Личный счет


belta.by
Евгений Ксеневич. Фото: belta.by
FINANCE.TUT.BY представляет новую рубрику - "Личное". Ее гостями будут люди самых разных профессий и сфер. Объединяет их одно – говоря о себе, о других, о своем деле, они говорят о финансах. О роли денег и отношении к деньгам.

Сегодня мы публикуем фрагменты интервью с Евгением Ксеневичем, белорусским бизнесменом, экспертом в области современного искусства. Он размышляет над тем, почему коллекционеры тратят тысячи и миллионы долларов на картины мастеров. Что это блажь или хорошо продуманные инвестиции. И какова финансовая судьба современных белорусских художников.

- Во время кризиса бизнесмен Олег Дерипаска за месяц потерял 30% своих активов. Арт-рынок никогда так не падает. Произведения всегда монотонно растут в цене.
 
 Если 20 лет назад ведущими покупателями на мировых аукционах были японские бизнесмены, то сегодня тон задают россияне. Из первой сотни Forbes примерно 20 человек покупают предметы искусства и примерно пятеро занимаются коллекционированием серьезно. Скажем, Борис Иванишвили купил Пикассо за 95 миллионов долларов. А цены на картины современных российских художников, например, Ильи Кабакова, еще в 2006 году перешли отметку в 4 миллиона долларов.

Чтобы коллекционировать предметы искусства, мало быть богатым человеком. Просто богатые люди собирают машины, ружья, яхты, часто меняют подружек-моделей. А коллекционерами становятся люди в первую очередь широко образованные, а не только богатые. Например, Виктор Вексельберг или Петр Авен. У таких обычно аспирантура и диссертация за плечами или, как минимум, МГУ.
 
За эту картину Пикассо "Дора Маар с кошкой" бизнесмен Борис Иванишвили заплатил 95 млн долларов
 
В Беларуси расцвет коллекционирования пришелся на 17-18 век. Тогда здесь были и Рубенс, и Рембрандт. Сейчас белорусских коллекционеров можно пересчитать по пальцам одной руки. Это те, у кого есть хотя бы 100 работ. В целом, арт-рынок в нашей стране еще формируется. Пока он остается фрагментарным.
  
Современный коллекционер должен быть одновременно и экспертом, и инвестором, и галерейщиком, и арт-продюсером. Покупая работы неизвестного художника, он не получает никаких гарантий. Нужно годами выстраивать политику продвижения своего протеже на рынок. Почему этим немногие занимаются? Потому что сложно. Гораздо проще продавать секонд-хенд на Ждановичах, собирать битые тачки или торговать продуктами.
  
Коллекции у нас собирают умные белорусские банки и зарубежные корпорации. "Белгазпромбанк" целенаправленно покупает работы белорусских художников парижской школы – Хаима Сутина, Марка Шагала, Михаила Кикоина. Интересно, что основой коллекции другого крупного банка стали произведения, полученные для обеспечения кредита, который заемщик так и не сумел вернуть.

Белорусские бизнесмены от белорусского искусства, как правило, очень далеки, может быть, гораздо дальше, чем 20 лет назад. Есть очень богатые люди, тот же Андрей Мельниченко, выходец из Гомеля, который уже много лет входит в первую двадцатку российского Forbes. Он владеет яхтой за 350 миллионов долларов. Представляете, что было бы, если бы он занялся белорусским искусством, если весь бюджет нашего Министерства культуры на 2012 год меньше 80 миллионов долларов?
 
Работа Марка Шагала "Влюбленные" была куплена Белгазпромбанком на аукционе Christie's за 650 тыс. долларов

Быть художником в Беларуси или России очень рискованно. В 95% случаев эта профессия обрекает человека на нищету. В основном они уходят в прикладную область, например, обертки для конфет рисовать. Это обычно, когда многие знаменитые в будущем художники уходили из жизни неизвестными и нищими. Это не есть хорошо, но это так.
  
У нас в стране примерно 1300 профессиональных художников, успешными и богатыми можно назвать только два десятка.
 
Хорошая картина хорошего мастера стоит 3 000 - 5 000 долларов, и ее стоит покупать. Художники, работающие на обывателя, как продавались 20 лет назад за 300 долларов, так продаются и сейчас. Но в 1992 году 300 долларов были приличной суммой, а сегодня это ничто. Покупать такие картины для инвестиций – большая ошибка.
  
Бизнесмена, который вкладывает деньги в искусство, можно сравнить с биржевым инвестором, только у первого горизонт инвестирования совершенно другой. Если на фондовом рынке прибыль можно получить уже через несколько месяцев, то в арт-бизнесе дивидендов нужно ждать много лет. А можно и вовсе не дождаться. Разумеется, если ты не покупаешь Пикассо.
 
bymedia.net
На выставке работ современного белорусского художника  Бориса Заборова в Минске. Фото: bymedia.net
 
Справка FINANCE.TUT.BY
 
Олег Дерипаска - владелец компании "Базовый элемент".
Личное состояние: 8,8 миллиарда долларов (14 место в рейтинге журнала Forbes "Богатейшие бизнесмены России – 2012").
 
Борис Иванишвили - владелец группы "Уникор", кандидат наук. Владеет крупной коллекцией живописи. Самая дорогая картина — "Дора Маар с кошкой" Пабло Пикассо, купленная в 2006 году.
Личное состояние: 5,5 миллардов долларов (25 место в рейтинге журнала Forbes "Богатейшие бизнесмены России – 2011").
 
Илья Кабаков – российский художник, работающий в жанре концептуализма. В июне 2006 года аукционный дом Phillips de Pury продал его картину "Номер люкс" за 4,1 миллиона долларов. В 2008 году за другую его картину – "Жук" - покупатель отдал 5,8 миллиона долларов.
 
Виктор Вексельберг - председатель совета директоров группы компаний "Ренова", президент фонда "Сколково". Окончил аспирантуру при Вычислительном центре АН СССР.
Личное состояние: 12,4 миллиарда долларов (8 место в рейтинге журнала Forbes "Богатейшие бизнесмены России – 2012").
 
Петр Авен – председатель совета директоров банковской группы "Альфа-банк. Кандидат экономических наук.
Личное состояние: 4,3 миллиарда долларов (27 место в рейтинге журнала Forbes "Богатейшие бизнесмены России – 2012").
 
Андрей Мельниченко – председатель совета директоров ОАО "Еврохим" и ОАО "СУЭК" (Сибирская угольная энергетическая компания). Владеет необычной яхтой, по дизайну похожей на подводную лодку.
Личное состояние: 10,8 миллиарда долларов (11 место в рейтинге журнала Forbes "Богатейшие бизнесмены России – 2012").  
Нужные услуги в нужный момент