Публичный счет


 
28 мая 2012 года в эфире TUT.BY состоится онлайн-семинар "Экологический налог". Организатором выступает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь при поддержке ООО "ЮрСпектр".
 
Экологический налог, представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности, и призван стимулировать природопользователей на сокращение вредного воздействия на окружающую среду. О том, кто является плательщиками экологического налога, о порядке уплаты налога в бюджет пойдет речь на очередном онлайн-семинаре.
 
Семинар ведет Наталья Олеговна Кондратенко - консультант управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Также в семинаре принимают участие эксперты центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр".


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (20.65 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

 

 

Как и в 2011 году, в 2012 году в состав экологического налога включены четыре объекта налогообложения: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение и захоронение отходов производства и ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ. Наибольшие изменения коснулись порядка исчисления и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Объектом налогообложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ не являются выбросы от мобильных источников, в том числе от отопительного оборудования, установленного на них. То есть выбросы от всех видов транспортных средств, даже если на них установлено какое-либо отопительное оборудование, не облагаются экологическим налогом.
 

 

 

Самое важное изменение в порядке исчисления экологического налога коснулось того, что с 2012 года существенно расширен объект налогообложения экологическим налогом. Ранее облагались только выбросы от стационарных источников, которым доводятся нормативы допустимых выбросов. С 2012 года в объект налогообложения включены как выбросы от стационарных источников, которым не доводятся нормативы, так и выбросы от нестационарных источников.
 
Однако при исчислении экологического налога необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, чтобы посчитать экологический налог, необходимо знать, какие вещества и в каком объеме выброшены в атмосферный воздух. Со стационарными источниками, для которых устанавливаются нормативы, это достаточно просто сделать, поскольку нормативы разъясняют, какие вещества и в каком объеме выбрасываются в атмосферный воздух за единицу времени. Для стационарных источников, которым такие нормативы не доведены, и для нестационарных источников такое достаточно сложно сделать. Выбросы загрязняющих веществ от таких источников облагаются экологическим налогом, только если в Республике Беларусь есть нормативные документы, которые допущены к применению в области охраны окружающей среды и устанавливают правила или методику расчета.
 
При отсутствии правил или методики расчета выбросов загрязняющих веществ экологический налог не исчисляется. Например, в настоящее время у нас отсутствуют утвержденные в установленном порядке правила расчета выбросов загрязняющих веществ от бензопил, кусторезов, паяльных ламп, газонокосилок, снегоуборщиков, виброплит, воздухонагревателей и иных машин и оборудования, которые работают на бензине и дизельном топливе. Вопросы о бензопилах и косилках наиболее часто поступают в Министерство по налогам и сборам. Поскольку методики для таких инструментов не установлено, то экологический налог за выбросы от указанных источников не исчисляется.
 
Мне бы хотелось выделить некоторые действующие нормативные документы, которые определяют методику расчета выбросов загрязняющих веществ. В настоящее время действует два постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, принятые 28 мая 2002 года - №10 и №11. Первым из них утвержден руководящий документ по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при горячей обработке металлов. Также им утвержден руководящий документ по расчету выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников автотранспортных предприятий и от неорганизованных источников выделения пыли на зерноперерабатывающих предприятиях и элеваторах.
 
 
 
Второе постановление Министерства природных ресурсов будет наиболее востребовано среди налогоплательщиков, поскольку им утвержден порядок расчета выбросов загрязняющих веществ от нанесения лакокрасочных покрытий. Кроме названных мной постановлений Минприроды, в Республике Беларусь в настоящее время действует ряд технических кодексов установившейся практики, так называемые ТКП. Утверждено 16 ТКП. С перечнем ТКП и их содержанием можно ознакомиться на сайте www.ecoinv.by в разделе "Техническое нормирование и стандартизация". Это сайт РУП "ЭкологияИнвест", за которым закреплена обязанность ведения каталога технических документов, применяемых в области охраны окружающей среды. Вопросы выбросов загрязняющих веществ атмосферу в каталоге располагаются в 8 разделе "Атмосферный воздух".
 
Итак, самое важное для исчисления экологического налога - должна быть утвержденная в установленном законодательством порядке методика определения выбросов загрязняющих веществ. Вторым важным моментом является то, что экологическим налогом облагаются только те загрязняющие вещества, которые перечислены в приложении 6 к НК. Организации в нашей республике выбрасывают в атмосферный воздух огромное количество загрязняющих веществ. Однако только небольшая часть из них приведена в приложении 6 к НК и облагается экологическим налогом.
 
При расчете экологического налога от стационарных и нестационарных источников выбросов надо помнить, что статьей 205 НК установлены так называемые минимальные предельные значения выбросов от стационарных источников, которые не облагаются экологическим налогом. Эти минимальные значения выбросов варьируются в зависимости от класса опасности, к которым отнесены те или иные загрязняющие вещества. Для веществ первого класса опасности экологический налог не исчисляется при годовых выбросах менее 0,001 т выбросов в год. Для второго класса опасности – менее 0,1 т в год. Для третьего класса опасности и веществ, для которых класс опасности не определен, менее 0,2 т в год. Для четвертого класса опасности – менее 0,5 т в год. Если годовые выбросы загрязняющего вещества не превышают соответствующий минимальный предел, то экологический налог не исчисляется. Если годовые выбросы превысили минимальное значение, значит, экологический налог исчисляется в общеустановленном порядке.
 
Кроме того, нормами НК разрешается применять упрощенный порядок исчисления экологического налога: уплата экологического налога в течение года производится исходя из установленных лимитов налогоплательщику. Окончательный расчет налога делается только один раз в конце года исходя из факта произведенных выбросов. При этом включение в объект налогообложения новых объектов налогообложения (нестационарных и стационарных источников выбросов, к которым не устанавливаются нормативы) не лишает налогоплательщика возможности применять упрощенный порядок налогообложения.
 
Напоминаю, что лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ - это те объемы выбросов, которые устанавливаются в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов или в комплексных природоохранных разрешениях. Если плательщики решают исчислять экологический налог в упрощенном порядке, то 20 апреля текущего года они предоставляют декларацию с соответствующей пометкой. Не позднее 22 числа месяца, следующего за каждым отчетным кварталом, они производят уплату экологического налога исходя из одной четвертой установленного лимита. По сроку 22 января года, следующего за отчетным, они производят перерасчет налога, исходя из фактических объемов выбросов. При необходимости сумма доплачивается. Если в течение года экологический налог был уплачен в сумме большей, чем получилось исходя из фактических объемов выбросов, производится возврат в порядке, установленном НК.
 
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ приведены в приложении 6 к НК. В сравнении с 2011 годом они увеличены в 2,15 раза.
 
Теперь перейдем к изменениям, которые внесены в порядок исчисления экологического налога за сбросы сточных вод. Здесь изменение только одно, и оно касается применения ставок экологического налога за сброс сточных вод. По сравнению со ставками, действующими в 2011 году, они увеличены. Кроме того в прошлом году действовала единая ставка за сброс сточных вод, независимо от того, куда производился сброс сточных вод (в водные объекты или подземные воды). В 2012 году с целью поддержки организаций ЖКХ ставки были дифференцированы в зависимости от объекта, куда попадают сточные воды.
 
Последний объект налогообложения, который мы сегодня рассмотрим - хранение и захоронение отходов производства. Самое важное и первое изменение, которое внесено в порядок исчисления этого налога, касается бюджетных организаций. По общему правилу бюджетные организации не уплачивают экологический налог. Однако очень часто бюджетные организации заключают договора аренды на принадлежащие им помещения с коммерческими организациями.
 
Достаточно широкую практику получило заключение договоров приобретения в собственность бюджетной организации отходов, которые произведены в результате деятельности их арендаторов. Плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства выступает собственник. Поэтому если отходы на основании сделки переходили в собственность бюджетной организации, экологический налог не уплачивался. С целью исключения данных схем уклонения от налогообложения с 2012 года в НК внесена новая норма: если бюджетная организация на основании какой-либо сделки приобретает в свою собственность отходы коммерческих организаций и захоранивает их, в этом случае бюджетная организация признается плательщиком налога за захоронение отходов по этим объемам.
 
Кроме того хотелось бы заострить внимание на одной норме, которая не претерпела изменений по сравнению с 2011 годом. Но практика ее применения показала, что зачастую наши налогоплательщики неправильно применяют данную норму. В статье 205 НК сказано, что объектом налогообложения не является захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения при общем объеме захоронения отходов производства 50 и более тонн в год. Данной преференцией могут воспользоваться только те организации, которые захоранивают в год менее 50 т любых отходов. А преференция применяется только в отношении отходов, подобных отходам жизнедеятельности.
 
Важным изменением является то, что в 2012 году упорядочен механизм поступления в бюджет налога за захоронение отходов. Как и прежде, плательщиками этого налога признается собственник отходов. Однако исчисление и фактическое перечисление в бюджет осуществляют владельцы полигонов, на которых эти отходы захораниваются. Вместе с тем, владельцы полигонов перечисляют в бюджет только фактически поступившие суммы экологического налога в их адрес от собственников отходов. Если собственник отходов по той или иной причине не уплачивал владельцу полигонов экологический налог, этот налог не поступал в бюджет.
 
С целью обеспечения полной уплаты в бюджет экологического налога за захоронение отходов производства в НК внесена норма, согласно которой собственники отходов обязаны перечислять владельцам полигонов сумму исчисленного им экологического налога в сроки, установленные в договорах на оказание услуг, но не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае если в указанный срок сумма экологического налога не поступила владельцу полигона, он обязан сообщить информацию о таких должниках в налоговые органы по месту постановки на учет. Налоговые органы в бесспорном порядке списывают со счетов собственников отходов причитающуюся сумму в бюджет.
 
Последнее, на чем мне хотелось бы остановиться - это то, что в 2012 году изменен механизм уплаты экологического налога в бюджет. Ранее налоговая декларация по экологическому налогу представлялась в налоговые органы по месту постановки на учет, а уплата производилась по месту нахождения объектов налогообложения. С 2012 года как подача налоговой декларации, так и уплата налога в бюджет производятся по месту постановки налогоплательщиков на учет. Налоговые органы распределяют полученные суммы от плательщиков налога в бюджеты по месту нахождения объектов налогообложения.
 
 
Игнатюк Татьяна, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: С 2012 года выбросы загрязняющих веществ от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе нестационарных, признаются объектами налогообложения. Еще раз хотелось бы уточнить, каким образом производится расчет этих выбросов и чем руководствоваться плательщику?
 
 
Для расчета выбросов загрязняющих веществ от нестационарных источников выбросов, а также от стационарных источников выбросов, к которым не устанавливаются нормативы, необходимо пользоваться правилами и методиками, которые утверждены в установленном законодательством порядке. Это либо постановления Минприроды, либо технические кодексы, установившейся практики. Экологический налог исчисляется только при наличии таких методик. При отсутствии методик экологический налог исчислять не нужно.
 
Игнатюк Татьяна, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Организация, которая занимается благоустройством зеленых зон города, использует для покоса травы не только бензокосы, но и мотоблоки, на которые монтируется навесное оборудование. Необходимо ли исчислять налог за выбросы загрязняющих веществ от сгорания топлива мотоблока?
 
Точно так же, как по бензокосам, в настоящее время отсутствует методика расчета выбросов загрязняющих веществ от машин и оборудования, которые работают на бензине или дизельном топливе. Если навесное оборудование на мотоблоке работает на бензине и дизельном топливе, экологический налог не исчисляется.
 
 
Олешкевич Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: У строительных организаций очень часто возникают вопросы, связанные с исчислением и уплатой экологического налога в процессе осуществления их деятельности. К примеру, организация делает ремонт и красит стены краскопультами, кисточками. Возникает ли в данном случае объект налогообложения экологическим налогом. Зависит ли возникновение объекта налогообложения от способа окраски (оборудованием или кисточкой)?
 
В этом случае возникает объект налогообложения. У нас утверждена методика расчета выбросов от нанесения лакокрасочных покрытий. Выбросы загрязняющих веществ производятся в процессе нанесения лакокрасочных покрытий и сушки поверхности. Поэтому независимо от того, каким способом наносятся лакокрасочные покрытия (оборудованием или обычной кисточкой) экологический налог надо рассчитывать в обязательном порядке.
 
Олешкевич Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Организация произвела окраску фасада офисного здания. Имеет ли значение при исчислении и уплате экологического налога, что покраска производится для собственного потребления или связана с деятельностью организации?
 
В 2012 году нормами законодательства не предусмотрено никаких особенностей для приведенной вами ситуации. Пока в законодательство не внесена норма о том, что экологический налог будет исчисляться только если нанесение лакокрасочных покрытий является предпринимательской деятельностью для организации. Экологический налог будет исчисляться в любом случае, для собственных нужд производится покраска здания или если строительная организация делает это для кого-то. В планах есть внесение такой нормы. Мы надеемся, что с 2013 года экологический налог будет исчисляться только для организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.
 
Олешкевич Александр, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Организация использует в своей деятельности краску, наименование которой не включено в приложение А к Руководящему документу о расчете выбросов от лакокрасочных материалов. Каким образом рассчитать экологический налог в данной ситуации? Вправе ли организация не исчислять экологический налог, если состав краски не указан в Руководящем документе, или необходимо в качестве аналога использовать марки лакокрасочных материалов, приведенные в приложении Руководящего документа?
 
Руководящий документ, в котором доведена методика расчета выбросов загрязняющих веществ от нанесения лакокрасочных покрытий, был введен еще в 2002 году. С того времени произошло много изменений, появились новые лакокрасочные материалы. Многих из них нет в названном документе. Мы будем поступать следующим образом: если того или иного наименования лакокрасочного материала нет в приложении А к Руководящему документу, мы будем считать, что методики расчета выбросов загрязняющих веществ не установлено. Соответственно, при нанесении лакокрасочного покрытия такими красками экологический налог не нужно исчислять.
 
Коржовник Ирина, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Организация выполняет сварочные работы. Производятся ли в данном случае выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух? Надо ли уплачивать налог?
 
При проведении сварочных работы производятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Более того, в настоящее время в Республике Беларусь уже утверждена методика расчета выбросов при осуществлении такого вида работ. Она утверждена техническим кодексом устоявшейся практики 17.08-02-2006. Им и нужно руководствоваться при расчете экологического налога при проведении сварочных работ. Расчет будет зависеть как от способа сварки, так и от марки применяемых электродов.
 
Жуковская Инга, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: У организаций возникают вопросы о порядке применения предельных объемов выбросов, установленных в ст. 205 НК, которые не являются объектом налогообложения. Когда у организации превышен один из этих пределов, с какого объема необходимо исчислять налог – с объема превышения или со всего объема выбросов загрязняющих веществ?
 
Норма о минимальных предельных значениях, которые не являются объектом налогообложения, была внесена в законодательство с целью упрощения уплаты экологического налога, чтобы исключить из налогоплательщиков те организации, которые наносят незначительный вред окружающей среде и уплачивают мизерные суммы экологического налога. Организации, которые превышают минимальные значения выбросов, наносят достаточно значительный вред экологической среде и поэтому экологический налог уплачивается не с суммы превышения, а со всего объема выбросов загрязняющих веществ.
 
Жуковская Инга, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: В процессе производства от стационарных источников у организации производятся выбросы 4 класса опасности, к примеру, аммиак и оксид углерода. Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы 4 класса опасности - менее 0,5 тонны в год. Для того, чтобы определить объект налогообложения необходимо сравнить с предельным значением сумму объемов выбросов этих двух веществ или в отдельности объем каждого из этих веществ?
 
Минимальные значения выбросов, которые приведены в НК, применяются для каждого загрязняющего вещества отдельно. Если организация производит выбросы загрязняющих веществ одного класса опасности, не нужно их суммировать. По каждому веществу смотрится фактический выброс по отдельности. В вашем примере не будут являться объектом налогообложения выбросы аммиака до 0,5 т в год и оксида углерода до 0,5 т в год.
 
Жуковская Инга, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Еще о предельных значениях. У организации имеются структурные подразделения, которые находятся в разных населенных пунктах. У этих структурных подразделений имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ. Указанные предельные значения следует применять для каждого стационарного источника или для суммы выбросов по всем источникам, имеющимся на балансе организаций?
 
Указанный вопрос будет решаться в зависимости от того, как организация получила разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Если разрешение на выбросы загрязняющих веществ получено на организацию в целом и в нем не разделяются подразделения этой организации, то минимальные значения выбросов надо будет применять по совокупности источников выбросов в целом. Если в разрешении организации выделены ее подразделения или на каждое подразделение организация получает отдельное разрешение, то минимальные значения выбросов будут применяться по каждому подразделению без суммирования.
 
Жуковская Инга, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: В качестве топлива организация использует брикеты из торфа. Может ли она применить понижающий коэффициент 0,5 к ставке экологического налога на выбросы загрязняющих веществ атмосферный воздух?
 
Коэффициент 0,5 к ставкам экологического налога за выбросы применяется при расчете экологического налога за выбросы загрязняющих веществ, производимых от биогаза и биотоплива. К биотопливу, перечисленному в НК, относятся отходы сельскохозяйственного производства, древесное топливо и топливные брикеты из биомассы. С 2012 года из состава биотоплива исключен торф и топливные брикеты из торфа. Начиная с 1 января 2012 года при исчислении экологического налога, если организация использует в отоплении торф, экологический налог будет исчисляться по однократной ставке без применения этого коэффициента.
 
Игнатюк Татьяна, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: С 2012 года территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды организациям и ИП, которые осуществляют некоторые виды деятельности (например, металлургическое, химическое производство), выдаются комплексные природоохранные разрешения. Обязательно ли получать такие разрешения организациям, если еще не истек срок действия ранее выданных разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства?
 
Понятие комплексное природоохранное разрешение появилось с 1 января 2012 года. Их выдача регулируется Указом Президента Республики Беларусь № 528 от 17 ноября 2011 года. Эти комплексные природоохранные разрешения призваны заменить собой комплекс разрешений, которые в настоящее время получают организации – разрешение на выбросы загрязняющих веществ, разрешение на специальное водопользование и разрешение на хранение и захоронение отходов производства.
 
Вместе с тем Указом №528 определено, что с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года применение таких разрешений – право налогоплательщика. И только с 1 января 2016 года плательщики, которые занимаются вышеназванными видами деятельности (полный перечень видов деятельности приведен в приложении к Указу), будут обязаны осуществлять свою деятельность только на основании комплексных природоохранных разрешений. Если до 1 января 2016 года срок действующих разрешений не истекает, организации вполне могут продолжать свою деятельность на основании ранее выданных разрешений до срока их истечения или до 1 января 2016 года.
 
Если налогоплательщики получили комплексное природоохранное разрешение, они в обязательном порядке должны указать в налоговой декларации сведения о таких разрешениях.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Объектами налогообложения признаются хранение и захоронение отходов производства. Налоговая база определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих хранению, захоронению. Можно ли пояснить, что такое "отходы производства, подлежащие хранению" и "отходы, подлежащие захоронению"? В чем разница между ними? Попадают ли под определение "отходы производства, подлежащие хранению" отходы, находящиеся в местах временного хранения отходов (например, в мусорных контейнерах на территории организации)?
 
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к терминологии. В соответствии с законом "Об обращении с отходами" захоронением признается изоляция отходов без возможности их дальнейшего использования. Это выброс на полигоны, где отходы захораниваются и никоим образом не вовлекаются в хозяйственный оборот. Под хранением отходов понимается содержание отходов в местах временного хранения, в том числе до вывоза этих отходов на объекты захоронения, использования или обезвреживания. Экологический налог уплачивается за фактические объемы захоронения отходов производства. Нам важен факт отправления отходов на захоронение, вывоз на полигон или факт отправления отходов на хранение.
 
Хранение на территории предприятия в мусорных баках, урнах – это хранение отходов производства с целью накопления до какого-либо объема. Для плательщиков, которые в установленном порядке утвердили инструкцию в обращении с отходами, утверждена так называемая транспортная единица – объем отходов, которые они могут накапливать без исчисления экологического налога. Как только этот объем превышен, появляется обязанность исчисления налога на хранение.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: В офисе непроизводственной организации образуются отходы (бумага, сор). Это отходы производства? С них уплачивается экологический налог?
 
Все отходы, которые образуются в Республике Беларусь, делятся на отходы потребления и отходы производства. Отходы потребления не облагаются экологическим налогом. К отходам потребления относятся отходы, которые образовались в процессе жизнедеятельности человека и не связаны с осуществлением какой-либо предпринимательской деятельности. Они образуются в гаражных кооперативах, в жилых массивах.
В вашем примере отходы образовали в результате деятельности организации, поэтому они признаются отходами производства. Вместе с тем, у такой организации могут возникнуть отходы, подобные отходам жизнедеятельности человека. Если годовой объем отходов, направляемых на захоронение, не превышает 50 т, то экологический налог не исчисляется. Но в таких организациях очень часто образуется бумага. Она относится к вторичным материальным ресурсам, и ее захоронение категорически запрещено. Этот вид отходов нужно собирать и направлять в специализированные организации для ее переработки.
 
Коржовник Ирина, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Коммерческая организация арендует помещение у бюджетной организации. Кто будет являться плательщиком налога на захоронение отходов в случае, когда в договоре аренды будет указано, что право собственности на производственные отходы остается у коммерческой организации-арендатора?
 
Поскольку плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства у нас признается собственник, то если коммерческая организация не передала собственность на отходы, которые образуются в процессе ее деятельности, она остается плательщиком экологического налога. Если она передает собственность бюджетной организации, то она, как новый собственник, признается плательщиком налога.
 
Коржовник Ирина, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Коммерческая организация арендует помещение у другой коммерческой организации. Если в договоре аренды не будет прописан пункт о переходе права собственности на отходы, кто будет являться плательщиком в данном случае?
 
Согласно закону "Об обращении с отходами" право собственности на отходы приобретает производитель с момента образования отходов или иное лицо в случае заключения сделки по отчуждению другой организации этих отходов производства. Если в вашем примере не произошло сделки по отчуждению отходов, то плательщиком экологического налога остается производитель этих отходов, то есть в данном случае арендатор.
 
Мазалевский Максим, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Бюджетная организация передает на захоронение отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности человека в общем объеме 60 тонн. Из этого объема отходов 20 тонн отходов являются отходами самой бюджетной организации, а 40 тонн были переданы в собственность этой организации арендатором, коммерческой организацией. Должен ли уплачиваться экологический налог в данной ситуации? Если да, то с какого объема?
 
Поскольку вы сказали, что общий объем захоронения отходов составляет 60 т в год, превышен этот минимальный предел, который дает возможность не платить экологический налог (50 т). В данном случае бюджетная организация будет являться плательщиком экологического налога, но только в том объеме, который она приобрела у других коммерческих организаций.

Мазалевский Максим, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Владелец отходов производства не вовремя перечислил владельцу полигона сумму экологического налога за захоронение отходов в феврале. Дата перечисления – 16 апреля. Обязан ли в таком случае владелец полигона подать до 20 апреля сведения об этой организации как о должнике по уплате экологического налога при представлении налоговой декларации? Ведь на дату представления налоговой декларации сумма налога поступила на расчетный счет владельца полигона и задолженность погашена?
 
Нормами Налогового кодекса установлен предельный срок перечисления владельцу полигона – 10 число месяца, следующего за отчетным кварталом. В данном случае собственник отходов должен был перечислить сумму экологического налога не позднее 10 апреля. Эта дата была введена в законодательство, чтобы дать владельцам полигонов время обработать информацию, которая поступает к ним от собственников отходов. Особенно в Минске собственников отходов очень много, и заключенных договоров на вывоз отходов тоже очень много. Владельцы полигонов зачастую не успевают в короткий срок обработать эту информацию.
 
Он должен подать сведения о таком должнике, но в то же время законодательством не запрещено уточнять сведения, ранее представленные в налоговую инспекцию. Если к моменту подачи налоговой декларации владелец полигонов имеет сведения о том, что фактическая сумма налогов поступила к нему, он может на следующий день подать уточненные сведения и вычеркнуть этого плательщика из должников. Бесспорное взыскание будет производиться, начиная с 23 числа. Даже если получится так, что налоговая инспекция повторно взыщет причитающуюся сумму налога, то вступают в силу правила Налогового кодекса о возврате излишней уплаченной суммы налога.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: В соответствии со статьей 209 НК суммы экологического налога организациями и ИП включаются в затраты, учитываемые при налогообложении. В затраты включается сумма налога исчисленного и уплаченного за выбросы загрязняющих веществ или за захоронение отходов сверх установленных лимитов?
 
Правильно, начиная с 2011 года, экологический налог за выбросы или за захоронение и хранение отходов производства сверх установленных лимитов налог считается в одном порядке и по однократной ставке. Вся сумма экологического налога, в том числе за сверхлимитные выбросы, относится на затраты, учитываемые при налогообложении.
 
Бабина Елена, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Если на производимые выбросы загрязняющих веществ не получено разрешение Минприроды, сумма экологического налога может относиться на затраты, учитываемые при налогообложении?
 
Если не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ, это значит, что не доведены в установленном порядке и лимиты. Поэтому все выбросы загрязняющих веществ являются сверхлимитными. Налог, исчисленный за сверхлимитные выбросы, все равно относится на затраты, учитываемые при налогообложении.
 
Игнатюк Татьяна, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Организация-подрядчик исчислила и уплатила экологический налог за захоронение отходов производства, образовавшихся в ходе выполнения работ. Вправе ли подрядчик включить эти суммы налога в стоимость строительно-монтажных работ или должен отдельно предъявить своему заказчику для возмещения?
 
В данном случае экологический налог, который выплачивается подрядчиком за фактические объемы захороненных отходов, будет включаться в стоимость строительно-монтажных работ. Отдельно предъявлять этот налог к возмещению не нужно.
 
Игнатюк Татьяна, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: Уплата экологического налога с этого года производится по месту постановки плательщика на учет. По-прежнему ли необходимо заполнять приложение к налоговой декларации, где указывается суммы экологического налога с разбивкой по месту нахождения объектов налогообложения?
 
Согласно порядку зачисления налоговых платежей в бюджет, которые ежегодно устанавливаются Министерством финансов, в 2012 году суммы экологического налога должны поступать в бюджет по месту расположения объектов налогообложения, то есть по месту выбросов, сброса сточных вод или захоронения отходов производства. Несмотря на то, что организации представляю налоговую декларацию по месту постановки на учет, чтобы налоговые органы могли правильно направить суммы в соответствующие бюджеты, в обязательном порядке необходимо заполнять приложение к налоговой декларации и разбивать общие суммы налога по административно-территориальным единицам в зависимости от места нахождения объекта налогообложения.
 
Жуковская Инга, специалист центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр", эксперт в области налогообложения: В заключение хотелось бы спросить, чего ожидать плательщикам экологического налога в будущем, грядут ли какие-то изменения в порядке исчисления и уплаты налога в бюджет, будет ли упрощен порядок исчисления налога?
 
Безусловно, порядок исчисления и уплаты экологического налога должен и будет упрощаться. Налоговое ведомство заинтересовано в этом точно так же, как налогоплательщики, поскольку за налоговыми органами закреплен контроль за правильностью исчисления и уплаты экологического налога. В ближайшее время мы ждем принятия Указа президента. В нем будет норма, о том, что минимальные значения выбросов загрязняющих отходов будут распространяться не только на стационарные источники выбросов, но и на нестационарные источники выбросов. Кроме того в настоящее время начата работа по внесению изменений и дополнений в НК, которые вступят в силу с 1 января 2013 года. Министерство по налогам и сборам направит свои предложения с целью упрощения экологического налога и сокращения временных затрат на его исчисление и уплату.
 
Предыдущие семинары и программы:

14.05.2012 "Всё о налогах TUT": Какие налоги уплачивает индивидуальный предприниматель
16.04.2012 Онлайн-семинар "НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"
19.03.2012 "Всё о налогах TUT": Налог на доходы иностранных организаций Видео
05.03.2012 Онлайн-семинар "Уплата налога на прибыль по итогам года: не допустить ошибок" Видео
20.02.2012 Онлайн-семинар "Изменения в налоговом законодательстве: налог при УСН, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог" Видео
06.02.2012 "Всё о налогах TUT": Декларирование доходов и имущества Видео
23.01.2012 Онлайн-семинар "Изменения в налоговом законодательстве: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость" Видео
19.12.2011 "Всё о налогах TUT": Изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь Видео
05.12.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговые проверки Видео
21.11.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговое законодательство. Теоретические и практические наработки Видео
08.11.2011 "Всё о налогах TUT": Земельный налог и налог на недвижимость Видео,Аудио
24.10.2011 "Всё о налогах TUT": Имущественный налоговый вычет по подоходному налогу на строительство или приобретение жилья Фото,Видео,Аудио
10.10.2011 "Всё о налогах TUT": Прием наличных денежных средств и использование кассового оборудования Видео,Аудио
26.09.2011 "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота Видео,Аудио
12.09.2011 "Всё о налогах TUT": О сложностях "упрощенки" Видео,Аудио

 

 

 

Нужные услуги в нужный момент