101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  2. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  3. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  4. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  5. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  6. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  7. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  8. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  9. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  10. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  11. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  12. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  13. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  14. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  15. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  16. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  17. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  18. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  19. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  20. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  21. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  22. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  23. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  24. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  25. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  26. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  27. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  28. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  29. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  30. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
реклама


Дмитрий Умпирович,

www.newhouse.ru
www.newhouse.ru
В который раз одно и то же. Поужинал в кафе, а сдачу получил неполную. Потеря невелика. Всего 700 рублей. Официант округлил счет до тысячи в свою пользу. Разбираться не стал. К чему нервотрепка из–за мелочи? Да еще в присутствии спутницы. Но получилось как в старом анекдоте про пропавшие серебряные ложечки. Осадочек остался...

Кажется, об этом осадочке персонал со своей колокольни особо не задумывается. Ну и пусть этот клиент в следующий раз проигнорирует заведение и предпочтет другое. Местечко–то оживленное. Уйдут одни — придут другие. Вон целая очередь перед входом стоит. Зато копейка лишняя к зарплате. С кого 500 рублей, с кого 700. Обслужил десятерых — вот и тысяч пять–семь в карман набежало. А двадцать посетителей? А тридцать?

Нет, не подумайте, я не жлоб и совсем не против чаевых. Заученно стараюсь оставлять иной раз до десяти процентов от суммы счета. В зависимости от уровня обслуживания. Но как там говорится в наших правилах? Чаевые приветствуются, но всегда остаются на усмотрение клиента. А за что доплачивать, если напитки несли 20 минут, горячее оказалось холодным, а супчик — лишь строкой в чеке, хотя в глаза я его так и не видел? А столичные официанты упорно округляют счета. Хотя попробуй эти же 700 рублей когда–нибудь недоплати сам.

Заметил, что в регионах работники общепита заметно ответственнее и правильнее. Возможно, просто не избалованы частыми денежными благодарностями. Сколько ни обедал в Мяделе или Петрикове, в Пинске или Полоцке, сдачу приносили вплоть до 10 рублей. Пожалуй, этот тот случай, когда я рад, что местный общепит словно застыл еще в советских традициях. Минусов, конечно, тоже хватает, зато официанты приличные.

За рубежом как–то все честнее. Скажем, бывая в США, знаю, что к стоимости блюд в ресторанах накинут еще и проценты (в каждом штате по–разному) за обслуживание. А официанты никогда не додумаются самовольно присвоить себе ни цента, не задав клиенту вопроса "ду ю хэв эни чендж?" (нужна ли вам сдача?).

Чаевые будут клянчить и азиаты. В Шри–Ланке, где я проводил свой отпуск в этом году, как, впрочем, и в Индии, и на Мальдивах, вообще любой туристический каприз, даже маломальский чих, влетает в копеечку. А поскольку турист — это корова священная, вам просто не дадут ничего сделать самим. Отнесли в номер чемодан — заплати, провели экскурсию — накинь гиду процент. И вот даже когда меня черт в общественном туалете дернул спросить, есть ли мыло, уборщику пришлось отдать доллар. Он где–то достал кусок, перегородил проход и честно протянул руку. Мол, я ж работал и старался. Впрочем, мы были готовы и разменяли крупные купюры на мелочь — туристическая фирма о навязчивом сервисе предупредила заранее.

Давать или не давать чаевые, решает, конечно, каждый сам. В одном из отелей Шри–Ланки я внимательно наблюдал за пожилой семейной парой, приехавшей откуда–то из Западной Европы. Они и думать не думали о том, чтобы кому–то и за что–то платить дополнительно. Мы, мол, выложили крупную сумму за путешествие по системе "все включено", а персонал гостиницы просто выполняет свою работу. И тогда я задался вопросом: почему же каждый считал своим долгом так настойчиво требовать деньги с нас? Позже мне объяснили: у туристов из Западной Европы и русскоговорящих попросту разные менталитеты. Первые педантично и скрупулезно всегда что–то требуют, поэтому обслуга с ними ведет себя как с вальяжными барами: боится, но лелеет. А "рашанс" — это туристы разгуляй душа, которым порой не жалко панибратски разбрасываться деньгами. Выходит, это мы их разбаловали.

Разбаловали мы таки и наших минских официантов. Глядишь, если бы каждый, не обращая внимания на обстоятельства, стал требовать рассчитаться точно по чеку, наглости у обслуживающего персонала поубавилось бы.

Ну а пока мы боимся кого–то лишний раз обидеть... И платим за это.

Следите за свежими новостями финансов в социальных сетях!
Вконтакте:
и на Facebook:
-7%
-5%
-10%
-20%
-15%
-30%
-40%
-19%
-25%