Публичный счет


/

В июне Беларусь получила очередные 440 млн долларов – третий транш кредита Антикризисного фонда Евразийского банка развития. При этом, как следует из опубликованного на сайте АКФ отчета, датированного также июнем, несколько важных условий пока остаются невыполненными. Кроме того, АКФ обратил внимание на основные риски белорусской экономики.

В очередной раз констатировав "достаточную хрупкость" достигнутого в Беларуси равновесия, эксперты настойчиво рекомендуют не уходить от жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Опасный рост

"Любые попытки искусственно стимулировать экономику для достижения запланированного властями роста ВВП на уровне 5% будут оказывать сильное давление на уровень международных резервов, валютный курс и инфляцию и через накопление структурных диспропорций снизят конкурентоспособность экономики".

К тем же результатам может привести стремление властей значительно повысить заработную плату. Управляющий предлагает удовлетвориться приростом на уровне 2-3%, ограничив кредитование в рамках госпрограмм семью триллионами рублей и не форсируя рост кредитования в экономике в целом.

Лишние деньги

АКФ констатирует актуальность проблемы избыточной ликвидности в белорусских банках. "Установление положительных реальных процентных ставок и ограничение объёма госпрограмм вызвали рост ликвидности в коммерческих банках", - отмечено в отчете. То есть даже с учетом инфляции процентные ставки по рублевым депозитам оказались выше, чем по валютным, в результате чего у банков образовались "лишние" деньги, которые сложно пристраивать в виде кредитов. Впрочем, уже в конце июля - начале августа в белорусских банках констатировали активизацию рублевого кредитования, что вместе с шагами Нацбанка по изъятию избыточной ликвидности должно решить проблему.

Управляющий рекомендует не увеличивать кредитование экономики более чем на 15% в 2012 году и сокращать текущую ставку рефинансирования постепенно.

Дефицит в избытке

Размер дефицита счета текущих операций (а в прошлом году этот показатель сыграл роковую роль в формировании волны белорусского кризиса) сильно зависит от энергетических субсидий России и внешней конъюнктуры, а уровень золотовалютных резервов, наоборот, недостаточен, констатировали в АКФ.

Отмеченное в 2012 году улучшение внешнеторговых дисбалансов, по оценке экспертов, в основном обусловлено новыми энергетическими субсидиями от России.

"Ввиду существования возможности негативного развития событий, в рамках которого в течение оставшейся части 2012-го мировые цены на нефть останутся в районе 80 долларов за баррель и темпы роста ВВП России снизятся до 2% годовых, особенно важно придерживаться сдерживающей монетарной политики и продолжать пополнять международные резервы из недолговых источников, так как возможность привлечения внешнего финансирования значительно сократится. Иначе инфляция может достигнуть 50%, а международные резервы снизятся до 1 месяца импорта при минимальном росте ВВП", - предупреждают эксперты.

Впрочем, уже к концу нынешнего года власти Беларуси обещают нарастить золотовалютные резервы до размера двух месяцев импорта против 1,1 месяца на 1 мая.

15 из 17

Для получения третьего транша Беларусь должна была выполнить 17 показателей, из которых к июню осилила 15. АКФ отмечает, что обещанное повышение акцизов на алкоголь и табачные изделия выполнено с опозданием на месяц (1 апреля против 28 февраля), а условие по уровню чистого кредитования государственных программ из правительственных депозитов считается выполненным только с учетом использования правила автокорректировки. Невыполненные условия касаются повышения тарифов на услуги транспорта и ЖКХ.

Тарифы на услуги ЖКХ должны были обеспечивать покрытие за счет средств населения не менее 30% затрат в 2011 году, а по итогам года они покрывали 25,9% затрат. 1 июня тарифы на услуги ЖКХ, включая газ и электрическую энергию, повышены в среднем на 20%, при этом затраты росли быстрее, и уровень покрытия затрат после июньского повышения составил 23%.

Аналогичная проблема и с тарифами на услуги транспорта. По итогам года население должно было покрывать не менее 70% затрат, а фактическая цифра составила в среднем 58% (в Минске - 34,4%, в областях - 64,2%). В апреле тарифы на услуги пассажирского транспорта были повышены на 15-20%, однако уровень возмещения затрат снизился в областях до 53%, в Минске – до 34,2%.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-25%
-50%
-20%
-10%
-30%
-15%
-10%
-10%
-20%
-10%
-70%