Личный счет


Анна Толкач,

Несколько производителей отечественных конфет и шоколада недавно провели пресс-конференцию, на которой подняли вопрос конкурентоспособности белорусской продукции, а также другие волнующие их проблемы. В частности, гендиректор минской "Коммунарки" Наталья Кот рассказала, что продукция предприятия отсутствует в магазинах "Белкоопсоюза", которые сосредоточены в сельской местности. По ее словам, специалисты "Коммунарки" провели мониторинг продаж кондитерских изделий в 279 торговых объектах системы "Белкоопсоюза". Они обнаружили, что во многих магазинах нет выбора и продается только импортный товар.

Тема вызвала широкий общественный резонанс и горячие дискуссии в Интернете. Потребители обращали внимание на совсем другие проблемы белорусских шоколадников: отсутствие новой продукции, претензии к качеству, устарелый дизайн обертки…
 
"Мишка на Севере" и "Красная шапочка" за десятки лет уже как-то, мягко говоря, приелись. На Новый год регулярно организация закупает подарки от "Коммунарки", — пишет один из форумчан. — Детишки мои шоколад их вообще уже на дух не переваривают. Вот "Рошен" с удовольствием лопают. Что ни конфета, то новая начинка. У нас в магазине, кстати, в равных пропорциях выставлены конфеты "Коммунарки" и украинские. Наши лежат постоянно, украинские раскупаются".
  
"В магазине завались белорусского шоколада. Только вот разница в цене с импортом составляет не более 1500 рублей", — делает замечание еще один посетитель популярного форума. "Упаковка точно из прошлого века!"; "Выпустите аналоги "Сникерса", "Марса", "Баунти"… дайте белорусские батончики!" — вот лишь немногие нарекания потребителей.
  
Мы решили проверить, действительно ли пропали белорусские конфеты с прилавков магазинов и каким сладостям отдают предпочтение покупатели? Приезжаем со специалистами Белкоопсоюза в Березино, заходим в один из крупных магазинов. На самом видном месте возле кассы — коробки конфет "Коммунарки", фасованные пакетики с карамельками, но ребятишки в основном тянутся за "Чупа-чупсами".
 
— Здесь 110 наименований конфет и шоколадок "Коммунарки" и 20 наименований — импортных. Но люди предпочитают украинские, некоторые только их и покупают, — рассказывает Нина Губич, председатель правления Березинского райпо. — Из белорусских берут "Аленку", "Грильяж", "Суфле". Разница в ценах на наше и импортное не принципиальная: кило "Аленки" стоит 86 тысяч, украинского "Де люкс" — 91 тысяча.
 
Деревня Поплавы, население 600 человек. В единственном магазине в месяц продается 1,5 тонны конфет и шоколада. Из них треть — "Коммунарки", еще треть "Красного пищевика", процентов десять "Рошена", остальные — "Ивкон", "Красный Мозырянин" и импортные. О захвате украинским шоколадом белорусского рынка говорить, конечно, нет смысла.
  
— У многих есть вопросы по срокам оплаты продукции. Условия договоров поставки на 2012 год: "Коммунарка" просит оплату за поставленный товар через 20 дней, тот же "Ивкон" — через 40—45, импортеры — 45—60 дней. И это при том, что оборачиваемость кондитерских изделий в торговой сети 45—50 дней, — приводит цифры Нина Губич. — То есть в случае "Коммунарки" нужно чуть ли не предоставить деньги вперед, потому как за 20 дней распродать всю продукцию нереально.
 
Уже в Минске заходим еще в один из магазинов Белкоопсоюза. На видном месте — конфеты отечественного производства, на укромных нижних полках — украинского. Проходящая мимо женщина, изучив ассортимент, тянется за упаковкой желейных конфет с начинкой именно с нижней полки.
 
— Вы часто покупаете украинские конфеты? — спрашиваю я.
  
— Это разве украинские? — переспрашивает покупательница. — Если честно, не изучала, кто производитель, запомнила, что вкусные, и беру теперь их.
 
Продавцы подтвердили, что люди нередко целенаправленно приходят за украинскими конфетами. Наши тоже берут, среди любимых — "Сорванец", "Аленка" и другие. Только вот аналог украинских "Бешеных пчелок" белорусские производители пока не предложили. Хотя они-то покупателя как раз и привлекают.
 
 — Желейные конфеты с начинкой белорусам пока нечем заменить, сокосодержащих карамелек тоже мало. Нет у "Коммунарки" конфет с нугой, из мягкой молочной карамели, с шипучей начинкой. Зато все это есть у украинских производителей, поэтому покупатель при всем желании купить белорусское, скорее всего, найдет импортное, — анализирует выкладку Ольга Кунцова, заместитель начальника продовольственного отдела управления торговли Белкоопсоюза.
  
"Импорта завозится на 99 % того, что мы можем производить сами. Белорусская "кондитерка" сегодня — мощный гигант, который может конкурировать и по ценовому фактору, и по качеству", — рассказывала на недавней пресс-конференции гендиректор минской "Коммунарки" Наталья Кот.
  
Однако цифры по реализации кондитерских изделий в торговой сети потребительской кооперации говорят об обратном: исходя из данных исследования структуры реализации по потребкооперации, основные объемы приходятся на шоколадные батончики типа "Твикс", "Натс", "Сникерс", "Марс", "Милки Вей", "Пикник", "Кинг Леон" — ни много ни мало 40 %. Четверть от реализуемого импорта — конфеты весовые и в наборах, пятая часть — карамель, оставшийся объем — жевательная резинка, пастило-мармеладные изделия, халва. Может ли сейчас белорусская "кондитерка" заменить аналогичной продукцией тот же "Сникерс"?
 
 — У импортеров закупается в основном ассортимент, не вырабатываемый в республике и пользующийся покупательским спросом. К примеру, многослойные конфеты, жевательные конфеты в завертке, шоколадные батончики с комбинированными корпусами, карамель круглой формы на палочке, — комментирует цифры Ольга Кунцова. — Доля организаций потребительской кооперации в общем объеме товарооборота республики составляет 10 %. Удельный вес кондитерских изделий отечественного производства в общем объеме продажи кондитерских изделий — 90 %. За 2011 год реализовано конфет производства СОАО "Коммунарка" 1900 тонн, конфет импортного производства от всех поставщиков(!) — 600 тонн.
 
 На мой взгляд, обольщаться тем, что продукция "Коммунарки", особенно с учетом ее объемов, продается лучше, не стоит. И конкуренты дышат в затылок, и покупатель хочет иметь за свои деньги лучший продукт.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-15%
-50%
-20%
-30%
-45%
-20%
-30%
0058415