Личный счет


Ольга Корелина,

Минский парк им. Горького, 9 мая 2012 года. Фото Андрея Кабанова
В мае 2010 года минский парк имени Горького посетил Александр Лукашенко. Недовольство президента вызвал один из частных тиров.
- Приходишь пострелять - 500 рублей - один раз стрельнуть из воздушки! Две копейки - в советские времена я просиживал в этом тире, - две копейки я мог себе позволить стрелять. Но 500 рублей за один выстрел! Явно кто-то наживается, - сделал вывод он.
Через месяц в парке открылся первый государственный тир, где один выстрел стоил 250 рублей. Сегодня, спустя два года, он стоит уже 500 рублей. Разумеется, 500 рублей в 2010 году и 500 рублей в 2012 году - это разные деньги. А у частников цена сейчас доходит до 1300 рублей. Но посетителей и там немало. Их вообще немало на городских аттракционах. FINANCE.TUT.BY изучил цены на карусели в разных городах страны и поинтересовался, окупается ли государственное аттракционное хозяйство.

Минск

В апреле этого года в минских парках открылись 74 аттракциона. Из них 40 принадлежат государству в лице УП "Городские парки Минскзеленстроя", а 34 - частным предпринимателям. Неосведомленный посетитель может определить собственника по стоимости билета: госкарусели, как правило, намного дешевле.
 
- Цены у нас если и растут, то незначительно. Сейчас самый дорогой аттракцион стоит 6 тысяч, самый дешевый 1 тысячу рублей, - сообщил Юрий Гончаров, главный инженер УП "Городские парки Минскзеленстроя".
 
Мы посетили парк им. Горького и посмотрели, какие цены там. Частный аттракцион "Enterprise", принадлежащий ЧУП "Летопарк", стоит 15 тысяч. На карусели "Лебеди", которым владеет ЧУП "Детские аттракционы", можно в одиночку прокатиться за 9 тысяч, вдвоем - за 15 тыс.
 
Карусели УП "Городские парки Минскзеленстроя" гораздо доступнее. "Колесо обозрения" стоит 4800 рублей (закрытая кабинка) и 6 тысяч рублей (открытая кабинка). Оно считается самым дорогим из аттракционов. А, например, билет на "Русские качели" (классические лодочки, которые нужно раскачивать вдвоем) - всего 1200 рублей.
 
Причина такой щедрости - в том, что предприятие "Городские парки Минскзеленстроя" имеет статус монополиста на рынке парковых аттракционов столицы. Поэтому  повышение цен на его услуги согласовывает целый ряд инстанций, а окончательное решение, рассказали в планово-экономическом отделе, принимает Совет Министров. Последний раз цены на билеты повышались на 4% в августе прошлого года. Затраты на ремонт, эксплуатацию и запчасти растут быстрее. Вместе с ними - и себестоимость услуг. По словам Юрия Гончарова, в некоторых случаях она превышает цену билета на аттракцион.
 
- У нас цены социальные в прямом смысле. В других городах, скажем, в Гомеле, билеты дороже, не говоря про Россию и Украину, - сообщил главный инженер.
  
Билеты на минские карусели не дорожают, посещаемость растет. За последние годы желающих покататься стало на 25-30% больше. Все благодаря новым, более экстремальным аттракционам, на покупку которых ссужает деньги государство.
 
Объем получаемой господдержки на предприятии "Городские парки" нам назвать отказались. Главный инженер Юрий Гончаров только сообщил, что в целом предприятие работает с прибылью. Но и размер прибыли, а также количество посетителей за прошлый год на предприятии уточнять не стали.
  
Однако в том, что аттракционы не простаивают, посетителей много, сомнений нет. На майские праздники мы наблюдали в минском парке имени Горького картину: толпы возбужденных, раскрасневшихся детей, тянущих родителей в разные стороны, молодежь с мороженым и - что неудивительно - длинная очередь перед тиром.
  
Частный парк развлечений "Дримлэнд" проводит другую ценовую политику: его посетители платят за вход от 42 до 52 тысяч рублей и теоретически получают возможность покататься на всех аттракционах. На практике получается не всегда: аттракционы тоже настолько популярны, что 3 мая посетители даже вызвали милицию, чтобы разобраться с длинными очередями.
 
Гомель
 
ren-tv.com
ren-tv.com
В КУП по оказанию услуг "Гомельский парк" нам рассказали: билеты на государственные карусели стоят от 3 до 6 тысяч рублей. За год, по подсчетам главного инженера Игоря Капитанова, парк привлек около 1 миллиона посетителей. Показатели по выручке собеседник предпочел не раскрывать. Но если бы каждый посетитель парка захотел покататься на дешевых аттракционах и купил хотя бы один билет за 3 тысячи рублей, выручка за прошлый год составила бы около 3 миллиардов.
 
Бюджетной поддержки гомельский парк не получает. Собственных средств - такой вывод мы сделали из беседы с Игорем Капитановым - хватает и на обслуживание старых аттракционов, и на покупку новых. Покупаются они в рассрочку, один аттракцион обходится в 370-650 миллионов рублей.
 
Как заметил корреспондент FINANCE.TUT.BY, побывав в гомельском парке, спросом пользуются и старые, и новые аттракционы: еще в конце апреля, когда погода была не такой приятной, как сейчас, гомельчане выстраивались в длинные очереди, чтобы покатать свое чадо или покататься вместе с ним.
 
Брест
 
В Бресте в хорошую погоду на аттракционах тоже людно. "Кассы в парке мы закрываем в девять вечера, начале десятого, а очереди, чтобы "откатать" купленный билет, бывает, стоят до одиннадцати, до темна", - рассказывает Олег Штурхалёв, ведущий экономист брестского КУП "Парк культуры и отдыха".
 
panoramio.com
panoramio.com
В вопросе ценообразования брестские госаттракционы так же, как и гомельские, самостоятельны. По словам Олега Штурхалёва, КУП "Парк культуры и отдыха" фактически не пользуется поддержкой городского бюджета. Предприятие само зарабатывает на текущую деятельность и инвестиции в основной капитал (говоря просто: на покупку новых аттракционов). В прошлом году аттракционы посетили 410 тыс. человек. Это меньше, чем в Гомеле, но и сам Брест поменьше. 2011 год парк закончил с небольшой чистой прибылью - 50 млн рублей.
 
Гуляя по парку, мы заметили, что самая длинная очередь стояла возле "Марса" - самого дорогого аттракциона в Бресте. Он стоит 15 тысяч рублей в будние дни и 20 тысяч - в выходные и праздники.
 
 - Раньше было 15 тысяч во все дни, но мы решили, что аттракцион уж очень популярен, и с 9 мая подняли цену, - рассказал Олег Штурхалёв. - Поскольку взрослые люди хотят экстрима, адреналина, то и рентабельность мы здесь закладываем повыше, чем на других аттракционах.
 
На карусели "Вальс", продолжает собеседник, можно покататься за 10 тысяч, "Орбита" стоит 8 тысяч, детские карусели - горка "Цунами", "Солнышко" - по 5 тыс.
 
- Цены тоже особо не повысишь, надо учитывать финансовые возможности горожан, - рассуждает Олег Штурхалёв. - А реальные доходы за последний год сами знаете, как сжались.
 
* * *
Выходит, минчанам повезло. Государственные карусели в столице дешевле, чем в других городах. При том, что официальный уровень доходов в Минске выше, чем в Бресте и Гомеле. Здесь, конечно, и "эффект масштаба" играет свою роль, и монопольный статус "Городских парков Минскзеленстроя"… Но, возможно, и статус посетителей, которые вдруг могут заглянуть на городские аттракционы, - тоже не последняя причина очень доступных цен.
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-30%
-25%
-40%
-20%
-30%
-25%
-80%
0058043