вот парадокс: газа своего нет, нефть потребляют наши заводы российскую, а куда ни глянь — всё у нас имеет нефтегазовую природу.

Семь из одиннадцати крупнейших налогоплательщиков Минска работают в энергетическом секторе. Одни занимаются транспортировкой газа ("Белтрансгаз", "Газпром трансгаз Запад"), другие — производством, передачей и распределением энергоресурсов ("Белэнерго"), третьи — торговлей нефтепродуктами ("Лукойл-Белоруссия", "Газпромнефть-Белнефтепродукт", "Трайпл", "Юнивест-М").

"Лукойл-Белоруссия" является вторым по величине налогоплательщиком, который зарегистрирован на территории Минска. В настоящее время предприятие эксплуатирует на территории нашей страны 81 автозаправочную станцию. Как сообщили Naviny.by в ИП "Лукойл-Белоруссия", доля компании по количеству АЗС составляет сегодня 11%, по объему реализации топлива — 18%.

Что касается газотранспортных предприятий, то здесь ситуация следующая. По информации Naviny.by, девальвация увеличила в рублевом выражении налоговую нагрузку на "Белтрансгаз". Если в 2010 году газотранспортное предприятие перечислило в бюджет около 2,8 трлн рублей, то в 2011-м, по имеющей информации, уже 4,8 трлн рублей. По экспертным оценкам, увеличение налоговой нагрузки на "Белтрансгаз" было связано с тем, что в связи с ростом цены на импортируемый газ предприятию пришлось уплачивать более высокий ввозной НДС.

Выполнив обязательства перед государством, у "Белтрансгаза" не осталось денег, чтобы выплатить дивиденды акционерам. Из-за того, что выручка у газотранспортного предприятия была в рублях, а покупать газ приходилось за валюту, "Белтрансгаз" не смог получить прибыль в 2011 году. По информации Naviny.by, предприятие по итогам прошлого года зафиксировало чистый убыток.

Вот ведь как бывает: налоги заплатишь, а сам останешься в минусе…
Нужные услуги в нужный момент
-12%
-50%
-69%
-20%
-25%
-10%
-19%
-20%
-20%
-24%
-20%