101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  2. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  3. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  4. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  5. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  6. Коронавирус в Беларуси: данные Минздрава за последние сутки
  7. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  8. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  9. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  10. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  11. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  12. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  13. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  14. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  15. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  16. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  17. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  18. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  19. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  20. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  21. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  22. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  23. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  24. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  25. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  26. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  27. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  28. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  29. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  30. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
реклама


Алесь Гизун, Юля Харкевич,

Фото с сайта intex-press.by
Фото с сайта intex-press.by
"Как ни посмотришь в газеты, везде пишут, что зарплаты растут. А в наши расчетки посмотришь – плакать хочется! И тем, кто 30 лет на этом предприятии проработал, и молодым, которым детей в школу отправлять надо и кредиты выплачивать", – возмущались рабочие, которые 10 августа отказались приступать к работе, требуя повышения заработной платы и диалога с начальством.
 
Собравшиеся на акции протеста несколько десятков человек демонстрировали начальству расчетные листки. В большинстве из них в графе "итого" значатся суммы от 1,5 до 2,7 млн руб. "Как на 2 миллиона мне прокормить двоих детей? А как мне их собрать в школу? И какую зарплату я буду получать зимой, если в самый разгар дорожных работ мне платят такую сумму?" – недоумевал один из рабочих.
 
По словам дорожных рабочих, до них регулярно доходит информация о повышении тарифной ставки по предприятию, по телевизору также регулярно слышны обещания, связанные с заветными 500 долларами, однако на размере их заработной платы это не отражается. А последней каплей терпения рабочих стала информация о зарплате за июль: получив расчетные листки, многие из них увидели, что по сравнению с предыдущим месяцем зарплата уменьшилась.
 
"Люди переволновались"

Впрочем, руководство дорожного предприятия не считает претензии работников обоснованными. "Работники не приняли во внимание несколько факторов, и самый главный из них – количество отработанных часов, которое по сравнению с прошлым месяцем уменьшилось. В июне больше времени рабочие были задействованы на разгрузочных работах, а доплаты за это выше. Словом, ни о каком падении зарплаты не может быть и речи", – прокомментировал возникший конфликт Андрей Иванов, гендиректор РУП "Автострада", на встрече с работниками, состоявшейся 13 августа.
 
Более того, отметил директор, рост производительности труда на предприятии не успевает за ростом заработной платы – рост заработка к периоду прошлого года составил 198%, а производительность – 171%. Директор предприятия также пояснил, что тарифная ставка первого разряда в течение года повышалась 4 раза: если в начале года она составляла 260 тыс. руб., то на сегодня выросла до 530 тысяч. По показателю среднемесячной зарплаты ДЭУ-3 находится на 4-м месте среди десяти управлений, принадлежащих "РУП "Автострада", – средняя зарплата рабочих за полгода составила 2,6 млн руб.
 
По мнению начальника ДЭУ-3 Александра Винничка, причиной "беспокойства" рабочих могла стать приближающаяся реорганизация предприятия. "Люди переволновались из-за неожиданной смены подчиненности. Согласно постановлению Совета министров, наше управление переходит в состав РУП "Бреставтодор". Одним словом, если раньше мы находились в подчинении у Минска, то теперь будем подчиняться области. Рабочие же считают, что, если реорганизация, значит, развал. Как им доказать обратное?" – недоумевает начальник дорожного управления.
 
Около 40 работников ДЭУ-3 10 августа отказались приступать к работе, демонстрируя тем самым недовольство низкой зарплатой. В свою очередь руководство управления не считает протест рабочих обоснованным и утверждает, что размер зарплаты вполне сопоставим с производительностью труда.
 
Заместитель гендиректора департамента "Белавтодор" Елена Пунчик пообещала рабочим, что в результате смены подчиненности не пострадает ни один из них – сокращений не будет, границы обслуживаемого участка дороги не изменятся, а работники окажутся в подчинении "грамотного и хозяйственного" человека. "Как таковой причины трудового спора, возникшего между руководством и работниками ДЭУ-3, я не вижу. Просто людям не хватает информации, им не объясняют, за что они получают деньги, как начисляется зарплата. Если бы руководство больше времени посвящало подчиненным, конфликта бы не возникло", – считает Елена Пунчик.
 
Сами же работники утверждают – "трудовой спор", возникший 10 августа, однозначно пошел на пользу, во всяком случае, заработной плате. Утром 10 августа после акции протеста на счет ДЭУ-3 были перечислены денежные средства в размере около 50 млн руб. А 14 августа рабочие получили на руки новые расчетки, в которых за счет увеличения процента премии фигурировали несколько большие, чем в предыдущих листках, цифры.
 
Чемодан, вокзал, Россия?

Несмотря на то, что средняя зарплата по ДЭУ является одной из самых "лакомых" как по РУП "Белавтострада", так и по всем предприятиям Департамента "Белавтодор", едва ли ее можно назвать пределом мечтаний дорожных работяг. Показателем недовольства заработком является и значительная текучесть кадров по дорожному управлению.
 
"Я вообще не понимаю, как некоторые, особенно молодые парни, продолжают работать в таких условиях? Имей бы я возможность оставить престарелых родителей и уехать в Россию – не упустил бы такого шанса. Тем более предложений работы предостаточно", – поделился Валентин, дорожный рабочий ДЭУ-3.
 
Предложений, даже на официальном сайте российской Федеральной службы по труду и занятости, действительно много. Если говорить конкретно о дорожных рабочих, то только в Подмосковье их требуется порядка двух тысяч. Средняя зарплата, фигурирующая в объявлениях, – примерно 5–9 млн руб. в эквиваленте. Белорусский республиканский банк вакансий со своей стороны предлагает порядка 400 свободных мест для дорожных работников. Максимальная заработная плата в предложениях – 4,8 млн руб., средняя – порядка 2 млн руб.
 
Точную цифру граждан, покинувших Беларусь в поисках "длинного" российского рубля, назвать невозможно, однако неофициальная цифра близка к 60 тысячам, сообщает БелаПАН, ссылаясь на слова одного из чиновников. А с учетом данных о номинальной зарплате, которые приводит международная статистика, основания для "оттока" в страну-соседку у белорусов имеются. Согласно последним данным статистического комитета СНГ, заработная плата по России составила 840 долларов США, в то время как в Беларуси она – 426.
 
"Власти, можно сказать, сами выталкивают своих людей за рубеж: дорожные работники в пик сезона зарабатывают 2,5 миллиона – и это в лучшем случае. При сегодняшних ценах зарплата должна начинаться с суммы в три миллиона", – считает председатель Брестской областной региональной организации Свободного профсоюза Белорусского Валентин Лазаренков.
 
 
TOP-3 новейших протестов рабочих в Беларуси

1. Парни с "Гранита"

В конце 2011 года более 200 работников предприятия по добыче строительного камня РУПП "Гранит" (Лунинецкий район) вышли из официального профсоюза и заявили о намерении создать первичную структуру Белорусского независимого профсоюза. Подобным протестом рабочие хотели добиться реального признания своих прав со стороны руководства предприятия и добросовестной оплаты своего труда. В результате создать реально действующий новый профсоюз работникам "Гранита" так и не разрешили, а его неофициального лидера Олега Стахиевича и еще несколько активистов спустя несколько месяцев уволили. Правда, зарплата остальных рабочих предприятия после этого инцидента резко увеличилась.

2. Гордые пинчуки

Протест, подобный тому, что случился на "Граните", в июле 2012 года повторился на заводе строганого шпона и мебели в Пинске (часть холдинга "Пинскдрев"). Около двух сотен возмущенных низкими зарплатами работников завода тоже подали заявления о выходе из официального профсоюза. В итоге – инициатор протеста Дмитрий Кудренок уволен "за систематическое неисполнение служебных обязательств", а виновными в сложившейся ситуации руководство предприятия назвало самих рабочих, которые "плохо работают".

3. Гродно волнуется раз…

Примерно в это же время, в июле текущего года, стало известно о волнениях на ОАО "Гродно Азот", где рабочие высказали несогласие с изменениями труда на предприятии. Люди обратились за помощью в Белорусский независимый профсоюз, который в свою очередь попросил разобраться в ситуации прокуратуру, признавшей в итоге факт давления на работников. До сих пор ситуация на предприятии остается нерешенной, однако действие новой аттестации, вызвавшей недовольство работников, пока временно приостановлено.
 
-8%
-10%
-50%
-20%
-11%
-20%