Публичный счет


/

Завершающийся пилотный проект народного IPO оказался вполне успешным – размещено около 69% выпущенных акций, и у ОАО "Минский завод игристых вин" появилось 843 новых акционера. Вопреки предположениям скептиков о том, что акции добровольно-принудительно "пристраивали" среди госпредприятий, основным покупателем акций стал именно народ, то есть физические лица (82,2% акций).

Основные итоги размещения сегодня подвел генеральный директор ОАО "Минский завод игристых вин" Леонид Кравчук. Из предложенных к продаже 240 тысяч акций продано 164 704 акции на сумму 28,239 млрд рублей, что составило 68,63% от общего объема эмиссии. Около 40% вырученных средств пойдет на досрочное погашение кредитов, за которые сейчас предприятию приходится платить по 39% годовых.

Представитель "Белгоспищепрома" Сергей Бубенько рассказал, что такой способ привлечения средств признан успешным, кроме того, "можно сделать вывод, что в республике имеются дополнительные источники денежных средств для развития предприятий, в том числе у граждан". 

Действительно, привлеченные средства обошлись предприятию заметно дешевле кредитных, хотя и добавили много новых обязательств. Затраты на привлечение средств составили около 0,4% от привлеченной суммы. Правда, обратил внимание пиар-консультант проекта, директор ООО "Агентство деловых связей" Валентин Лопан, для пилотного проекта были скидки – в частности, основные брокеры, Беларусбанк и Белагропромбанк, оказывали и рекламную поддержку, которая не учтена в бюджете, а также сделали скидку на стоимость своих услуг для физлиц.  

Кто же стал акционером предприятия? По данным Леонида Кравчука, юридические лица (всего их 34) выкупили 17,8% от объема эмиссии, причем административный жим директор опроверг категорически. "Из всех предприятий концерна, а там порядка 60 субъектов хозяйствования, только 6 приобрели акции. Причем те, которые уже сегодня вынашивают мысли проведения аналогичной процедуры продажи акций населению – несколько ликероводочных заводов и фабрика "Слодыч". Все остальные покупатели – частные предприятия", - подчеркнул Кравчук.

Но основными покупателями, как и рассчитывали организаторы, стали физлица.

В топе самых популярных пакетов акций пакет из 10 штук (такое количество акций приобрело 164 человека), 5 штук (151 человек), и уже на третьем месте максимальный пакет из 999 акций (119 физлиц). Минимальным пакетом из 1 акции обзавелось 4 человека. "Я уже догадываюсь, для чего. Это хорошо", - отметил Кравчук.

Акции завода в основном покупали в Минске (81%), 8% выкупили в Минской области, 6% - в Брестской, 2% - в Гродненской.

В результате у государства осталось 81,39% акций ОАО "Минский завод игристых вин", у физлиц – 15,3%, у юридических - 3,31%.

Не обошлось и без накладок, признают организаторы. В частности, из-за проблем с покупкой акций в последний день (технические процедуры требуют времени, что не брали в расчет некоторые покупатели) были претензии – обещали даже жаловаться в Администрацию президента. "Лично был свидетелем, как в последний день продажи акций приходили люди на завод, брали меня за шиворот – день заканчивается, почему бы еще не продлить продажу. И коллеги мои информировали, что это были не единичные случаи, - рассказал Кравчук. - В очередной раз сработала наша ментальность – все откладывать на последний день. Если еще хотя б на недельку операция была продлена, мы бы продали весь пакет".

Интересовались журналисты и судьбой нереализованных акций на 12,9 млрд рублей. По словам Бубенько, концерн уже сегодня обратится в правительство с предложением провести допэмиссию. Но этот допвыпуск будет реализовываться по рыночной стоимости, а не по номиналу и без ограничений, которые были при первичном размещении (то есть покупателями могут стать и нерезиденты, а купить можно будет неограниченное число акций). Вырастет в соответствии со стоимостью чистых активов и номинальная стоимость. По данным предприятия, уже на 1 апреля эта стоимость была примерно на 30% выше стоимости первичного размещения. 

Новые акционеры соберутся на внеочередное собрание ориентировочно в четвертом квартале.

А пока директор отметил, что на заводе уже чувствуют "качественные изменения в себе" и готовятся оправдать доверие. "Но и те, кто приобрел акции, теперь не позволят себе купить другую бутылку, - улыбнулся Кравчук. - Пойдут в магазин, купят бутылку нашего…"

"Своего!" - поправил Лопан.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-12%
-30%
-30%
-35%
-50%
-20%