Налегке
Идея Банк
11%
12 месяцев
РРБ-Банк
12%
Оранжевая мечта - Go Кэш
Белорусский народный банк
14.9%

Все кредиты

Личный счет


Оксана Захарова,

Фото с сайта ng.by
Фото с сайта ng.by
Походы по магазинам и рынкам накануне учебного года — само по себе испытание терпения родителей. Что и говорить, будь то гимназия, обычная школа, детский сад или ясли, каждому хочется, чтобы любимое чадо выглядело не хуже ровесников. Не ошибусь, если скажу, что покупка обуви при этом зачастую превращается в непростую задачу. Даже когда находится нужная модель, может не оказаться подходящего размера, и наоборот — обувь придется по ноге, но не нравится фасон. Хочется к тому же, чтобы цена на обновку не была заоблачной, не била по семейному бюджету.
 
Как известно, детская обувь носится один-два сезона, не больше. А требования к качеству товара предъявляются высокие. Сегодня все больше мам и пап останавливают свой выбор на обуви только из натуральных и экологически чистых материалов, понимая, что от этого зависит здоровье ребенка. Но в таком случае цена на туфельки, босоножки, ботиночки не намного дешевле, чем на обувь для взрослых. В чем причина такой немалой стоимости и есть ли способы ее уменьшить, попыталась выяснить корреспондент “НГ”.
 
Каждый шовчик продуман

В детском обувном отделе столичного ЦУМа к прилавкам не протолкнуться. Оно и понятно — накануне 1 сентября самый пик продаж. Возле стеллажа с ассортиментом для мальчиков немолодая женщина пытается с помощью продавца выбрать две пары кроссовок для внуков.
 
— Берите, если не подойдут, то вернете. Примем без проблем. Но лучше было бы примерить, — заботливо советует молоденькая продавщица.
 
— Не получится, внуки живут в Брянске, — вздыхает покупательница. — Это не значит, что у них там мало обуви в продаже, но в основном, это китайский ширпотреб, он очень плохо носится.
 
— Обуть детишек сегодня стоит недешево, — присоединяется к разговору покупательница, рядом с которой сынишка лет десяти. — А вы посоветуйте дочке перенять мой опыт. У меня двое мальчишек, и, как правило, младший “наследует” обувь старшего. А мои знакомые, например, покупают для своих малышей бэушную обувь по объявлению, через интернет. Хотя врачи против таких покупок. Говорят, что это негигиенично, да и походку ребенку можно испортить. А чтобы кроссовки, туфли или ботинки “относили” потраченные на них деньги, я выбираю обувь только белорусского производства — в них каждый шовчик к шовчику.
 
ЗАПРОТИВ
Владислав КАРПОВИЧ, предприниматель, Минск:

— У каждого покупателя должен быть выбор, ведь уровень доходов у людей разный. Если кто-то может позволить себе купить дорогую детскую обувь, то пусть ее покупает. В одном столичном бутике я видел сандалики и туфельки для подростков по цене от миллиона за пару. Конечно, эту обувь можно назвать эксклюзивной. Она расписана вручную, позолоченная, с аппликациями из меха. И, по словам продавца, торговля идет бойко. Но считаю, что и недорогой обуви должно быть больше.
Татьяна ТИМОШЕНКО, молодая мама, Скидель:

— Я считаю, что цена детской обуви не должна быть нагрузкой для семейного бюджета. Иногда школьнику приходится переодеваться и переобуваться за день несколько раз. Значит, наготове у мамы должен быть запас обуви из 3—4 пар. А если детишек несколько? Пусть и босоножки и сандалики лучше будут из текстиля или качественного кожзаменителя, но их можно будет, не жалея, выбрасывать, когда малыш подрастет.
Чему тут удивляться? Продукция отечественных обувщиков всегда пользовалась спросом. И во времена Союза крупнейшие наши предприятия поставляли свой товар во все республики большой страны.
 
— Белорусская детская обувь действительно один из отечественных брендов, — подтверждает товаровед секции детской обуви столичного ЦУМа Марина Хайченко. — К тому же качество продукции наших предприятий за последние годы особенно выросло, расширился и модельный ряд различных видов обуви. Это подтверждают и наши постоянные покупатели. А это, кстати, не только минчане, но и те, кто наведывается к нам из соседних регионов и даже из-за границы.
 
Что под стразами?

Но и цена не стоит на месте. Некоторые модели, можно сказать, почти догоняют по стоимости такие же импортные. Например, босоножки для малыша 19-го размера производства фабрики “Чевляр” предлагаются покупателю за 191 тысячу рублей, а похожая российская модель фабрики “Котофей” стоит 234 тысячи. Но если белорусская детская обувь ценится из-за своего качества, то российская и китайская привлекают более броским и ярким видом, наличием разнообразной фурнитуры — заклепками, стразами, множеством деталей отделки. Что и говорить, импортная, с украшениями китайская обувь быстрее привлекает внимание. Правда, нередко ими прикрывается далеко не лучшее качество сырья. Стразы отклеиваются достаточно быстро, теряются заклепки, и внешний вид изделия утрачивает свою привлекательность.
 
Ассортимент детской обуви в Докшицком “Детском мире”, достаточно разнообразный, хотя на полках, в основном, продукция белорусских производителей. Большинство покупателей выходят из отдела с обувными коробками в руках. К слову, цены на детскую обувь здесь такие же, как в столичном ЦУМе.
 
— Неплохо раскупается продукция таких отечественных производителей, как Лидская обувная фабрика, гродненское предприятие “Неман”. Наши Машеньки и Сашеньки охотно обувают туфельки, ботиночки и сандалии от “Марко” и “Шаговиты”, — поясняет продавец отдела детской обуви Ирина Потемкина.
 
Самый пик продажи, как правило, начинается перед первым сентября. Родители стараются нарядить своих чад непременно во все новое, и чтоб “не хуже, чем у других”. Но как быть, если пары тех же кроссовок или ботинок иному озорнику на учебный год едва хватает? Судя по тому что нынче и в деревне не встретишь босоного подростка, и уж тем более дошкольника, родители выкручиваются, как могут, даже себя ущемляя в обновках.
 
Качество стоит денег

О претензиях и запросах потребителей знают не понаслышке и в концерне “Беллегпром”. Развитию обувной отрасли здесь всегда уделялось первостепенное внимание, ведь производство детской обуви — одно из приоритетных направлений в программе по импортозамещению. Как рассказали в пресс-службе концерна, в первом полугодии текущего года десятью обувными предприятиями “Беллегпрома” для наших самых юных граждан произведено 754 тысячи пар обуви. Из них поставлено на внутренний рынок — 603 тысячи пар. Ежегодное обновление модельного ряда достигается на уровне 70—100 процентов.
 
Как объяснили специалисты ведомства, небольшая разница в цене на белорусскую и импортную детскую обувь зависит от ряда причин. На наших фабриках она изготавливаются из натуральной кожи и фурнитуры, которая закупается за валюту, а это сказывается на стоимости готовой продукции. Ведь качество всегда стоит денег.
 
К тому же производство обуви для детей — очень трудоемкий процесс. Изготовить одну пару крохотных босоножек бывает сложнее, чем пару ботинок “взрослого” размера. В советские времена государство дотировало производство обуви для детей, поэтому она и была дешевле. Не стоит забывать, что размерный ряд такого рода товара расширился. Теперь, например, в детском отделе обувного магазина можно купить обувь для девочек 40-го размера и для мальчиков 43,5.
 
— Детский товар — это особая категория. И обувь для ребятишек должна быть как премиум-, так и экономкласса, — считает заведующий кафедрой менеджмента БГУ Борис Паньшин. — Отечественная обувь даже для самых маленьких может содержать национальные мотивы, тогда это будет своего рода сувенирная продукция, которая неплохо будет продаваться и за рубежом.
По мнению Бориса Николаевича, белорусским производителям необходимо проявлять больше выдумки и находчивости в дизайне. Использовать как современные, так и традиционные для нашей страны материалы. А для удешевления детской обуви, может быть, стоит покупать менее дорогие составляющие за границей или искать внутри страны сырье должного качества по приемлемой цене.
 
В начале текущего года Премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович на совещании по вопросам развития кожевенно-обувной промышленности обратил внимание на тот факт, что нашим обувщикам не хватает качественных материалов собственного производства, особенно категории “люкс”. В этом плане у руководителя правительства были претензии, как к кожевенной отрасли, так и непосредственно к обувным предприятиям и их технологам.
 
Своя ниша на рынке

Впрочем, некоторые белорусские обувные предприятия уже идут по этому пути, стараются находить способы удешевления продукции и при этом делают ее более качественной. Что касается ОАО “Лидская обувная фабрика”, то объем производства детской обуви здесь составляет 35 процентов от всего количества выпускаемой продукции. Лидские обувщики довольно часто обновляют модели, следят за тенденциями мировой моды и ищут свою нишу на рынке.
 
— Если в прошлом году хитом у нас была войлочная обувь, то нынче, готовясь к осенне-зимнему сезону, мы осваиваем производство водонепроницаемых “дутых” сапожек, — поделилась планами предприятия директор Анна Панасюк. — Летом поставили на рынок льняную коллекцию. Для пошива легких ботиночек, босоножек и туфелек из этого натурального материала использовали ткани Оршанского льнокомбината. На сегодняшний день они отвечают всем нашим требованиям по качеству. Нашу детскую обувь по достоинству оценивают в России, Литве и Латвии. Прибалтийским странам, к слову, особенно понравилась обувь из войлока. 
Нужные услуги в нужный момент
0058433