Личный счет

опубликовано: 
обновлено: 
/

Банкиры все активнее убеждают белорусов как можно шире использовать безналичные платежи по банковским картам. Одним из главных преимуществ называют безопасность "пластиковых" дензнаков - мол, их гораздо труднее украсть злоумышленникам. Но действительно ли защищены клиенты? Практика показывает, что даже карта одного из самых надежных банков страны — не панацея от неприятностей. Вот какая история случилась с минчанином Максимом Делендиком.

"Я пользовался пластиковой картой Visa Classic одного из частных белорусских банков с возможностью оплаты в интернете и международными платежами, - говорит Максим. - Она была привязана к зарплате и исправно работала уже больше года. С картой не было никаких проблем на территории Беларуси. Для обналичивания я использовал ее редко, лишь однажды снимал с нее валюту в одном из банкоматов Москвы.
Максим Делендик
Максим Делендик

Зато платил я этой картой практически везде. Недавно был в командировках - несколько дней в Москве и три дня в Лондоне. За время этих поездок валюту в банкоматах не снимал ни разу, но рассчитывался самой картой по безналичному расчету - кафе, рестораны, гостиница...

Примерно через неделю после возвращения в Минск я получил четыре SMS от банка о том, что с моего счета списаны средства. Немедленно, буквально через пять минут позвонил в банк и попросил заблокировать карту. Время было позднее. Поэтому лично приехать в банк я смог лишь на следующее утро. Был там уже в 9.00.

В банке я написал заявление на опротестование этих платежей и лично продемонстрировал, что карта находится при мне, я ее никому не отдавал, не терял, а пин-код на карте не написан, и хранил я ее в надежном месте.

В банке сказали, что они мои платежи видели. Более того, на момент, когда я писал заявление на опротестование, деньги со счета не уходили, а лишь блокировались - сама транзакция по правилам осуществляется позднее. Сумма, хоть и была в блокировке, но все еще находилась на моем счету - если деньги снимаются через банкомат, то блокировка может занимать несколько дней, а в случае безналичной оплаты - до 30 суток.
 
Работники банка заявили, что им понадобится около месяца для рассмотрения моих заявлений на опротестование. Однако уже через несколько дней проблемная сумма со счета списалась.
 
Через 30 дней мне официально сообщили из банка, что деньги были сняты в банкомате с подтверждением пин-кода. Это произошло в России, в городе Казани, где я вообще ни разу не был, что мог легко подтвердить - ведь в день, когда мне пришли SMS об этих транзакциях, я находился в Минске и сразу позвонил в банк. Более того — незамедлительно приехал. Даже по номеру телефона было понятно, что я нахожусь в Минске.

Далее я начал изучать договор и заметил там интересную вещь. Пластиковая карточка — это собственность банка. Соответственно, я считаю, что не нарушал договор об открытии карт-счета, ведь очевидно, что неизвестным лицом были совершены действия, которые повлекли за собой подделку этой собственности финансового учреждения.

Я работаю в IT-сфере и прекрасно знаю обо всех способах отъема денег, используемых кардерами. Я знаю что такое скрининг, я всегда проверяю банкомат на наличие установленных злоумышленниками считывающих устройств и "лишних" камер, способных "подсмотреть" пин-код при вводе. Я соблюдал договор с банком как мог. И в итоге потерял всю сумму, находившуюся на счете — 800 долларов США. Злоумышленники сняли все подчистую. Если бы там было больше денег, то и потерял бы больше.

Я анализировал ситуации, подобные моей, возникшие в других странах — в Европе, Америке... Там банки в подобных случаях без вопросов возвращают деньги клиенту, ведь понятно, что они были украдены. Все банкоматы оснащены камерами видеофиксации — в случае проведения расследования по всем правилам, нет никакой проблемы не только установить, что деньги в Казани снимал не я, но и получить портрет настоящего злоумышленника, благодаря которому его несложно найти и задержать"
, - размышляет Максим Делендик.

А что же думают об истории Максима сами банкиры? Корреспондент TUT.BY обратился в отдел по связям с общественностью банка, в котором обслуживался наш читатель. Там возникшую ситуацию охарактеризовали как "нехорошую".

- От подобных ситуаций, - подчеркнул глава отдела, - в случае, если клиент сам нарушает правила безопасного использования банковских пластиковых карт, не застрахован ни один из держателей, и ни один банк, к сожалению. Взаимоотношения клиента и банка в любом случае будут разрешены. Но неправильно будет, если они перерастут еще и во взаимоотношения третьих лиц.

Мы решили прислушаться к доводам официального представителя банка и не указывать в нашем материале его названия — во всяком случае, до тех пор, пока расследование истории о пропаже 800 долларов со счета Максима Делендика не будет завершено. Но, коль скоро (и это подтверждают сами банкиры) от подобной опасности не застрахован ни один белорусский держатель пластиковой карты, что простой человек в подобных случаях может сделать?

Ответ на этот вопрос мы получили у весьма авторитетного в Беларуси эксперта в области компьютерной преступности, работающего в одной из силовых структур страны. Свое имя он попросил не называть по оперативным соображениям.
 
– Первое, что человек должен сделать в случае пропажи денег со своего счета (разумеется, после блокирования пластиковой карты) - это незамедлительно обратиться с заявлением в правоохранительные органы. К нему обязательно нужно приложить полный перечень мест, где производилась оплата. Скан карты могли сделать где угодно - и в гостинице, и в ресторане. Особенно - в ресторане, где кроме данных с карточки могли считать и пин-код.

При этом,
- подчеркнул эксперт, - напрягать свою память вовсе не обязательно, т.к. полный и точный список заведений, где клиент воспользовался картой, имеется у банка. Достаточно просто  попросить его специалистов подготовить соответствующую выписку и приложить ее к заявлению.

В случае, если злоумышленник будет установлен, возврат денег вполне возможен. Конечно, вся эта процедура далеко не быстрая, она требует сбора, обобщения и анализа информации. Выясняться и сопоставляться будет абсолютно все — где имели место факты оплаты по счетам, после чего последовало похищение денег... Если это произошло в России (ваш читатель утверждает, что деньги были сняты в банкомате в городе Казани), то лучше напрямую обратиться именно в местные правоохранительные органы - так будет сэкономлено драгоценное время.
 
Кстати,
- сказал в заключение специалист, - банк подобными расследованиями (за исключением внутренних) не занимается, это прерогатива правоохранительных органов.

Мы передали советы эксперта Максиму Делендику, и он пообещал в самое ближайшее время обратиться с заявлением к стражам порядка. А пока, пожалуй, будет не лишним напомнить нашим читателям об основных способах хищений денег с пластиковых карт и мерах, которые позволят противостоять злоумышленникам.

Найдет ли российская полиция кибер-злоумышленника из Казани, который опустошил счет Максима Делендика, покажет расследование. Мы будем следить за развитием ситуации.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-20%
-10%
-18%
-20%
-70%
-40%