108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  2. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  3. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  4. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  5. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  6. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  7. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  8. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  9. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  10. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  11. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  12. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  13. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  14. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  15. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  16. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  17. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  18. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  19. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  20. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  21. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  22. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  23. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  24. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  25. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  26. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  27. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  28. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  29. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  30. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
реклама


Владимир БЫЧЕНЯ, Руслан АНАНЬЕВ,


 
mk.ru
mk.ru
Факультативы по основам предпринимательства в некоторых школах Минской области стали стимулом для появления так называемых школьных компаний. И хотя такие учебные предприятия уже выдают продукцию, будущее у них пока туманно. Какие условия нужно создать, чтобы школьные компании в Беларуси стали массовым явлением, приносили старшеклассникам опыт и карманные деньги, а для страны готовили молодых предпринимателей?

Занятия с прибылью

— Настоящий бизнес — это когда можешь произвести, реализовать товар лучше других при максимальной пользе для себя, партнеров, — считает десятиклассник Владимир Уфимцев. — Как и инженер, бизнесмен — профессия. Причем не простая, а требующая определенных знаний в экономике, психологии, юриспруденции. Потому и готовиться к ней нужно основательно, со школьной скамьи.
 
Чтобы добиться успеха в бизнесе, Владимир в будущем собирается получить экономическое и юридическое образование. А пока осваивает азы предпринимательства в роли руководителя учебной компании в гимназии № 1 Солигорска.
 
Гимназисты и раньше на уроках труда мастерили всевозможные поделки. Одни — для души, другие — для оценки в журнале. Когда же в начале нынешнего года решили полученные знания по предпринимательству опробовать на практике, около двадцати старшеклассников объединились в учебную компанию, энтузиазма явно прибавилось.

Преподаватель труда Валентин Нос отмечает, что ребята предлагают интересные изделия — всевозможные брелочки, прихватки для посуды, лопаточки для кухни, “фенечки”. Кроме того, взялись делать сувениры из розового сильвинита, добытого под землей в шахтах “Беларускалия”.
 
За несколько месяцев смогли заработать около 850 тысяч рублей, собираются выполнить заказы еще на 1,2 миллиона рублей. По итогам учебного года, как планируется, участники школьной компании получат солидное материальное вознаграждение.
 
Работа “понарошку”

— Мы разместили рекламу на школьном сайте, в школьных коридорах, и теперь продукция наша не залеживается, поступают заказы и от родителей, — рассказывает старшеклассница Валерия Прокопович, которую звучно называют менеджером по маркетингу и продажам.
 
— Уже второй год наша гимназия является одной из площадок реализации республиканского инновационного проекта “Внедрение программы подготовки учащихся к выбору профессии через систему профессиональных проб”, — рассказывает директор гимназии Анна Ермалинская. — Опытные педагоги предоставляют старшеклассникам возможность на время стать учителем, экологом, журналистом, социальным работником, дизайнером, политологом, всего попробовать девятнадцать профессий. Одно из направлений — основы предпринимательства и бизнеса.
 
Приравняют ли учеников к ремесленникам?

— Что такое школьная компания и на каких условиях она может работать, в отечественном законодательстве не прописано, — объясняет директор учебно-практического центра инкубатора малого предпринимательства “МАПЗАО” Марина Найдович. — Например, непонятно, как принимать на работу старшеклассников, как получать и распределять выручку.
 
По ее словам, в России нашли выход. Там школьную компанию “подогнали” под стандарты деятельности акционерных обществ. Школьная компания регистрируется на год, выпускает собственные “акции” и тем самым привлекает средства для развития.
В Беларуси же, по мнению Марины Найдович, можно было бы пойти по более простому пути — предложить школьным компаниям упрощенные условия работы и никакой сложной бухгалтерии.
 
Разведка боем

— С азами бизнеса нужно знакомиться еще в школьные годы, — поддерживает инициативу заместитель директора департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц.
 
Такие учебные предприятия, считает он, действительно могут принести старшеклассникам практические навыки ведения собственного дела, стать стимулом для повышения предпринимательской активности.

Однако в настоящее время, пока школьные компании де-юре не прописаны.
 
Между тем учебная компания — это еще и своеобразная “разведка боем”. У старшеклассников есть возможность проверить свою склонность к бизнесу. Например, Данил Масюк из солигорской гимназии видит себя только врачом, но считает, что опыт школьного предпринимательства пригодится в жизни. Валерии Прокопович все больше нравится работать с людьми, раскрывать преимущества продукции, девушка не против заняться этим и в будущем. А вот Владимир Уфимцев, “директор” учебной компании, уже твердо решил стать бизнесменом, причем непременно преуспевающим.
-70%
-20%
-35%
-40%
-25%
-10%
-50%
-30%
-10%