Личный счет


Марина Костюкевич, Михаил Михайлов,

В столичной газете случайно попалось на глаза объявление о том, что предприятие срочно ищет себе сотрудников. Вроде бы и нет ничего удивительного в подобном сообщении. Если бы не несколько но. Во-первых, чем конкретно занимается организация, не указано: в рекламе лишь ни о чем не говорящее название. Во-вторых, таинственный работодатель готов трудоустроить сразу и продавца, и слесаря, и бухгалтера, и строителя, да еще и зарплату обещает от 3 миллионов до 18 миллионов рублей. И, в-третьих, самое главное, в объявлении мелким шрифтом приписана стоимость звонка — от 3 тысяч рублей за минуту разговора. С каких это пор наниматели берут деньги за общение со своими потенциальными работниками? Решила проверить странный телефонный номер, представившись соискателем вакансии продавца.
 
О пользе чтения газет
 
Первое, что услышала, когда дозвонилась, — попала в платную республиканскую справочную службу, где стоимость звонка за минуту для физлиц — 10 тысяч руб­лей, а для организаций — 20 тысяч. Согласитесь, 3 тысячи рублей и 10 тысяч — большая разница. Получается, лукавый предлог "от" в этом тексте вполне можно заменить на математический знак бесконечности.
Дальше — больше. Приятный женский голосок поинтересовался, что за работа нужна и в каком регионе. После чего собеседница продиктовала парочку названий столичных фирм. И лишь только после того, как я напрямую спросила, не в кадровое ли агентство дозвонилась, девушка тихо ответила: "Ну, вроде того. Мы занимаемся подбором вакансий".
 
— И как же мне с вами расплачиваться за помощь?
 
— У нас звонки платные.
 
— Сколько стоит минута общения с вами?
 
— В объявлении все написано!
 
— У меня нет его под рукой!
 
— Мы не знаем тарифов, — удивила ответом собеседница.
 
Гарантировать, что вакансии еще не заняты, сотрудница не смогла, предложив позвонить по выданным ею номерам. Подъехать в офис агентства мне не разрешили, так как работают они только по телефону, а располагаются в Бресте.
Справедливости ради стоит отметить, что по двум предоставленным телефонам вакансии действительно были. Однако обещанную в объявлении зарплату от 3 миллионов рублей предлагать никто из этих работодателей не собирался. Более того, ни один из них не обращался в кадровое агентство. Оба несколько дней назад поместили объявления на специализированных сайтах. Выходит, кадровое агентство из Бреста, мягко говоря, позаимствовало вакансии из Интернета и ловко зарабатывает на них деньги!
 
На законных основаниях?
 
В Белорусском обществе защиты прав потребителей сказали, что с жалобами на кадровые агентства к ним еще никто не обращался, и посоветовали быть внимательными при поиске работы. Потому как непосредственный работодатель не может устанавливать стоимость звонка. А в другой аналогичной структуре были и вовсе категоричны.
 
— Здесь очевидное нарушение ваших прав, — пояснила председатель общественного объединения "Защита потребителя" Ирина Коноплицкая. — В объявлении говорится, что на работу сотрудников приглашает предприятие. На деле выходит, что вакансии предлагает кадровое агентство. А может, человек не хочет иметь дело с ним и желает общаться непосредственно с работодателем? Поэтому в объявлении однозначно содержится ненадлежащая информация. В тексте должно быть указание, что услуги по трудоустройству предлагает именно агентство, а не организация.
 
Получается, что подобное объявление предоставляет неполную информацию и вводит ищущего работу человека в заблуждение по поводу нанимателя. Однако в управлении по защите прав потребителей и контроля за рекламой Минторга, куда я дозвонилась как частное лицо, неприятно удивили:
 
— Вам по указанному номеру предложили варианты трудоустройства? Вас предупредили, что звонок платный? В выходных данных есть информация о рекламодателе: УНП, название? — вопрошала сотрудница управления. — Так чего же вы хотите? В законодательстве нет отдельной нормы, требующей прописывать в объявлениях направление деятельности фирмы. Так что в заблуждение вас не вводили — предоставили вакансии и за звонок взяли деньги.
 
За подбор вакансии столичные агентства берут в среднем 350 тысяч рублей. Работают в основном по предоплате. А это значит, что стопроцентного трудоустройства никто не гарантирует. Более солидные фирмы принимают резюме от ищущих работу бесплатно. После востребования соответствующего специалиста работодатель оплачивает услугу агентства.
 
Секрет телефона
 
Противоречивые комментарии из объединения "Защита потребителя" и Минторга вводят еще в большее заблуждение. Читателю остается надеяться на собственную прозорливость при поиске работы по газетным объявлениям. И особое внимание обращать на телефонные номера и текст мелким шрифтом.
 
На сайте РУП "Белтелеком" можно узнать, что телефонные номера формата 8-902-АВС-хххх и 1ХХ автоматически соединяют с платной справочно-информационной службой. Причем купить номер на подобной линии и предлагать свои консультационные или справочные услуги может любое юрлицо: транспортная компания, турфирма, медцентр, производственное или торговое предприятие…
 
Как пояснили в пресс-службе "Белтелекома", клиент оплачивает услугу за выделение ему номера на справочно-информационной линии и дальше уже решает: брать с абонентов плату за звонок или нет. Тарифы устанавливает сама организация или фирма: может снять и 10 тысяч, и 50 тысяч рублей за минуту после соединения с ее номером. Правда, перед этим клиента обязаны предупредить, что звонок платный.
 
Не думай о минутах свысока
 
В справочной "Белтелекома" решила выяснить, сколько же на самом деле стоит звонок на номер из рекламного объявления. Специалисты национального оператора электросвязи сообщили: тариф на минуту разговора по этому номеру еще недавно составлял 10 тысяч и 20 тысяч рублей для физических и юридических лиц соответственно. Но с 1 июня действуют новые расценки — 25 тысяч и 60 тысяч. Редакции повезло: работу корреспондент искала аккурат в последний майский день. И потратила на это две минуты. Так что, судя по всему, помощь из Бреста обошлась нам как юрлицу в 40 тысяч рублей.
 
Чтобы все-таки разъяснить неразбериху с расценками, пришлось опять позвонить по тому же номеру агентства. А там (на календаре — 6 июня) слышу знакомое сообщение о 10 тысячах и 20 тысячах (напомню: в "Белтелекоме" заверили, что с 1 июня установлены новые, повышенные тарифы!) и долгие гудки ожидания, прерываемые приятным женским голосом: "Пожалуйста, оставайтесь на линии! Ваш звонок нам очень важен!" Еще бы! Не просто важен, а очень дорог в прямом смысле слова: 60 секунд — и 25 тысяч или 60 тысяч рублей падают на счет. Рокфеллер рыдал бы от зависти, узнав о такой скорости зарабатывания денег. Причем, назовем вещи своими именами, из воздуха.
 
На третьей минуте ожидания наш вызов на том конце провода попросту сбросили. То есть некая контора из Бреста опустошила кошелек, прошу заметить, безработного, на 75 тысяч рублей, никаких обещанных вакансий, естественно, не предложив. Вот интересно: такой прием — случайность или маркетинговый ход?
 
P.S. Пообщавшись с представителем Минторга как частное лицо, автор все же решила получить официальный комментарий и ответ на вопрос: насколько согласуется с законом подобное объявление с предложением о трудоустройстве? В пресс-службе ведомства предложили написать запрос. Мы решили не ждать, пока придет ответ: на уловку махинаторов из кадрового агентства за это время, возможно, попадутся десятки доверчивых минчан. Так что мы посчитали своим долгом предупредить наших читателей о такой вот трудовой кадрили. Официальный же ответ из Минторга обязательно опубликуем, как только его получим.
  
В сухом остатке
 
И получается такой расклад: ищущий работу человек (а он априори стеснен в средствах), покупает газету, читает объявление с конкретным предложением и указанием конкретного заработка. Видит стоимость звонка, те самые пресловутые "от 3 тысяч рублей за минуту", и полагает, что это его шанс. А натыкается в лучшем случае на милый голос неизвестной барышни, которая бодренько (впрочем, вероятнее всего медленно, по слогам, время-то идет, денежки капают) зачитывает ему варианты вакансий, информацию о которых она почерпнула в газетах. На выходе чаще всего нет ни работы, ни денег, вполне возможно, последних.
 
Не станем взывать к морали организаторов подобного бизнеса, Бог им судья, хотя думается, такая деятельность сродни воровству копеек из чаши просящего подаяние. Наше мнение — налицо узаконенное мошенничество. Хотя юристы и предпочитают более мягкие определения. И потому хотелось бы получить официальные разъяснения по этому поводу.
Вероятно, и законодателям есть о чем задуматься и разработать все-таки норму, которая обяжет кадровые агентства называть себя полностью, а не маскироваться за ни о чем не говорящими названиями. 
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-14%
-30%
-70%
-25%
-13%
-10%
-30%
-50%
0058415