Личный счет


Магда Крепак,

Фото с сайта telegraf.by
Фото с сайта telegraf.by
Год назад, посчитав, что в кризис молодых людей надо поддержать, столичные власти предоставили студентам вузов и учащимся колледжей, лицеев дневной формы обучения право бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Скоро, однако, выяснилось: эту преференцию многие восприняли как нечто само собой разумеющееся, как подарок на всю оставшуюся жизнь.

До сентября прошлого года эта тема — дармовое пользование транспортом — не слишком муссировалась молодежью

А тут одно за другим письма в редакцию, звонки, обсуждения на форумах. Изложить мнения стремятся ярые сторонники льготы и принципиальные противники, и у каждого — свои аргументы. Отчего же все всполошились? Посетитель одного из форумов по этому поводу высказался коротко, но емко: "Что поделать, такими нас воспитала советская система: получив однажды что-то на халяву, трудно потом привыкать получать то же самое за деньги".
 
Истоки

Год назад, посчитав, что в кризис молодых людей надо поддержать, столичные власти предоставили студентам вузов и учащимся колледжей, лицеев дневной формы обучения право бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Надо сказать, после принятия в 2007 году "Закона о государственных социальных льготах, правах и гарантиях…" большинство студентов отвыкли от льготного проезда, а те, что помоложе, и привыкнуть не успели. И вдруг счастье свалилось…
 
Скоро, однако, выяснилось: эту преференцию многие восприняли как нечто само собой разумеющееся, как подарок на всю оставшуюся жизнь. И ее "отъем" теперь расценивают не иначе как покушение на права личности.
 
В принципе, я не противник льгот (кстати, мой старший сын — учащийся колледжа). И прекрасно знаю, что среди студентов есть те, кому непросто сводить концы с концами. Такие люди есть в каждой группе населения, в том числе среди пенсионеров и даже работающих. Разве шикарно живут учителя, медики, получающие довольно скромную зарплату за свою сверхсложную работу?..
 
Я и мои коллеги несколько раз проводили на улицах Минска опрос горожан на эту тему. И вот какую закономерность отметили: зачастую первой реакцией наших собеседников становится, так сказать, забота о благе всего человечества. В смысле, хорошо бы всем льготы дать: и студентам, и пенсионерам, и молодым мамам в декрете… Прекрасная мысль! Да вот только где деньги взять? Когда диалог поворачивается в эту плоскость, люди на улицах склоняются к иному взгляду на проблему: помогать нужно тем, кто в этом действительно нуждается.
 
Помощь по адресу

Кто-то скажет, что все студенты нуждаются в помощи: стипендии небольшие, а многие и этого не имеют да еще за учебу платят. Не хочется развивать доводы, примелькавшиеся за эти несколько месяцев в газетах и на сайтах: о крутых парнях, приезжающих на учебу на автомобилях; о дискотеках и клубах, куда вход отнюдь не бесплатный; наконец, о том, что студенты, желающие иметь относительную финансовую свободу, подрабатывают (в 1980-е я сама, как многие мои однокурсники, училась на дневном и работала со 2-го курса)…
 
Приведу иной пример. Как-то на станцию метро "Октябрьская" вместе со мной зашли две девушки, только я — через турникеты, а они со студбилетами — через пункт ручного контроля. Вместе сели на "Купаловской" в поезд, вместе вышли на "Пушкинской" к остановке. В ожидании автобуса девчата договорились: "В 28-й не полезем, народу тьма". И заскочили в пришедшую вскоре маршрутку… Вполне стандартная ситуация.
 
Считаете, что транспортная льгота кардинально решает проб­лему дефицита студенческого бюджета? Давайте подойдем к проблеме с другой стороны. Месячный проездной на один вид транспорта стоит 61.600 рублей, на два — 82.400, на три — 98.200, на все виды — 111.100 рублей. Большинство студентов пользуется двумя или тремя видами. Значит, за 10 месяцев, в течение которых действует льгота, каждый экономил примерно от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. Много ли вы знаете студентов, имеющих мобильник дешевле этой суммы? Причем подавляющая часть молодежи меняет их не реже одного раза в год. Значит, не так уж и туго с финансами?
 
Однако, несомненно, есть студенты, которые не могут позволить себе лишних расходов. Возможно, это ребята и девушки из неполных семей, или те, кому родители не в состоянии помочь материально, или молодые люди, живущие на съемных квартирах… О таких учащихся обычно знают в деканате. Как правило, и однокурсникам известны их проблемы. Кстати, в некоторых вузах одно время выделяли матпомощь на группы, и студенты сами определяли несколько человек, кому эти деньги нужнее. Самое правильное было бы поддержать именно таких молодых людей, возможно, целевым выделением средств или, например, оплатой проездных билетов…
 
Бухгалтерия в масштабе

"Неужели жалко выделить студенту на поездки 6 тысяч рублей в день?" — упрекают поборники льгот городские власти. Казалось бы, 6 тысяч — мелочь какая! Но на деле…
 
Точной ежемесячной суммы, которую город направлял транс­портникам на компенсацию студенческой льготы, я не знаю. Но приблизительно посчитать несложно. В Минске в минувшем учебном году было более 200 тысяч студентов и учащихся. Даже если представить, что они ездили на учебу и обратно только в будни и пользовались одним видом транспорта (что маловероятно), их бесплатное передвижение обходилось городу в сумму более 13 миллиардов руб­лей (200.000х2х1.500х22 дня). Но в реальности большая часть учащейся молодежи ездит по городу и в выходные, пользуясь при этом двумя-тремя видами транс­порта. Так что суммы дотации гораздо больше.
 
К чему это я?
 
В редакцию часто обращаются читатели из новых жилых районов, рассказывая, как трудно бывает добраться с окраин в центр города, особенно в часы пик. Троллейбусные линии в эти уголки столицы еще не проведены, а автобусов в городе катастрофически не хватает! Ведь многие из них кроме основных маршрутов обслуживают и временные, подменяя электротранспорт там, где в период дорожно-ремонтных работ троллейбусы и трамваи не ходят…
 
Это не значит, конечно, что автобусы нужно покупать именно за счет студенческих льгот, но призадуматься есть о чем.
 
Гибкости не хватает

Но если бюджет все-таки позволит когда-то снова учредить льготы, то, наверное, правильнее было бы делать скидки на проезд, например 30 или 50 процентов, студентам, пенсионерам, а может, и другим категориям граждан или их не очень обеспеченным представителям.
 
Как осуществить эту идею на практике? Печатать скидочные талоны или проездные? Тоже немалые расходы. Продавать студентам обычные проездные по урезанной цене? Есть вероятность, что по одному студбилету их сможет покупать не один десяток человек. Продавать проездные в деканатах под роспись? Вряд ли вузы возьмут на себя лишние финансовые хлопоты.
 
На мой взгляд, выход в другом: нужно быстрее реализовать идею электронных проездных, или автоматизированной системы оплаты проезда. Затея недешевая, но она позволит не только ранжировать поездки по дальности, продолжительности, количеству, но и учредить множество вариантов проездных билетов. При этом без особых дополнительных затрат можно будет вводить при необходимости гибкие скидки. Например, в рабочие дни — одна стоимость проезда и определенная скидка, в выходные — другая; покупаешь проездной на неделю — нет преференций, на три месяца — скидка 30 процентов. И так далее.
Минск, надо признать, с этой системой припоздал. Надо торопиться. И тогда часть "льготных" проблем, возможно, отпадет сама собой.
 

Во время опросов, которые проводили наши корреспонденты, многие горожане поначалу пытались проявить заботу о благе всего человечества: хорошо бы всем льготы дать — и студентам, и пенсионерам, и молодым мамам в декрете. Но, подумав, люди склонялись к иному взгляду на проблему: помогать нужно тем, кто в этом действительно нуждается.
 
Цена одного короткого автобуса "МАЗ-206", как рассказали нам на предприятии, — от 800 миллионов рублей и выше, а сочлененного, например "МАЗ-105", — около 1,5 миллиарда и выше. Вот и посчитайте, сколько автобусов можно купить на средства, выделенные в качестве дотации за бесплатный проезд.
 
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-25%
-20%
-20%
-50%
-25%
-30%
0058043