КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Публичный счет


На протяжении нескольких лет существует Таможенный союз. Принят ряд документов, определяющих порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. О практике взимания НДС в рамках Таможенного союза и пойдет речь на очередном онлайн-семинаре.

Семинар ведет Новикова Светлана Ивановна - заместитель начальника управления косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Также в семинаре принимают участие специалисты Центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр".
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (30.72 МБ)
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео
 
Cегодня наша встреча посвящена теме взимания косвенных налогов в Таможенном союзе. Партнерами Республики Беларусь по Таможенному союзу является Российская Федерация и Республика Казахстан. Правовые документы в этой сфере – международные договора по косвенным налогам в Таможенном союзе. Основополагающим документом является Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте, импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в Таможенном союзе. Этот документ был подписан Сторонами 25 января 2008 года. В процессе переговоров к этому Соглашению был принят ряд Протоколов, которые были подписаны в декабре 2009 года.
Это три документа, которые регулируют налогообложение, взимание косвенных налогов в такой сфере как торговля товарами, торговля работами, услугами, обмен между налоговыми органами Сторон: Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан информацией о суммах уплаченных налогов в каждом из государств. Эти договора являются международными и имеют приоритет над национальным законодательством.
 
Но, вместе с тем, следует отметить, что для Республики Беларуси и Российской Федерации принцип взимания косвенных налогов, заложенный в Таможенном союзе, является не новым. Мы уже работали по таком принципу с Российской Федерацией по двойственному Соглашению, заключенному между Правительством двух государств с 2005 года. Третьим нашим партнером стала Республика Казахстан. С 5 июля 2010 у нас с ней сняты все таможенные формальности.
 
Есть некоторые различия между документами, которые заключены в рамках Таможенного союза, и тем документом, которым мы руководствовались с 2005 года в торговле с Российской Федерацией.
 
Основополагающий принцип, который заложен в порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключается в следующем. НДС взимается в стране назначения товаров, то есть в стране, куда ввозится товар. НДС взимается по национальной ставке, действующей на территории страны-импортера. Экспортеру - государству, с территории которого вывозится товар, предоставляется нулевая ставка НДС. Это означает осуществление налоговых вычетов в полном объеме у экспортера по реализации этого товара на экспорт. В связи с этим на территории каждого государства-члена Таможенного союза применяются единые национальные ставки НДС, как к отечественным, так и к импортным товарам.
 
Поясню на примере, как работает этот принцип. Допустим, при экспорте в Российскую Федерацию или Республику Казахстан белорусская продукция облагается налогом по нулевой ставке. То есть, отгрузка товара осуществляется по цене, не включающей сумму НДС. Далее, при ввозе этого товара на территорию импортера, то есть на территорию Российской Федерации или Республики Казахстан, импортер уплачивает ввозной НДС по национальной ставке. Сегодня в Российской Федерации – это 18%, а в Республике Казахстан – 12%. И далее при реализации этого товара на территории Российской Федерации товар облагается по ставке 18%, по аналогии с реализацией других российских товаров, произведенных в этой стране. На территории Республики Казахстан при дальнейшей реализации белорусский товар облагается по национальной ставке 12% по аналогии с товарами, произведенными в Республике Казахстан.
 
Если пересмотреть эту ситуацию зеркально, то при экспорте россиянином или казахстанцем своей продукции в Республику Беларусь у них применяется нулевая ставка в Российской Федерации и Республике Казахстан. При ввозе на территорию Беларуси казахстанского или российского товара белорусский импортер уплачивает ввозной НДС по ставке 20%. Дальнейшая реализация этого товара или производство новой продукции из сырья, ввезенного с территории Казахстана либо России, облагается по ставке 20%. Аналогичный подход существует и в государствах ЕС, где тоже нет таможенных формальностей внутри Евросоюза. .
Для применения нулевой ставки НДС и ее отражения в налоговой декларации белорусский экспортер обязательно должен подтвердить факт экспорта товара документально. В Таможенном союзе нет таможенных формальностей (нет таможенного оформления товаров, нет таможенного декларирования товаров), когда товары перемещаются с территории одного государства члена - Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.
В условиях взаимной торговли международными договорами заложена схема подтверждения нулевой ставки НДС, которая использует такой документ, как заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. По своей сути этот документ является инструментом налогового администрирования. Заявление составляется российским или казахстанским импортером, где они указывают реквизиты белорусского контрагента (нашего экспортера), реквизиты договора, заключенного с ним, реквизиты первичных учетных документов, по которым совершалась отгрузка товара и вывоз его с территории Республики Беларусь.
 
Далее, заполнив заявление, российский или казахстанский импортер предоставляет его в налоговый орган. Налоговый орган проставляет соответствующую отметку, что импортером уплачен ввозной НДС. Если российским или казахстанским законодательством предусмотрено освобождение ввезенных товаров, то налоговый орган проставляет отметку о наличии льготы. Далее импортер передает экспортеру бумажное заявление. А электронная версия заявления из налогового органа импортера передается в налоговый орган экспортера по электронным каналам связи. Заявление с отметкой налогового органа российского или казахстанского импортера подтверждает вывоз белорусского товара. Оно является основополагающим документом, подтверждающим нулевую ставку НДС у белорусского экспортера.
 
Для экспортеров Протоколом установлен срок, в течение которого следует документально подтвердить факт экспорта. Сегодня он составляет 180 дней. Заметьте, что срок значительный – полгода. Ранее по двойственному Соглашению с Российской Федерацией такой срок составлял 90 дней. В течение полугода импортер должен представить экспортеру заявление с соответствующей отметкой налогового органа. Экспортер в свою очередь должен представить это заявление в свой налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС, где он отразил нулевую ставку и, соответственно он заявил налоговые вычеты по этому товару в полном объеме независимо от исчисленной суммы НДС, то есть к возврату из бюджета (если получается такая ситуация). В противном случае, если экспортер не получит заявления от импортера, у экспортера возникает обязанность применить общеустановленную ставку НДС по товару, отгруженному на экспорт. Сегодня это 10% или 20%. Соответствующая норма прямо содержится в Протоколе, который является международным договором, имеющим приоритет над национальным законодательством.
 
Если рассмотреть эту схему зеркально, то аналогичные действия должен совершить и белорусский импортер для российского или казахстанского экспортера. Очевидно, что изложенная схема строится на взаимном доверии между партнерами по договору. Экспортер никогда не применит нулевую ставку НДС до тех пор, пока импортер не представит ему заявление.
 
В случае если у белорусского экспортера возникают сомнения, что он получит заявление с нарушением установленного срока, или у него есть риски, что импортер не представит это заявление, рекомендуется нашим белорусским экспортерам предусматривать в договорах обязанность, например, российского покупателя представить заявление. В случае нарушения этой обязанности предусмастривать меры ответственности. Например, своего рода санкцию, пеню, штраф в размере 10% или 20% от стоимости товара, что в эквиваленте составит сумму НДС, которую будет обязан заплатить белорусский экспортер в бюджет при неполучении заявления от импортера.
 
Основополагающим моментом Протокола по товарам является установление пакета документов. Протоколом установлен пакет документов, который должен представить экспортер для обоснования нулевой ставки НДС, и пакет документов, который должен представить импортер для проставления соответствующей отметки на заявлении. В отличие от ранее применявшегося Соглашения с Российской Федерацией, Протоколы по взиманию косвенных налогов в Таможенном союзе содержат отсылки на национальное законодательство. Это позволяет некоторые моменты регулировать национальным законодательством Сторон. Отмечу, что это за моменты.
 
Например, Протокол, который регулирует сферу взимания косвенных налогов по товарам, позволяет на уровне национального законодательства предусмотреть непредставление экспортером в налоговый орган документов, определенных Протоколом для подтверждения нулевой ставки. Но исключение касается только заявления. Это означает, что национальным законодательством нельзя предусмотреть применение нулевой ставки НДС без представления заявления в налоговый орган. То есть заявление должно быть представлено всегда, чтобы экспортер применил нулевую ставку НДС.
 
Возможность регулирования пакета документов национальным законодательством Республикой Беларусь реализована полностью. В Беларуси с 2011 года ст. 102 Налогового Кодекса Республики Беларусь определен пакет документов для применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства - члены Таможенного союза. Согласно Кодексу с 2011 года белорусские плательщики представляют в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки только один документ – заявление. Остальные документы, определенные Кодексом, должны быть только в наличии у плательщика. Согласно же Протоколу пакет документов, требуемых к представлению в налоговый орган, включает контракт, выписку банка о поступлении выручки, транспортные документы и заявление. Согласитесь, с 2011 года существенно упрощен порядок администрирования налоговым органом нулевой ставки НДС и сокращен пакет документов на бумажном носителе, который раньше требовался к предоставлению экспортером в налоговые органы.
 
Второй существенный момент, который тоже был реализован в Кодексе с 2011 года. Это исключена зависимость применения нулевой ставки НДС от факта поступления выручки. Сегодня белорусские плательщики могут применить нулевую ставку НДС при осуществлении расчетов со своими контрагентами по Таможенному союзу и в не денежной форме.
 
Отмечу международный опыт наших партнеров по Таможенному союзу. В Российской Федерации такая возможность действует только с 2012 года (у нас с 2011). Но остальные документы, определенные Протоколом, российские экспортеры предоставляют в налоговый орган на бумажном носителе. В Республике Казахстан также требуется предоставление в налоговый орган только заявления. Но там сохранено требование о поступлении выручки для целей применения нулевой ставки НДС.
 
Еще один момент, позволяемый регулировать национальным законодательством. Это установление дополнительных документов для обоснования нулевой ставки НДС. Например, в Республике Беларусь такие документы определены Кодексом при реализации товаров белорусским комитентом по договорам комиссии через комиссионеров - белорусских, российских или казахстанских плательщиков.
 
Что касается импорта товаров… Протокол позволяет на уровне национального законодательства возложить обязанность по уплате ввозного НДС на посредника-комиссионера при ввозе товаров по договорам комиссии. Такой возможностью воспользовалась белорусская и казахстанская Сторона. В Казахстане, как и в Республике Беларусь, ввозной НДС уплачивается комиссионером. В Российской Федерации ввозной НДС уплачивается конечным покупателем, приобретающим ввезенный товар у комиссионера. Об этой особенности следует знать и помнить нашим комитентам, которые реализуют товар по договорам комиссии.
 
Во-первых, Заявление в таком случае заполняется российским покупателем, а не российским комиссионером. Поэтому белорусском комитенту следует заранее побеспокоиться о том, чтобы российский комиссионер передал все реквизиты белорусского комитента для российского покупателя. Протоколом для этой схемы предусмотрен особый порядок заполнения заявлений. Введен такой документ, как информационное сообщение.
 
Во-вторых, белорусский комитент никогда не получит заявление и, соответственно, не подтвердит нулевую ставку НДС, если российским покупателем выступает физическое лицо, которое не является участником налоговых правоотношений. Например, белорусский товар реализуется российским комиссионером физическим лицам через розничную торговую сеть своих магазинов. Соответственно, ни у кого не возникает обязанности заплатить ввозной НДС в бюджет Российской Федерации. У российского комиссионера нет такой обязанности, потому что она не возложена на него российским законодательством. Нет обязанности уплатить ввозной НДС и у физического лица, потому что он не участник налоговых правоотношений. Как поступить в этой ситуации?
Как вариант решения можно предложить закладывать в цену товара сумму НДС, то есть возмещать сумму НДС с конечного покупателя через поступление выручки на счет комитента. Второй вариант – отказаться от реализации этого товара по договору комиссии, например, заключить договор купли-продажи.
 
Протоколом по Таможенному союзу предоставлена также возможность устанавливать на национальном уровне льготы по ввозному НДС. Это было невозможно сделать при работе по двойственному соглашению с РФ с 2005 года. Кроме того, предоставление импортеру льготы по ввозному НДС никак не сказывается на применении экспортером нулевой ставки НДС. Ранее при работе по двойственному Соглашению с РФ экспортер не мог применить нулевую ставку НДС, если импортеру предоставлялась льгота по ввозному НДС. Сегодня экспортер применяет нулевую ставку НДС при предоставлении в налоговый орган заявления с отметкой о предоставлении льготы в стране импортера.
 
Следует остановиться на заявлении. Его форма и правила заполнения определены международным договором - Протоколом об обмене информацией в электронном виде в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов. Заявление предоставляется импортером на бумажном носителе в налоговый орган в четырех экземплярах. Требуется также предоставление его в электронном виде. Электронная версия направляется в налоговый орган государства экспортера.
 
Форма заявления учитывает случаи, когда в поставке товара участвует более двух лиц. Как я обратила ваше внимание, это сделки по договорам комиссии. Есть ситуации, когда в сделке участвует не резидент государства - члена Таможенного союза, допустим, резидент ЕС или другого государства, с которым применяется таможенный контроль и таможенное оформление товара. Учитывая, что в Таможенном союзе три государства, есть ситуации, когда импортер может получить товар непосредственно от иного лица, а не от экспортера.
 
Ткачев Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Какие документы вместе с налоговой декларацией по ввозному НДС должен представить плательщик в налоговые органы Республики Беларусь при ввозе товаров с территории государств-членов Таможенного союза?
Пакет документов, предоставляемый импортером, четко определен статьей 2 Протокола по товарам в Таможенном союзе. К сожалению, эта статья не позволяет регулировать этот пакет национальным законодательством. Пакет документов включает в себя заявление на бумажном носителе в четырех экземплярах и его электронную версию, документы, подтверждающие уплату ввозного НДС. Соответственно, эти документы не предоставляются, если предусмотрена льгота по ввозному НДС или если уплата ввозного НДС произведена путем зачета из с переплаты по другим налогам. Далее следует представить транспортный документ, говорящий о том, что товар перемещался с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию Республики Беларусь.
 
Требуется представить счет-фактуру. Здесь остановлюсь подробнее, учитывая, что в некоторых случаях счет-фактура может не выписываться. Например, в Республике Беларусь такой документ как счет-фактура вообще не установлен. В Республике Казахстан и Российской Федераци счет-фактуры выписываются. Но есть случаи, когда экспортеры применяют упрощенную систему налогообложения без НДС и они не выписывают счет-фактуру по НДС. Согласно законодательству России и Казахстана по льготируемым товарам также возможно не выписывать счет-фактуру по НДС. По этому вопросу между налоговыми службами трех государств сегодня достигнута договоренность: соответствующие письма направлены по системе внутри каждой страны, мы обменялись этими письмами между государствами. Достигнута договоренность о том, что если по таким ситуациям счет-фактура не предоставляется белорусскому импортеру, то нужно представить и указать в заявлении реквизиты иного первичного учетного документа, подтверждающего стоимость приобретенного товара, ввозимого в Республику Беларусь.
 
Для Республики Беларусь это очень актуальная тема. Когда российские или казахстанские импортеры составляют заявление, невозможно заполнить графу "Счет-фактура", потому что в Беларуси такой документ не предусмотрен. Согласно достигнутой договоренности, российские и казахстанские импортеры должны указывать в этой графе реквизиты ТН-2 либо ТТН-1, первичных учетных документов, которые выписываются и сопровождают перемещение товара и подтверждают его стоимость. Как вы знаете, в транспортных документах, в той же международной CMR-накладной (если перевозка осуществляется автотранспортом) или СМГС ж/д-накладной (если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом), стоимость товара не указывается. Единственные документы, где видна стоимость белорусского товара, это ТН-2 либо ТТН-1.
Учитывая специфику некоторых операций, предоставляется договор, на основании которого импортер приобретает товар. Также предоставляется информационное сообщение, договор комиссии (если сделка идет через договор комиссии).
 
 
Ткачев Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Есть вопрос по поводу плательщиков. Обязан ли импортер, не являющийся плательщиком НДС (например, организация, которая применяет упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС), уплачивать налог на добавленную стоимость при ввозе товара из государств-членов Таможенного союза?
В этой ситуации Протоколом не устанавливается никаких исключений. Ввозной НДС должны уплатить все импортеры, приобретающие товар, даже если они применяют упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Даже если это бюджетная организация, которая не ведет хозяйственную деятельность. Они уплачивают ввозной НДС, заполняют заявление, получают отметку налогового органа, и этот документ является основанием для применения экспортером нулевой ставки НДС.
 
Ткачев Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Кто и когда должен уплатить "ввозной" НДС, в случае если товар ввезен в Беларусь из Российской федерации по договору хранения?
Как правило, основополагающий принцип, который заложен в Протоколах по Таможенному союзу, обязанность уплаты ввозного НДС возникает тогда, когда товар приобретается и ввозится. Факт приобретения товара по договору хранения не имеет места. Если товар ввозится на территорию Республики Беларусь с целью хранения, то у хранителя нет обязанности уплатить ввозной НДС. Обязанность возникает у того покупателя, который приобретет с места хранения товар, ввезенный с территории государства - члена Таможенного союза.
 
Соответствующая норма четко определена Протоколом – подпункт 1.4 пункт 1 ст. 2 Протокола по товарам в Таможенном союзе. Этой нормы раньше не было при торговле с Российской Федерацией. Она расширяет возможности торговли между государствами: Россия, Казахстан, Беларусь. Сам факт уплаты ввозного НДС покупателем, приобретающим товар с места хранения, зеркально отображается на экспортере. Экспортер в свою очередь может претендовать на осуществление налоговых вычетов в полном объеме по реализации такого товара.
 
Ткачев Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: То есть плательщиком в данном случае является конечный покупатель на территории Республики Беларусь.
Важен сам факт приобретения ввезенного товара.
 
Логвин Андрей, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: В какой момент у импортера возникает право на вычет суммы ввозного НДС: в момент принятия на учет этого товара или в момент уплаты налога? А бывают случаи, когда налог уплачивается и до 20 числа, и после?
Срок уплаты ввозного НДС определен Протоколом, международным договором. Ввозной НДС уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированный товар был принят на учет, Порядок принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров, регулируется национальным законодательством. В Протоколе содержится соответствующая норма по налоговым вычетам с отсылкой на национальное законодательство. По общему правилу, по аналогии с НДС, уплачиваемым в таможенные органы, сумма ввозного НДС принимается к вычету после факта уплаты.
В Республике Беларусь есть особенность, которая сегодня закреплена в постановлении МНС №82 о т15 ноября 2010 года. Это наша Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций. Если ввозной НДС уплачен импортером в установленные сроки (то есть до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированный товар был принят на учет), сумму уплаченного налога можно принять к вычету по налоговой декларации за тот месяц, когда импортированный товар был принят на учет.
Например, товар был ввезен в апреле, срок уплаты ввозного НДС – 20 мая. Сразу отмечу, что независимо от того, какой отчетный период выбирает белорусский импортер: ежемесячно он предоставляет налоговую декларацию по НДС или ежеквартально, уплата и декларирование ввозного НДС производится ежемесячно. Если налог был уплачен 15 мая или 20 мая, импортер может принять к вычету эту сумму по налоговой декларации за апрель. По сроку 20 мая он предоставляет декларацию (часть 2) по ввозному НДС и одновременно он может принять эту сумму к вычету в декларации (часть 1) по реализации товаров на территории Республики Беларусь.
В случае если импортер заплатил ввозной НДС с нарушением установленного срока, допустим, 25 мая или в июне, то он не может воспользоваться такой особенностью. В этой ситуации он возьмет сумму к вычету по декларации (часть 1) только за тот месяц, когда была осуществлена уплата ввозного НДС. Если заплатил 25 мая, значит ввозной налог примется к вычету по декларации (часть 1) за май, предоставляемой 20 июня. Если будет уплачен в июне, то по декларации (часть 1) за июнь, предоставляемой 20 июля.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Может ли плательщик, импортирующий товар с территории государства - члена Таможенного союза, принять к вычету сумму НДС, выделенную в документах поставщиком товара? Например, мы приобретаем товар у россиянина, и в своих документах тот выделил сумму НДС.
Выделил он НДС или нет, это никак не скажется на возможности белорусского импортерапринять эту сумму к вычету.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: То есть он должен будет уплатить ввозной НДС со всей стоимости ввозимого товара?
Да, он уплачивает ввозной НДС, и к вычету принимается сумма, уплаченная им при ввозе. Но никак не сумма, выделенная ему в первичном документе россиянина.
 
Олешкевич Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: С 2012 года введена норма, которая нашла отражение в абзаце 4 пункта 5 ст. 95 НК. Налоговая база для целей исчисления и уплаты "ввозного" НДС, взимаемого налоговыми органами может отражаться в налоговой декларации по НДС того месяца, срок представления которой следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров на территорию Республики Беларусь, либо того месяца, в котором в связи с условиями внешнеторгового договора, товары приняты к бухгалтерскому учету. Почему либо так, либо так? В чем заключается суть данной нормы?
Суть этой нормы заключается в том, чтобы соблюсти принципы, заложенные в международных договорах по взиманию косвенных налогов в Таможенном союзе. Для уплаты ввозного НДС важен факт приобретения товара и факт ввоза товара. Но учитывая условия внешнеторговых договоров, заключаемых между контрагентами, возможны ситуации, когда товар принимается на учет раньше, чем он будет ввезен на нашу территорию.
 
Например, это касается плательщиков, применяющих принципы МСФО. Они принимают на учет товар по моменту перехода права собственности. Касается плательщиков, которые принимают риски по ввозимому товару на территории продавца, то есть на складе продавца - на территории иностранного государства. Потом этот товар они доставляют собственным транспортом. У таких плательщиков возникают ситуации, когда они могут принять товар на учет, например, в марте, а фактический его ввоз будет осуществлен, например, в апреле. Реализация данной нормы в Кодексе предоставляет белорусскому импортеру возможность перенести срок уплаты ввозного НДС, соблюдая принципы, заложенные в международном договоре.
 
В ситуации, когда товар принят на учет в марте и будет ввезен на территорию нашей республики, например 5 апреля, импортер может заявить в налоговую базу и уплатить ввозной НДС по налоговой декларации, срок предоставления которой следует за датой ввоза товара. Либо он может представить декларацию по ввозному налогу за тот месяц, в котором товар принят на учет. В нашей ситуации, если ввоз был 5 апреля, следующий срок предоставления декларации 20 апреля, что совпадает со сроком предоставления декларации за месяц, в котором товар был принят на учет.
 
В случае, когда же товар будет ввезен 25 апреля, у импортера есть право выбирать. Либо он не дожидается, когда товар будет ввезен на территорию нашей страны (25 апреля) и уплатит ввозной налог по сроку 20 апреля по декларации за март. Либо он может воспользоваться прямой нормой, указанной в Кодексе, действующей с 2012 года, и уплатить ввозной НДС по декларации, срок предоставления которой следует за 25 апреля – этот срок 20 мая. То есть 20 мая он уплатит ввозной НДС по декларации за апрель, хотя товар был принят на учет в марте.
 
Печерская Ирина, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Как уже отмечалось, при реализации товаров на экспорт в РФ и Республику Казахстан применяется ставка 0%. Но для этого необходимо подтвердить фактический вывоз товара. Кроме заявления о ввозе, которое мы предоставляем с налоговой декларацией, нужны ли еще какие-то документы для подтверждения? Если да, то какие?
Возможность, которая была предоставлена Протоколом по Таможенному союзу, полностью реализована Республикой Беларусь. Действительно экспортер должен представить в налоговый орган только дин документ на бумажном носителе – заявление. Но остальные документы должны быть в наличии: контракт, транспортные документы, подтверждающие перемещение товара. Заметьте, что здесь нет такого документа, как выписка банка, подтверждающая поступление выручки на счет.
 
Печерская Ирина, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Организация реализует товар на экспорт, например, в Российскую Федерацию и в установленный период времени документы, подтверждающие экспорт не получены. Должна ли организация исчислить налог на добавленную стоимость, в случае если оборот по реализации товара на территории Республики Беларусь освобожден от обложения НДС на основании ст. 94 НК?
Срок для подтверждения факта экспорта установлен Протоколом в 180 дней. В течение этого срока в Республике Беларусь экспортеру предоставляется возможность не отражать обороты по реализации отгруженного товара в налоговой декларации, то есть выжидать эти 180 дней, чтобы получить заявление. Если же заявление не будет получено экспортером в установленный срок, у него возникает обязанность применить к этому товару общеустановленную ставку – 10%, 20%. Но, как вы правильно заметили, если оборот по реализации этого товара на территории Республики Беларусь освобождается согласно ст. 94 НК, то мы не ограничиваем право белорусского плательщика на применение освобождения.
 
Логвин Андрей, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Поясните порядок отсчета 180 дней, предоставленных экспортеру для документального подтверждения фактического вывоза товаров. Бывают ситуации, когда следующий день после дня отгрузки попадает на выходной день, или когда 180-й день приходится на выходной, а следующий рабочий день после выходного приходится на первое число следующего отчетного месяца.
Поскольку этот срок закреплен в НК, все правила отсчета сроков, установленных национальным законодательством, распространяются и на 180-дневный срок. В Кодексе есть статья 31, которая устанавливает общие правила начала отсчета и окончания отсчета определенных сроков.
 
В этой ситуации важно помнить, что срок 180 дней является сроком, в течение которого белорусский экспортер должен задекларировать свое налоговое обязательство. Он важен для того, чтобы экспортер знал, в налоговой декларации за какой период ему нужно показать оборот по реализации своего товара, вывезенного с территории Республики Беларусь. Он нисколько не влияет на размер налогового обязательства, влияет только на факт определения периода.
 
В этой ситуации работает общее правило, определенное ст. 31, оговаривающее, что срок начинает отсчитываться со дня, следующего за датой отгрузки. Если отгрузка была совершена 5 апреля, то срок начинает отсчитываться с 6 апреля. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то он переносится на следующий рабочий день.
В случае если этот срок истек, и в течение 180 дней экспортер не получил заявление: нужно исчислить НДС по декларации, отразив оборот по общеустановленной ставке, либо отразить оборот с освобождением. В статье 129 НК по налогу на прибыль предусмотрена норма о том, что исчисленный НДС по реализации экспортируемых товаров в государства - члены Таможенного союза, относится на внереализационные расходы в том периоде, на который приходится 181-й день истечения этого срока.
 
Логвин Андрей, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: А каков порядок отражения в налоговой декларации по НДС оборотов по реализации экспортируемых товаров в случае, если у плательщика имеются документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки до истечения 180-дневного срока? А также в случае, когда у плательщика такие документы появляются после 180-дневного срока?
В белорусском налоговом законодательстве есть особенности. В течение 180 дней (ожидаемого периода) белорусскому экспортеру разрешается не отражать эти обороты в налоговой декларации при отсутствии подтверждающих документов. В случае если он в течение 180 дней получил подтверждающие документы (будем говорить, что ожидание получения документов относится в основном к заявлению), то можно отразить нулевую ставку НДС в декларации за тот период, когда заявление получено, или в декларации, срок предоставления которой следует за датой получения заявления.
Например, заявление было получено 5 апреля. Можно отразить оборот с нулевой ставкой по декларации за март, если в этом периоде у плательщика наступил момент фактической реализации и свершился оборот по реализации. Либо можно отразить нулевую ставку по декларации за апрель, когда получено заявление, и представить эту декларацию по сроку 20 мая за апрель.
Рассмотрим ситуацию, когда по истечении установленного срока документы не получены. Например, 180 дней истекают 5 апреля. В декларации за апрель, которая предоставляется 20 мая, плательщик должен отразить облагаемый оборот либо освобождаемый оборот. Заметьте, что в этой ситуации 180 дней истекли 5 апреля. Ожидаемый период еще идет с 5 по 30 апреля и с 1 мая до 20 мая. То есть у него еще есть возможность получить заявление до 20 мая, хотя срок истек 5 апреля. Если он получит заявление до 20 мая, то по декларации за апрель, представляемой 20 мая, уже можно применить нулевую ставку.
Конечно, есть ситуации, когда заявление не получили до 20 мая, а получили его например, в сентябре. У плательщика есть возможность откорректировать облагаемые обороты и задекларировать нулевую ставку НДС. Здесь отмечу ту особенность, применяемую в Республике Беларусь, что декларация заполняется нарастающим итогом с начала года. Соответствующая корректировка осуществляется по принципу нарастающего итога. То есть, заполняя декларацию с нарастающим итогом, плательщик исчислил НДС по апрельской декларации 20 мая (когда не получил заявление в установленный срок). Сдавая декларацию за сентябрь (когда он получил заявление) он уменьшает облагаемый оборот по общеустановленной ставке и показывает оборот, облагаемый по нулевой ставке.
В Российской Федерации такой возможности нет: налоговая декларация заполняется без нарастающего итога за каждый отчетный период, в котором совершены отгрузки товаров Если российский экспортер не получил заявление в установленный срок, он отражает облагаемый налогом оборот не в той декларации, когда истекло 180 дней, а возвращается к той декларации, когда была совершена дата отгрузки (наступил момент фактической реализации). Мы же отражаем облагаемый оборот, не возвращаясь к тому периоду, когда была отгрузка, отражаем оборот в том периоде, когда истекло 180 дней.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: С 2012 года если плательщик отгружает ранее вывезенные с территории Республики Беларусь товары иностранным покупателям с мест их хранения, выставок, ярмарок на территории государств - членов Таможенного союза, то сумму НДС, приходящаяся на эти товары, можно принимать к вычету в полном объеме. Какие необходимо соблюдать условия для осуществления вычетов в полном объеме?
Эта норма заложена в НК и действует с 2012 года. Это норма подпункта 23.7 пункта 23 ст. 107 НК. Отмечу, что появление этой нормы связано с той особенностью, которая была заложена в международном договоре - Протоколе по товарам в Таможенном союзе. Я повторюсь еще раз, когда мы говорили об импорте по ввозимым товарам по договорам хранения …..Подпункт 1.4 пункта 1 ст. 2 Протокола говорит о том, что покупатель должен уплатить ввозной НДС, приобретая товар с места хранения на территории государства, налогоплательщиком которого он является. Именно эта обязанность уплатить ввозной НДС, заложенная в Протоколе, зеркально отражается на наших белорусских экспортерах, применяющих сегодня названную норму в подпункта 23.7 ст. 107 НК.
Сегодня нашим белорусским экспортерам позволяется широко использовать такую схему реализации товаров (я приведу пример с Российской Федерацией), когда товар отгружается предварительно по договору хранения на территорию РФ. Особенно это актуально для таких дорогостоящих товаров. Например, наша техника сельскохозяйственного назначения. При этом потенциальный российский покупатель может ознакомиться с этим товаром, изучить его характеристики. Когда он определится с выбором этого товара, он может заключить с белорусским экспортером договор купли-продажи. В этой ситуации отгрузка товара осуществляется российскому покупателю с места хранения, то есть с территории РФ. Российский покупатель уплачивает ввозной НДС, заполняет заявление, предоставляет его нашему белорусскому продавцу. Последний заявляет у себя налоговые вычеты по этому товару в полном объеме.
Для администрирования этого налогового вычета прописан пакет документов, который должен быть в наличии у белорусского продавца. Это договор хранения с хранителем, договор между белорусским продавцом и российским покупателем, транспортные документы, подтверждающие перемещение товара. Также это документы, подтверждающие отпуск с места хранения товара российскому покупателю, ТН-2 и обязательно поступление выручки и получение заявления. Эти документы должны быть в наличии. В налоговый орган белорусский продавец предоставляет только заявление и реестр документов, подтверждающих реализацию товара с мест хранения на территории РФ. Этот реестр заполняется по форме, которая установлена приложением 4 к налоговой декларации (постановление МНС № 82 от 15 ноября 2010 года).
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Следующие вопросы касаются порядка налогообложения НДС работ и услуг, оказываемых на территории Таможенного союза. Известно, что налогообложение оборотов по реализации работ и услуг поставлено в зависимость от определения места их реализации. В каких случаях белорусские организации, выполняющие работы и оказывающие услуги организациям-резидентам государств – членов Таможенного союза, не должны осуществлять НДС? В каких случаях белорусские организации становятся плательщиками НДС при приобретении работ и услуг у организаций-резидентов государств-членов Таможенного союза?
Исчисление НДС по работам, услугам поставлено в зависимость от места реализации работ (услуг). Важно определить место реализации согласно Протоколу по работам и услугам в Таможенном союзе. В торговле с другими государствами место реализации определяется по национальному законодательству (ст. 33 НК). Но если услуги оказываются и (или) приобретаются заказчиками и (или) исполнителями - налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза, то место реализации смотрится по международному договору. Место реализации определяется в зависимости от категории работ и услуг. Категории можно поделить на 5 позиций.
 
Первая категория. Работы и услуги, связанные с недвижимым имуществом. Местом реализации всегда будет территория того государства, где располагается недвижимое имущество. Сюда относятся строительные работы, аренда недвижимого имущества.
Вторая категория – работы и услуги, которые связаны с движимым имуществом, с транспортными средствами. То есть место реализации всегда будет определяться по территории того государства, где находится движимое имущество, транспортное средство.
Третья категория, когда местом реализации является территория государства, где фактически осуществлялись услуги. Сюда относятся услуги в сфере культуры, образования, туризма, отдыха и спорта.
Четвертая категория. Место реализации в этой категории определяется по территории, где свою деятельность осуществляет покупатель. В эту категорию входят аудиторские, юридические, бухгалтерские, консультационные, инжиниринговые, опытно-конструкторские, рекламные, маркетинговые и иные услуги.
Последняя категория – по месту продавца. Местом реализации всегда будет признаваться территория государства, где осуществляет свою деятельность продавец. Все, что не поименовано в первой-четвертой категории, попадает в пятую. Сюда относятся транспортные услуги и аренда (лизинг) транспортных средств.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: В налоговом законодательстве государств-членов Таможенного союза, существуют некоторые различия. Например, если белорусская организация выполняет строительные работы в России, то российский заказчик исчисляет НДС со стоимости этих работ, уплачивает его в бюджет и удерживает из выручки, причитающейся белорусскому подрядчику. В обратной ситуации, когда российская компания выполняет строительные работы в Беларуси, налог исчисляет белорусский заказчик, но сумма не удерживается из выручки российского подрядчика. Так ли это?
Действительно так. В РФ, как и в Республике Казахстан, действует принцип налогового агента, который заключается в том, что свою обязанность уплатить налог они исполняют путем удержания соответствующей суммы из средств, причитающихся продавцу. Приобретая строительную работу у белорусского исполнителя, россиянин удерживает сумму НДС по национальной ставке. Удержав 18%, он перечислит ему выручку за минусом суммы НДС. У нас это правило не работает. Когда белорусский покупатель, определив место реализации как территорию Республики Беларусь, должен исчислить НДС, он уплачивает сумму НДС за счет собственных средств, перечисляя всю причитающуюся сумму своему контрагенту. Но впоследствии эта сумма принимается им к вычету.
 
Прудникова Людмила, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: На какие виды работ и услуг, оказываемых на территории Таможенного союза, применяется ставка НДС в размере 0%?
Протоколом по работам в Таможенном союзе нулевая ставка определена по одной работе. Это работы, связанные с производством продукции из давальческого сырья. Вместе с тем по национальному законодательству каждая из Сторон может устанавливать нулевую ставку на иные виды работ и услуг во взаимной торговле, не только в Таможенном союзе, но и с заказчиками-резидентами других государств. В Республике Беларусь это реализовано в отношении экспортируемых транспортных услуг, в отношении экспортируемых работ по ремонту единиц железнодорожно-подвижного состава, воздушных судов и их двигателей. Там уже не важно, с кем заключен договор: с налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, либо с налогоплательщиком другого иностранного государства. Нулевая ставка по этим работам (услугам) применима по договорам с заказчиками - налогоплательщиками РФ и Республики Казахстан.
 
Олешкевич Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Какие документы должен представить белорусский плательщик в налоговые органы для подтверждения нулевой ставки НДС при выполнении работ по переработке давальческого сырья для заказчиков-плательщиков государств, членов Таможенного союза?
Нулевая ставка установлена Протоколом по работам и услугам в Таможенном союзе. Там же оговорен перечень документов, который необходимо представить в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки. Но как и в Протоколе по товарам, в Протоколе по услугам есть отсылка, что пакет документов можно регулировать национальным законодательством. С 2011 года по аналогии с экспортом товаров мы пересмотрели пакет документов, требуемых к представлению в налоговый орган, для наших белорусских исполнителей, осуществляющих переработку давальческого сырья как для заказчиков-резидентов РФ или Республики Казахстан, так и для заказчиков-резидентов иных иностранных государств.
Если продукт переработки вывозится на территорию государства- члена Таможенного союза, то в обязательном порядке у нашего белорусского переработчика должно быть заявление, которое он должен предоставить в налоговый орган. Если же продукт переработки вывозится за пределы Таможенного союза…
 
Допустим, белорусский исполнитель по договору с резидентом РФ произвел продукцию из давальческого сырья, предоставленного российским заказчиком, но заказчик указал нашему производителю произвести отгрузку в Германию или Польшу. В этом случае требуется предоставление в налоговый орган таможенной декларации с отметкой, что товар покинул территорию Таможенного союза. В случае если белорусский переработчик осуществляет декларирование товаров на таможне в электронном виде, он заполняет только приложение к налоговой декларации (форма №2) В нем он указывает реестр электронных деклараций (номер и дата таможенной декларации) и реквизиты разрешения на убытие товара.
 
Иные документы не требуются для предоставления в налоговый орган.
Ткачев Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Вопрос о порядке налогообложения услуг по договору лизинга. Например, договор лизинга оборудования или транспортного средства между белорусской или российской организацией. Здесь есть свои особенности. Расскажите о них.
Эти особенности регламентированы договорами в Таможенном союзе. Особенность в части, которая касается реализации объекта лизинга (товарной составляющей лизингового платежа). И особенность в части, которая касается лизинговой ставки, так называемой услуги, которая тоже является частью лизингового платежа. Для лизингополучателя (допустим, в нашем случае он является белорусской организацией) важен следующий момент. При перечислении лизингового платежа есть обязанность исчислить НДС по лизинговой ставке, для этого нужно правильно определить место реализации лизинговой ставки (услуги, оказанной лизингодателем). При принятии на учет ввезенного товара есть обязанность уплатить ввозной НДС по контрактной стоимости объекта лизинга.
Есть особенность в определении места реализации, которая зависит от того, что поставляется на нашу территорию. Движимое имущество является транспортным средством или нет. Если поставляемое имущество по договору лизинга является оборудованием (не транспортным средством), то место реализации определяется по месту потребителя.У белорусского лизингополучателя возникает обязанность исчислить НДС (ст. 92 НК), отразить в декларации и уплатить. Перечисляется вся сумма лизинговой ставки в полном объеме, без каких-либо удержаний, российскому лизингодателю.
 
В случае если поставляется транспортное средство, то место реализации определяется по месту деятельности продавца. В этой ситуации покупателем является лизингополучатель - белорусская организация, продавцом является российская организация. В части лизинговой ставки по договору лизинга транспортного средства налоговые обязательства возникнут у российского лизингодателя. В этой ситуации он должен будет исчислить налог с лизинговой ставки в бюджет РФ, и выставит его белорусскому лизингодателю в первичных документах., но к вычету в Беларуси российский НДС не принимается. У белорусской организации не возникает обязанности уплачивать какой-либо налог, приобретая услугу (лизинговую ставку),
Что касается контрактной стоимости объекта лизинга, товарной составляющей ввозимого товара на нашу территорию… Протоколом по Таможенному союзу определено, что, уплата ввозного НДС производится не сразу по всей стоимости принятого на учет объекта лизинга, а по частям, согласно графику лизинговых платежей, который является составляющей договора объекта лизинга. Несмотря на то, что товар ввозится на нашу территорию один раз, и объект лизинга принимается на учет тоже один раз, белорусская организация уплачивает налог постепенно равными долями, исходя из перечислений лизинговых платежей, производимых своему лизингодателю.

Предыдущие семинары и программы:

02.04.2012 "Всё о налогах TUT": Система контроля торговых автоматов"
19.03.2012 "Всё о налогах TUT": Налог на доходы иностранных организаций Видео
05.03.2012 Онлайн-семинар "Уплата налога на прибыль по итогам года: не допустить ошибок" Видео
20.02.2012 Онлайн-семинар "Изменения в налоговом законодательстве: налог при УСН, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог" Видео
06.02.2012 "Всё о налогах TUT": Декларирование доходов и имущества Видео
23.01.2012 Онлайн-семинар "Изменения в налоговом законодательстве: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость" Видео
19.12.2011 "Всё о налогах TUT": Изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь Видео
05.12.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговые проверки Видео
21.11.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговое законодательство. Теоретические и практические наработки Видео
08.11.2011 "Всё о налогах TUT": Земельный налог и налог на недвижимость Видео,Аудио
24.10.2011 "Всё о налогах TUT": Имущественный налоговый вычет по подоходному налогу на строительство или приобретение жилья Фото,Видео,Аудио
10.10.2011 "Всё о налогах TUT": Прием наличных денежных средств и использование кассового оборудования Видео,Аудио
26.09.2011 "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота Видео,Аудио
12.09.2011 "Всё о налогах TUT": О сложностях "упрощенки" Видео,Аудио